|
Святые
отцы о
Рождестве.
|
Святой
Иоанн
Кронштадтский.
Рождество
Христово – пришел на землю Тот, Кто в начале создал нас
из земли и вдунул божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем
живот и дыхание и вся (Деян. 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом
призвал из небытия в бытие все видимое и невидимое, – Кто
словом
повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому
созданию, существующему под его всемогущим промыслом и хранением;
пришел Тот, Кому непрестанно со страхом и радостью служат бесчисленные
воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в
вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство,
знатность, слава мира сего! Пади, припади со смирением, умилением
слезным и глубокою благодарностью к Спасителю человеков и разделяй
богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачною,
скоро исчезающею знатностью: истинная знатность только у добродетели.
Слава мира сего! Познай здесь, у яслей, свою суету. Итак все смирись,
все пади в прах пред безмерным смирением и истощанием Владыки всех,
Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости,
суетности, от тления, от всякой скверны греховной.
|
|
Святой
Ефрем Сирин.
Настоящая
ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь
принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость;
принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит
свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто
мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто
виною печали и скорби для другого. Это день благоволения, да удержится
же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев,
возмутитель мира и спокойствия; это день, в который Бог нисшел к
грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником...
Это день, в который ниспослан нам дар, которого мы и не просили,
поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям,
вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это день, в который
отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы
затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?..
Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа
устремилась ко всему святому.
|
|
Святитель
Василий Великий.
Присоединим
себя к тем, которые с радостию прияли Господа с небес;
вспомни умудренных пастырей, пророчествующих священников, веселящихся
жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, когда имела во чреве
играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна, и принимал на
руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу, и славословя
величество Его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез
человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи
сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем Славу
Господню и преобразуя себя от славы в славу. Тому слава и держава,
честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|
|
Святой
Григорий Неокесарийский.
Великое
и чудное таинство видим ныне мы, братие. Пастыри с
радостными восклицаниями являются вестниками к сынам
человеческим… В
вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и
Серафимы воспевают хвалу во славу Бога. Все вместе совершают радостный
праздник, видя Бога на земле и человека, взъемлемого к небесам. Дольние
Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией
к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему,
«вознесе смиренныя». В этот день великого торжества
Вифлеем становится
подобным небу: вместо звезд восприемлет Ангелов, поющих славу, и вместо
видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце Правды,
творящее
все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство?
«Идеже
хощет Бог, там побеждается естества чин». Итак, немощи людей
непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в
воле Божией – жизнь всех людей.
|
|
|