Архиепископ
Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая)
1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) —
выдающийся
русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной
церкви; с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и
Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и
исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году;
память — 29 мая по юлианскому календарю.
Валентин
Феликсович Войно-Ясенецкий родился в семье аптекаря, третьим из пятерых
детей. Род Войно-Ясенецких, довольно древний, известен с XVI столетия.
Его представители служили при дворе польских и литовских королей. Но
постепенно род обеднел, и уже дед Валентина Феликсовича жил в
Могилевской губернии в курной избе, ходил в лаптях, хотя, правда, имел
мельницу. Сын его, Феликс Станиславович, выбрался из деревенской глуши,
получил образование и стал провизором. Но аптека, владельцем которой он
был, больших доходов не приносила, и он перешел на государственную
службу, оставаясь служащим до самой смерти.
В конце
1880 года семья Войно-Ясенецких переехала в Киев и поселилась на
Крещатике. Семейные отношения в доме определяла мать Мария Дмитриевна
(до замужества Кудрина), воспитывавшая своих детей в православных
традициях. На формирование веры молодого Валентина, несомненно,
повлияла близость такого уникального центра Православия, как
Киево-Печерская лавра. Церковная жизнь, бившая здесь ключом, тысячи
богомольцев, шедших на поклонение киевским святыням, - все это давало
богатую пищу для размышлений юноше. Некоторое время Валентин увлекался
идеями толстовства и даже написал письмо Л.Н. Толстому, в котором
просил разрешения у графа приехать в Ясную Поляну. Но попавшая в руки
юноши книжка Л. Толстого "В чем моя вера?" отбила желание ехать в Ясную
Поляну - Валентин понял, что толстовство есть издевательство над
Православием.
С детских
лет у Валентина обнаружились способности к рисованию, и он параллельно
с гимназией успешно окончил Киевское художественное училище. Собирался
поступать в Петербургскую академию художеств, но по размышлении о
выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что
"полезно для страдающих людей", и избрал медицину. В 1898 году он стал
студентом медицинского факультета Киевского университета св. Владимира,
который окончил в 1903 году, намереваясь всю жизнь быть "мужицким",
земским врачом, помогать бедным людям.
Но
грянула русско-японская война, и молодой врач в составе отряда
Киевского Красного Креста 30 марта 1904 года выезжает на Дальний
Восток. Отряд расположился в Чите, где молодой хирург был назначен
заведующим хирургическим отделением. Операции, проводимые им, были
сложными и проходили безупречно, неудач не было. Здесь же, в Чите,
Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с
ней.
В 1916
году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию на тему
"Региональная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург
Мартынов сказал: "Когда я читал вашу книгу, то получил впечатление
пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Варшавский
университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за
лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
С 1917 по
1923 год Валентин Феликсович работает главным врачом Ташкентской
городской больницы и преподает в медицинской школе, преобразованной
затем в медицинский факультет. В конце 1918 года он по ложному доносу
был арестован и привезен в железнодорожные мастерские, где скорый суд
вершила "чрезвычайная тройка". На разбор каждого привезенного "судьи"
тратили не больше трех минут, приговор обычно был один - расстрел.
Осужденных тут же и расстреливали. И только случайное прибытие в
мастерские видного партийца, который знал в лицо главного врача
больницы, спасло Валентина Феликсовича от расстрела.
В 1919
году от туберкулеза легких умирает жена Валентина Феликсовича, Анна,
оставив на руках мужа четверых детей. В то время В.Ф. Войно-Ясенецкий
возглавил кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии
открывшегося в Ташкенте Туркестанского государственного университета.
Активно участвует он и в церковной жизни. На одном из церковных съездов
Ташкентской епархии его доклад получил высокую оценку епископа
Ташкентского Иннокентия (Пустынского). "Доктор, вам надо быть
священником", - сказал владыка. "У меня не было мыслей о священстве, -
вспоминал Валентин Феликсович, - но слова Преосвященного Иннокентия я
принял как Божий призыв архиерейскими устами и ни минуты не размышляя
ответил: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
В
праздник Сретения Господня в 1921 году Войно-Ясенецкий был рукоположен
в сан иерея владыкой, который и определил его служить в ташкентском
соборе с возложением на него обязанностей проповедовать. Это было
страшное и тревожное время. Адская машина репрессий перемалывала судьбы
большей и лучшей части православного народа. Были убиты святители
Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, а тысячи священников и
мирян отправлялись в ссылки и лагеря, но вожди большевизма продолжали
гнать и преследовать Церковь Божию. И вот в эти трагические дни, когда
некоторые священники, испугавшись репрессий, снимали с себя сан,
профессор медицины Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает
сан священника, продолжая делать сложнейшие операции, читать лекции. В
октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей
Туркестана, на котором выступает с четырьмя крупными докладами.
