Что
должен знать о своих правах иллюстратор?
Янина
Егер: Иллюстрация —
это объект авторского права, результат
интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного
искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа
выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд
прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое
нельзя продать и от которого нельзя отказаться)
и исключительные имущественные авторские права, которыми можно
распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или
предоставлять по лицензии).
Без
согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения
можно воспроизводить произведение изобразительного искусства,
которое постоянно находится в месте, открытом для свободного
посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные
интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно
использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным
объектом воспроизведения). А последнее — оценочный
вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не
является нарушением использование в некоммерческих целях
иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для
изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не
несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и
не является его целью.
ст. 1265, 1270, 1229, 1233-1235
ГК РФ
В
чем разница между исключительными и неисключительными правами?
Янина
Егер: Исключительные права
позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым
не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного
права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает
через 70 лет после смерти автора. После этого произведение
становится общественным достоянием, его можно использовать
свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты
авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя
автора и неприкосновенность произведения.
Неисключительное
право — это право одного или нескольких лиц
использовать произведение (воспроизводить, распространять,
публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах
сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может
быть больше срока действия исключительного права. Если
лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права
передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая
лицензия называется исключительной.
Практическая
разница между исключительными и неисключительными
правами почти исчезает, когда по договору передается без
ограничений весь объем прав на использование произведения,
включая разрешение пользователю заключать сублицензионные
договоры (то есть передавать права кому-либо еще).
Остается она только в возможности утраты пользователем
полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения
условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.
Если
произведение специально создано для включения в сложный объект,
в котором есть множество охраняемых результатов
интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу,
мультимедийного продукта), то лицензионным договором
может быть установлен определенный срок и территория
использования произведения, но все иные ограничивающие условия
будет недействительны. Например, автор театральных декораций
не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись
спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных
роликах, не может определять периодичность их трансляций.
ст. 1282
ГК РФ
Что
означает для автора отчуждение прав?
Янина
Егер: Это означает передачу
исключительного права (то есть полного объема прав на
произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом
лишается возможности использовать произведение самостоятельно.
Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и
непередаваемыми.
В
чем отличие трудового и авторского договоров с точки зрения
иллюстратора?
Анна
Бриллиантова: По трудовому
договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате,
и созданные им произведения являются служебными.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит
работодателю, если договором между работодателем и автором не
предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом
регулируются Трудовым кодексом РФ.
По
договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а
заказчику отходят определенные права —
исключительные права или права использования
этого произведения в каких-либо установленных в договоре
пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются
Гражданским кодексом РФ.
ст. 1295
ГК РФ
Если
иллюстрация создавалась без авторского договора (попросили —
нарисовал — дали денег), можно ли ее продать еще раз?
Анна
Бриллиантова: Права в данной
ситуации считаются не переданными (договора не было).
Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о
предоставлении права использования произведения в
периодическом печатном издании — там возможен
и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться
иллюстрацией так, как считает нужным.
ст. 1286, 1288
ГК РФ
Можно
ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу
конкретного клиента?
Янина
Егер: Это зависит от условий
договора. Заказчику может быть предоставлено
право использовать произведение на определенных условиях, а
может быть продано исключительное право. В последнем случае
«продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.
Если
оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об
отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия
автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать
приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах
выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также
передавать оригинал этого произведения для демонстрации на
других выставках.
Работа
выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право
на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать
оригинал?
Анна
Бриллиантова: Да, имеет.
Если
художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он
в дальнейшем право на процент от ее переизданий?
Янина
Егер: Право художника на
гонорар при переиздании книги определяется условиями договора
о передаче прав на иллюстрации.
Имеет
ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку
в портфолио?
Анна
Бриллиантова: Иллюстратору
принадлежит право признаваться автором произведения и право
автора на имя. Соответственно,
ему нельзя запретить
упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия
правообладателя допускается и воспроизведение
“правомерно обнародованного произведения”
— при необходимости и исключительно в личных целях.
То есть заказчик-правообладатель может
попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не
публиковал картинку, но автор может нарушить эту
договоренность без последствий для себя, если не будет
использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать
его как самостоятельное произведение).
ст. 1265, 1273
ГК РФ
Заказчик
не оплатил иллюстрацию, но реклама с изображением уже висит
в городе. Может ли иллюстратор предъявить иск заказчику или
клиенту, чей товар рекламируется иллюстрацией?
Анна
Бриллиантова: Ответ на вопрос
зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в
такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в
зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком
и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора,
если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав
или выплату штрафа за несвоевременную оплату.
