|
КОВЧЕГ (от
ст.-слав.
«ковъчегъ»
— ящик, ларь, сосуд) — в иконописи —
углубленное
среднее поле на
лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет
форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина —
до 5
мм. Края
доски, не занятые ковчегом, называются полями,
переход от полей к
ковчегу — лузгой.
|
|
О
причинах появления ковчега четких и общепризнанных теорий не
существует.
Можно выделить эстетические и технологические предположения. Согласно
первым, поля иконы визуально образуют раму, пространственно углубленная
живопись отделяется от окружающей среды, образуется подобие
«окна» в
мир изображаемого. По технологическим теориям, ковчежное углубление
спасает иконную доску от неизбежной деформации (выгибания) со временем,
кроме того, углубление могло помогать последней стадии иконописи
—
нанесению защитного слоя, образуя ванночку для теплой олифы над
поверхностью живописи.
Наличие или
отсутствие ковчега, его
глубина, форма и пр. особенности позволяют судить о времени создания
иконы. Древние иконы почти всегда имеют ковчег. В XIV—XV вв.
поля
икон
обычно узкие, ковчег вытянутой формы. Во второй половине XVI в. при
сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля
становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний
ковчег более углублен, в живописи полям отводится большее значение. В
конце XVI—XVII вв. появляются иконы без ковчега, хотя
живописно
ковчег
обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены
поля иконы. С XVIII в. в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону
часто вставляют в богато декорированную рамку (пришедшую из европейской
живописи). В современной иконописи ковчег вновь вошел в традицию.
Собирателей
икон в среде
коллекционеров иногда презрительно называют
«ковчежниками»,
т. к. для
неспециалиста в атрибуции и датировке икон практически единственным
показателем древности, а, следовательно, и ценности той или иной иконы
служило наличие ковчега.
|