Осенью
в Нижнем Новгороде
проходили
Окружные образовательные чтения "Роль воспитания в школе". Одним из
самых ярких выступлений на прошедшей конференции стал доклад
председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РПЦ
протоиерея Дмитрия Смирнова. После конференции наш корреспондент
поинтересовался мнением отца Дмитрия по важнейшим вопросам, поднимаемым
на форуме.
Осенью в Нижнем Новгороде
проходили
Окружные образовательные чтения "Роль воспитания в школе". Одним из
самых ярких выступлений на прошедшей конференции стал доклад
председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РПЦ
протоиерея Дмитрия Смирнова. После конференции наш корреспондент
поинтересовался мнением отца Дмитрия по важнейшим вопросам, поднимаемым
на форуме. Осенью
в Нижнем Новгороде
проходили
Окружные образовательные чтения "Роль воспитания в школе". Одним
из
самых ярких выступлений на прошедшей конференции
стал доклад
председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РПЦ
протоиерея Дмитрия Смирнова. После конференции наш корреспондент
поинтересовался мнением отца Дмитрия по важнейшим вопросам, поднимаемым
на форуме.
|
|
- Я
считаю самой главной задачей, которая стоит перед современным обществом
и особенно перед гражданами нашей страны, сохранение семьи,- сразу
объяснил отец Дмитрий.- Цель моих выступлений на конференции
–
донести до сведения людей кристаллизацию церковного учения о семье.
Очень важно, чтобы люди это услышали, поскольку современный человек
полностью дезориентирован в этом вопросе.
- Отец
Дмитрий, вы в своих выступлениях много говорите о возрождении
традиционных семейных ценностей. Какая из них, на ваш взгляд, считается
самой важной?
-
Главная семейная ценность – это любовь. Та самая христианская
любовь, которая измеряется глубиной жертвы и приближает человека к
Богу. На мой взгляд, вершины христианской любви человек может
достигнуть только в семье. Ведь там жертвенная любовь естественна. Мы
знаем, что Бог есть любовь. Как же можно явить Бога ребенку, кроме как
через любовь в семье? Ведь малыша словами ничему не научишь, он должен
видеть живой пример перед глазами. Любая семья начинается с брака. И
брак является одним из фундаментальных отличий человека от животного.
Когда-то Бог создал женщину, чтобы человеку было кого любить. Чтобы
человек имел возможность возрастать в любви, любя другого, как самого
себя. Так что ребенок полноценно может научиться любви только в семье.
- А
сколько детей должно быть в современной семье?
-
Мой
многодесятилетний педагогический опыт подсказывает, что правильное
развитие детей возможно только тогда, когда в семье их не меньше пяти.
Могу объяснить такую необходимость. Если семья построена на правильных
идеалах, то с каждым годом любовь там постоянно растет. Поэтому
необходимо, чтобы появлялись все новые и новые объекты этой любви
– дети. Так возникает необходимость в рождении не одного, а
нескольких детей.
- Не
так-то просто растить нескольких детей…
-
Напротив. Много детей – это нормально и естественно. Такие
семьи
здоровее и счастливее. В большой семье, начиная с отца и заканчивая
самым маленьким грудничком, устанавливается своя иерархия, естественная
для каждого члена семьи. И эта иерархия оказывает благотворное влияние
на ребенка. В большой семье старшие дети так или иначе участвуют в
воспитании младших детей, а значит, послушание старшим для ребенка,
выросшего в такой семье, самое нормальное дело.
В
больших семьях есть и ещё одно благо – семейный труд и помощь
старшим. Поэтому дети из многодетных семей не боятся заводить своих
детей, не боятся домашних обязанностей. Напротив, они с детства учатся
заботиться о других. В школьном коллективе такой заботе научиться
просто невозможно. В семье ребенок учится взаимодействию, а значит,
впоследствии он гораздо легче адаптируется в любом коллективе. Еще один
фактор: в многодетных семьях у детей, как правило, более экстремальные
условия жизни, а значит, они становятся активнее и конкурентоспособнее.
Да и развиваются дети гораздо эффективнее, когда младший тянется за
старшим. Большая семья лечит от эгоизма, там ему просто нет места. Вот
и получается, что именно в большой семье мы воспитываем человека,
способного к гражданской жизни.
- Если
вы считаете, что воспитать ребенка возможно только в семье, то как быть
с детьми, воспитывающимися в детских домах?
-
А вот
это серьезная проблема. Несмотря на то что государство тратит около
22-х тысяч рублей в месяц на содержание ребенка в детских сиротских
учреждениях, порядка 40% детей после выхода из них в течение полугода
попадает в тюрьму, остальные оказываются там в течение пяти лет. То
есть через пять лет 90% всех сирот оказывается в тюрьме. Любой психолог
вам скажет, что криминальные наклонности у ребенка – это
реакция
на недостаток любви, попытка купить эту любовь и привлечь к себе
внимание. Поэтому так высок процент детей, которые, выйдя из детского
дома, встают на преступную дорожку. Сказывается их недоласканность,
недолюбленность.