Имеет
ли юридическую силу переписка с заказчиком?
Анна
Бриллиантова: Юридическую силу
имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с
печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во
внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не
будет влиять на решение.
Можно
ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы
и логотипы?
Анна
Бриллиантова: Собственные
товарные знаки могут быть использованы в
собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей
можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение
правообладателя.
ст. 1484
ГК РФ
Является
ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?
Янина
Егер: Пародия сама по себе не
нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована
без согласия автора первоисточника или правообладателя и без
выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда
явную границу между пародией и недопустимым законом
извращением или искажением произведения, порочащих
честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает
автору право требовать защиты).
ст. 1274
ГК РФ
Нарушает
ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из
чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных
и старых? Допустимо ли использовать чужую или
“ничью” фотографию в качестве исходного
материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к
чужому портрету усы и выдать его за коллаж?
Янина
Егер: В зависимости от
обстоятельств использование чужого произведения может быть
расценено как переработка, копирование, искажение или использование
идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового
произведения из произведений других авторов) без разрешения
владельцев исключительного права в пределах срока их действия
является нарушением законодательства.
Многие
иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных
фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно
идентифицировать как часть использованного произведения, то
иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты
незначительны и применяются как художественный материал —
цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру,
известное изображение рук на фреске «Сотворение
Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться
в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия
исключительного права уже не истек.
Если
для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма,
расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы,
пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как
искажение или нарушение права на изображение, а могут
являться произведением, созданным с согласия правообладателя.
Кому
принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли
их использовать в иллюстрациях?
Анна
Бриллиантова: Исключительные
имущественные права принадлежат авторам или правообладателям
(студиям или иным компаниям). Персонажи или образы
персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного
знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных
производителей мультипликации или фильмов). Использование
таких героев происходит по общему правилу — на основании
договора или разрешения от правообладателя.
Можно
ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на
изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?
Анна
Бриллиантова: Теоретически
рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В
России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ
— «Охрана
изображения гражданина». Право на изображение и
право на неприкосновенность личного облика охраняются законом.
Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и
телом — кому на него смотреть, кому фотографировать
или рисовать.
Российским
законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если
им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но
обнародовать и использовать изображения (фотографии,
видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно
только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с
согласия детей, пережившего супруга или родителей.
В
некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение
“используется в государственных, общественных или
иных публичных интересах”. Во-вторых,
когда изображение “получено при съемке на публичных
мероприятиях и иных местах свободного посещения”.
Согласие на изображение не нужно, если человек
позировал художнику или фотографу за плату.
Единого
реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении
на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит
обращаться на официальные сайты звезд.
Как
заранее обезопасить себя от кражи картинок?
Янина
Егер: Полностью обезопасить
себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее
подумать о нескольких моментах:
доказательствах своего авторства
на произведение, оформлении договоров о передаче прав на
иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий
договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит
позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.
Авторство
может быть доказано разными способами — например,
публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях,
нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной
фиксацией его публикации в интернете.
Передачу
иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в
случае спора о правах картинки можно было идентифицировать
(например, указывать отпечатки иллюстраций в актах
передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на
каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя
или наименование правообладателя, год первого опубликования
произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях
иным образом.
Что
нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без
разрешения автора?
Янина
Егер: Нужно собрать
доказательства незаконного использования
(фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты
о незаконном использовании и пр.). После этого нужно
установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться
к нему с письменной претензией-требованием о прекращении
использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении
причиненных убытков).
Если
договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать
прекращения использования произведения, защиты чести и
достоинства автора, компенсации морального
вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или
выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права.
Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или
права использования произведения. Стоимость определяется
исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах
обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого
также правообладатель может потребовать фиксированную
компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер
которой определяется судом.
Расскажите
о заметных случаях нарушения авторских прав иллюстратора
в последние несколько лет. Какой результат имели
разбирательства?
Янина
Егер: Известных случаев
судебных разбирательств в области нарушения авторских
прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за
однократное использование иллюстрации (или фотографий)
составляют около 10 000 рублей.
По иску
художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году
была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в
изданиях “Эксмо” серии графических работ.
Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала
“Крокодил” без разрешения дальнейшего
использования.
Нарушений
много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется
пугающей сложностью и длительностью судебных процедур,
проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими
суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе
досудебное урегулирование и судебная защита прав
иллюстратора могут быть очень эффективными.
Статья
взята с сайта: http://bangbangstudio.ru/shooters/lawyer
|