В 1923
году Войно-Ясенецкий принимает монашеский постриг с именем евангелиста,
врача и художника св. Луки. Постриг совершил епископ Уфимский Андрей (
в миру князь Ухтомский). А 30 мая он тайно хиротонисан (посвящен) в сан
епископа в церкви св. Николая Мирликийского в Пенджикенте. Хиротонию
совершили епископы Болховский Даниил (Троицкий) и Суздальский Василий
(Зуммер), отбывавшие там ссылку. Преосвященный Лука был назначен
епископом Туркестанским. Впоследствии святейший Патриарх Тихон утвердил
эту хиротонию. Но в тот же год в июне епископ Лука был арестован. Ему
предъявили нелепое обвинение: связь с оренбургскими контрреволюционными
казаками и англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ владыка закончил
свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии".
В августе его отправили в Москву и поместили сначала в Бутырскую, затем
Таганскую тюрьму, а в декабре сослали на Енисей.
Путь
лежал через Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск. Арестованных везли в
товарных вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 км - в
лютую январскую стужу им пришлось преодолевать на санях. В ссылке
епископу-хирургу разрешили оперировать. По свидетельству медперсонала,
в Енисейской больнице епископ Лука пересадил почки теленка умирающему
мужчине, после чего больному стало легче. В Енисейске владыка совершал
церковные службы.
В марте
1924 года епископа Луку снова арестовывают и отправляют в глубь
Енисейской области, в деревню Хая на реке Чуне, затем в Туруханск, где
он продолжал служить в храме, проповедовать и в то же время оперировать
больных. В январе следующего года Луку высылают в Плахино, в глухие
места на Енисее, за Полярный круг, а в апреле снова переводят в
Туруханск. По окончании ссылки владыка возвращается в Ташкент, но 6 мая
1930 года его снова арестовывают по делу профессора медицинского
факультета И.П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии.
После года тюремного заключения, без суда был вынесен приговор: ссылка
на три года в Архангельск, где владыка живет с 1931 по 1933 год, ведет
амбулаторный прием больных.
Весной
следующего года он прибывает в Ташкент, затем переезжает в Андижан, где
оперирует, читает лекции, но в церкви не служит. В этом году ему
удается издать свой труд "Очерки гнойной хирургии", сыгравший огромную
роль во время войны в лечении раненых солдат.
13
декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме владыку допрашивают
конвейером - 13 суток без сна, требуют подписать протоколы. Он
объявляет на 10 дней голодовку, но протоколы не подписывает. Следует
новая ссылка в Сибирь. В селе Большая Мурта Красноярского края Лука жил
до начала войны. В сентябре 1941 года владыку доставляют в Красноярск и
как крупного ученого назначают главным хирургом Красноярского
госпиталя. Помимо работы в нем, епископ Лука назначается Патриархией
архиепископом Красноярским. Затем его переводят в Тамбов, где на
попечении владыки было 150 военных госпиталей. В 1945 году
профессора-хирурга наградили медалью "За доблестный труд в Великой
Отечественной войне". А в первый послевоенный год архиепископ
Тамбовский и Мичуринский становится лауреатом Сталинской премии первой
степени за научную разработку новых хирургических методов лечения
гнойных заболеваний и ранений.
26 мая
1946 года архиепископ Лука переводится в Симферополь и назначается
епископом Крымским и Симферопольским. Здесь он заканчивает работу над
богословским трудом "Дух, душа и тело". Партийные руководители Крыма не
разрешили епископу преподавать в медицинском институте, поскольку
профессор с мировым именем служил в церкви.
В 1958
году у владыки наступила полная слепота, но в течение трех лет, при
полной потере зрения, он продолжает служить в церкви, управлять
епархией и одновременно принимать больных, поражая местных врачей
своими безошибочными диагнозами. В День Всех Святых, в земле Российской
просиявших,
11 июня 1961 года, архиепископ Лука скончался. В течение трех дней не
иссякал людской поток к гробу владыки и врача, а в день похорон
процессия растянулась на три километра. Затем стали поступать
сообщения, что многие больные, приходившие к могиле святителя Луки, по
молитвам получали исцеления.
В 1996
году Святейший Синод Украинской Православной Церкви Московской
Патриархии принял решение о причислении архиепископа Луки к лику
месточтимых святых, как святителя и исповедника веры. В этом же году,
18 марта, состоялось обретение мощей архиепископа Луки, перенесенных 20
марта в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая
состоялся торжественный акт причисления высокопреосвященного Луки к
лику месточтимых святых. К раке с его мощами приезжают люди со всех
концов России и стран СНГ.
По материалам
сайта
http://luka-digest.narod.ru