Есть
вещи, которые в определённых
кругах
считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение,
противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные
христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким
образом, для тех, кто знает
"Закон Божий" в рамках воскресной
школы, данный материал можно пропустить... А кому
интересно - представляю новую
статью
для мартовского номера журнала "Лоза"
Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут
– нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий
святость
изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность
персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая
является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).
Все нимбы в большей или
меньшей степени,
однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные
отличия.
Ещё в период, когда
иконография Спасителя
только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его
образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма
Христа (соединенные греческие буквы «хи» и
«ро», так называемая «хрисма»),
а
по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква
греческого алфавита «альфа» и
«омега» (
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,
Который
есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний
раз
демонстрирует Божественность Христа.
Позднее, в нимбе Спасителя
стал
изображаться главный символ нашего спасения – крест. Этот
атрибут
очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор
практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.
Форма такого креста в
разные времена была
различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и
красным, и пурпурным, и небесно-голубым.
Он мог быть плоским, иметь
условный объем,
простым или украшенным «драгоценностями».
Со временем в три видимых
лопасти креста
стали вписывать греческое слово «ό ών», что
значит
«Сущий», «И
сказал Моисей Богу: вот, я
приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам.
А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я
есмь Сущий.
И сказал: так скажи сынам Израилевым:
Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14)
.
Центром
развития христианской иконографии
долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе
Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как
они уже употреблялись на
периферии византийского
мира – например, в Южной Италии и на Руси.
Итак, «ό
ών», греческие буквы «омикрон» (в
данном случае,
это артикль мужского рода) и «омега» с
«ню»
(«ни» в византийском произношении), собственно,
само слово
«сущий». Обычно на иконах они располагаются
следующим
образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева
направо
относительно зрителя, «омега» и
«ню».
Реже, буквы располагаются
по часовой
стрелке и даже против.
В мировой культуре много
примеров, когда
значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой
смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба.
Греческий язык на Руси к XVI
веку
практически никто не знал. Толкование «ό ών»
-
«сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну
«загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы
очень
похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не
отличались), греческая «омега», с надстрочными
знаками,
была принята за славянскую букву «от» T.
И
это уже давало известный простор в толковании .
В старообрядческой
литературе, которая
игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов
толкования нового буквенного сочетания: TОН. Например:
T
- «еже есть отчески», О
-
«ум», Н
-
непостижим сый».Или: T
-
«от небес приидох», О –
«они же Мя не познаша», Н –
«на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные
толкования, вроде : «Он Отец Наш».
Точно также девять линий
креста в нимбе
(рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением,
например – 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские
чины
имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд
может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях
нет.
И
все же. Сама тенденция придавать
глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и
выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение
символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе
Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml
Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто
применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции,
лучшее противоядие.
Источник bizantinum