-
Получается, что решить эту проблему можно, только развивая институт
приемных семей?
- Разумеется. Необходимо
приложить все
возможные усилия, чтобы у нас в стране не осталось сирот. Я бы всех
детей, которые сейчас воспитываются в детских домах, отдал бы в
бездетные семьи. Или семьи, которые имеют только одного или двоих детей
и сейчас бы хотели иметь еще, но рожать своих уже поздно. А те 22
тысячи, что наше государство тратит на воспитание этих детей, я отдавал
бы приемным родителям. Единственное, что необходимо оставить какую-то
контролирующую организацию, которая будет проверять, хорошо ли
обращаются с приемным ребенком в семье.
- Вы в
своем докладе назвали проблему детей-сирот и проблему абортов двумя
русскими национальными позорами…
- Это
так и есть. По количеству абортов наша страна сейчас занимает второе
место в мире. Но чтобы разобраться в этой проблеме, нам надо понять ее
причины и последствия для общества. Дети – благодеяние Божие.
А в
наших семьях это благодеяние уничтожается на совершенно законных
основаниях. А теперь давайте подумаем – может ли быть прочной
семья, построенная на убийстве? Нет. Поскольку ни одно преступное
сообщество не может существовать долго, его участники рано или поздно
начинают восставать друг на друга. У супругов, избавившихся от
очередного ребенка, в глубине души возникает чувство ненависти и
раздражения по отношению друг к другу. Часто это может стать причиной
развода.
И ведь
что характерно, женщины идут на аборт не из-за экономических проблем, а
потому, что современная женщина не заточена под семью. Будущие родители
настроены на приобретение материальных благ, а дети –
препятствие
на этом пути.
- Есть
ли какие-то возможности решить эту проблему?
- Для того чтобы решить
эту проблему, в
обществе должна быть нетерпимость к абортам. Если людям с детства
объяснять, что аборты – это очень-очень плохо, то есть шанс,
что
люди усвоят это. Ведь смогла же когда-то советская пропаганда вопреки
здравому смыслу настроить женщин на аборты. А сейчас нам необходимо
воспитать новое поколение, которое будет способно увидеть в своих детях
истинную драгоценность. Хочется, чтобы наши дорогие женщины поняли, что
гораздо интереснее воспитывать собственных детей, чем работать рядовым
бухгалтером или офис-менеджером.
- На
конференции широко обсуждался вопрос преподавания в школах предмета
Основы православной культуры. Этот вопрос в последние пару лет вызывает
много споров, а каково ваше мнение: надо ли детям изучать основы
Православия?
-
Сомнения возникают по поводу того, готова ли современная школа к
преподаванию Основ православной культуры. Но, на мой взгляд, тут как на
войне – пока мы будем ждать, нас обязательно кто-нибудь
захватит.
Поэтому обязательно нужно начинать, а в процессе учиться. Некоторые
считают, что введение в школах курса ОПК отвратит детей от Православия.
Но пока мы не попробовали, это остается только доводом.
Очень
многое в успехе преподавания ОПК будет зависеть от педагогов. Как мы
знаем, есть педагоги, которые способны на всю жизнь отбить любовь к
какому-нибудь предмету. Поэтому надо очень тщательно подходить к
подготовке специалистов, которые будут вести этот курс. В идеале это
должны быть люди со специальным духовным образованием. Таких
специалистов готовит только Свято-Тихоновский университет, он уже
подготовил несколько тысяч человек, но понятно, что в масштабах страны
этого мало. Вся надежда на то, что сейчас в университетах появляются
кафедры теологии.
-
А в
чем вам видится главная проблема современного школьного образования?
-
Основная проблема современной школы – это бесполое
образование.
Школа не занимается воспитанием полов – не воспитывает
мальчика
как будущего отца, а девочку – как будущую мать. Эта
образовательная традиция понятна: раньше государство интересовали
только винтики, которые должны были двигать коммунистическую систему.
Но сегодня мы декларируем другую задачу – счастье людей. А
счастье без семьи – невозможно.
- Способна ли современная
школа восполнить
ребенку недостаток семьи?
- Школа
семью никогда не заменит, она может только помогать в этом процессе.
Однако школа способна восполнить недостаток воспитания в семье, если в
ней есть хотя бы один действительно хороший и неравнодушный к детям
педагог. Такой человек сможет вложить в сердце ребенка что-то очень
важное и нужное. Но на большее современная школа не способна.
- Вы
довольны результатами своей работы на конференции?
- Я вижу
реакцию людей, особенно педагогов, на то, что мне удалось сказать.
Понятно, что это прорастет не сиюминутно, но я знаю случаи, когда
сказанное слово прорастает и через 10-15 лет, и меня это вполне
устраивает.
Артемий
АРАЦКИЙ
http://www.nne.ru/pub.php?id=264
|