|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на
ровной доске 16 х 21
см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см.
1 200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в
рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
Александр
Гренков, будущий отец Амвросий,
родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие
Липовицы
Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно
курс в
Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в
священники.
Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а
затем
преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым
характером,
добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими
товарищами и
сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести
опасную
болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По
выздоровлении он не забыл своего обета, но
несколько лет откладывал его исполнение, «жался»,
по его
выражению. Однако,
совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем
мучительнее
становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности
сменялись
периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды,
будучи уже
в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно
расслышал
в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»
Дома,
уединяясь от любопытных взоров, он
пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю.
Вообще,
он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным
детям:
«Вы должны слушаться меня с первого слова. Я —
человек
уступчивый. Если будете
спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на
пользу». Изнемогая
от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к
проживавшему
в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в
Оптину,
— сказал ему
старец, — и будешь опытен». Гренков послушался.
Осенью 1839
года он прибыл в
Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре
он принял постриг и был наречен
Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в
иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое
дело
издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и
новыми
языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников.
Скоро
после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и
продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти
приковала
его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой
своей
кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских
богослужениях.
Постигшая
о. Амвросия тяжелая болезнь имела для
него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой
характер,
предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила
его
глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую
природу. Не
даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно
болеть. И в болезни
не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу
Макарию
в
издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал
заниматься
этою деятельностью. Под его руководством были изданы:
«Лествица» преп. Иоанна
Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не
издательская деятельность была средоточием старческих трудов о.
Амвросия. Его
душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал
приобретать славу
опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и
практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым,
наблюдательным и
проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною
сосредоточенною молитвою,
вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати
Божией его
проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу
своего
собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его
признаниях.
Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой
бородой,
светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато
одаренной
души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость,
соединял
неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой
простой и
шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим.
Когда
это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и
требовательным,
применяя «наставление» палкой или же накладывая на
наказуемого епитимью. Старец
не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и
мог
говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор
университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и
Толстой.
С
какими только просьбами, жалобами, с какими
только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит
к нему
молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию,
на
самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего
приходского существования
и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его
издали,
старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас
двое!»
Священник, недоумевая,
спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да
ведь
дьявол, который
тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не
бойся ничего;
грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет
хорошо!»
Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход,
терпеливо
повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как
второй
старец Амвросий.
Толстой,
после беседы с о. Амвросием, радостно
сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с
ним,
и как-то
легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком
говоришь, то
чувствуешь близость Бога».
Другой
писатель, Евгений Погожев (Поселянин)
говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна
любви, которые
были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев
—
благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей
жить
счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы
они ни
состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него
льется
духовное, да, наконец,
и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые
принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал
ничего
отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не
потускнело».
В
старце в очень сильной степени была одна
русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он
часто
научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили
сами за
благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью
принимался
обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается
совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие
сведения по
всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя
жизнь старца в Оптинском скиту
протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре
—
пять утра. В
это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно
продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец,
оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому
дневному
служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем
мирян.
Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после
которой он
час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи
возобновлялся
прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше
полуночи
старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на
виду.
Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате.
Однажды, один
монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим
на
постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так
в течение более тридцати лет, изо дня в
день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей
жизни
он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители
в
Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще
приют и
школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая
деятельность
была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом,
возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891
год был последним в земной жизни старца.
Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша
закончить и
устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая
настоятельница
нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям
консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение
здоровья,
наступавшая слабость — следствие его хронической болезни
—
заставляли его
откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло
известие,
что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается
приехать
в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым
днем. И
вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до
Шамордина и
остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали
телеграмму,
извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и
смущенно
сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22)
октября.
Преосвященному
советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил:
«Нет, вероятно
такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это
особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание
старца».
Было
решено перевезти его в Оптину Пустынь, где
провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители
—
старцы Лев и
Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:
«Бых
немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко
некия
спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл
жизненного
подвига
старца.
|