Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 3515: 23 т.

Коммунисты сильно ругают фильм Николая Досталя “Завещание Ленина” о трагической судьбе поэта и прозаика Шаламова Варлаама Тихоновича. Стоит ли рекомендовать посмотреть каждому этот фильм?

Ответ:

12 серий смотрятся, как говорят, на одном дыхании. Подбор актёра Владимира Капустина, называемого в “Алтайской правде” за 23 июня 2007 г.стр.6 фактурным, действительно впечатляет. Я смотрел со стороны, с позиции верующего человека, который и сам немного видел эту жизнь лагерную и тюремную. Сел Шаламов за худость воспитания своего вольнодумного отца священника. Папаша подгонял к революции сыновей своих и прихожан. Он был слеп не только физически, но и беспросветно духовно был тёмным, хотя считался миссионером у алеутов и передовым в России. Оба сына его выросли неверующими на погибель себе. Варлаам влип с троцкистами по-дурному и зряшно. Вся его лагерная эпопея была с табаком в зубах и с гордостью, от которой он так и не отстал. И об этом говорит ему жена Галя после его освобождения. Он чем-то напоминает очарованного странника у Лескова Н.С. К Варлааму липнут, как к писателю. Ожидал я большего, прочитав его книги ещё прежде. Но и этого вполне достаточно, чтобы поверить, что фашизм всего лишь младенец по сравнению с коммунизмом – палачом своего народа. Перед кончиной своей Шаламов (если верить сценаристам Арабову и Сироткину) впал в состояние героя Джека Лондона, когда тот, уже будучи спасённым, всё еще “плывёт” в недавней стадии умирающего от голода и прячет многослойно сухари под матрас на корабельной койке. Так и этот в больнице впадает в маразм. Как и у Солженицына А. И., высоко ставившего лагерные записки Шаламова за их правдивость, есть и у Варлаама прекрасные отзывы о верующих, которые были единственными людьми, которые ни при каких условиях не теряли в себе христианина, не ломались. Советовать не могу посмотреть этот фильм, но для верующего может быть и польза. Ещё более будете ценить своё избрание и звание. “Со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрма” – вывел В.Ф.Марцинковский.

Особо хотел сказать о стихотворчестве Шаламова. Говорю о сценарии, а не о его книгах. Рифмоплётство – опаснейшее занятие. Этот тип людей быстро свихивается, как Блок А.А, не умевший нормально разговаривать, а всё через навороты бреда, как у Набокова В. Вот Шаламов лежит, почти мёртвый, на берегу реки; вот бредёт по тайге, по улице, по рельсам, лежит на смертном одре и всюду у него своё видение, которое никому не нужно, а только таким экзальтированным дамочкам, увивавшимся возле него, дымящего, как паровоз. Ни слова о милости Божией, о Жертве Иисуса Христа, о святой Библии, о вечности во Христе, о смысле его страдания, о смысле жизни. Очень похоже, что это всё же одержимость, когда ни молитвы, ни покаяния, а только рифмы. Думаю, что это было у него от демона, который и не дал Варлааму раскаяться. Все его страдания были всуе. Рифмомания, графоманство надмевали, уводили от реальности. Народ крайне необразован был тогда, и ещё более ныне. Но опросите сотню человек без выбора на улице, кто такой Гарри Поттер и Шаламов В.Т., и счёт в чью пользу будет? Варлаам не смог сказать так: Пс.118:67 – “Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твоё храню”. 1Пет.4:1 – “Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестаёт грешить”. Пс.118:71 – “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”. 1Фесс.2:2 – “но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом”.

Не между делом пишутся стихи,

Я не поэт, не стихотворец знатный.

Быть рупором ослепших и глухих

И не отречься юзом на попятных.

Без чуткости и нежности внутри,

Без страха Божия и боли за побитых,

Когда внутри Везувий свой горит,

Со дня ущелья различаешь крики.

Чтоб до всего мне было, чтоб помочь,

Вступиться за оболганную совесть,

И в рифму тайное своё открыть не прочь,

С ущербом для себя вступиться стоит.

Такое в прозе выразишь не враз,

Как будто и не к месту восклицанье;

А так сглотнут: “Из области проказ!” ­—

И спишут на небитые мусала.

Так важно выверить начальную строку –
Она есть знаменосец всем куплетам.

На словотворчество расщедрись, будь не скуп,

Слова душистей атаманьей плети.

Кто слышал щёлканье пастушеских бичей,

Острастку нагоняющую овцам,

Гуртующим от волчьих стай кучней

И мнению баранов не внимая вовсе.

Успешны ли трескучие словечки,

В них на растопку прочих что осталось;

Кого глаголы жгучие излечат,

А может, от овец ждут только мяса, сала?

Стих каждый – вызов есть по существу,

Крошащий идолов семейных и повсюдных.

Страна – моя овца, мой карандаш – пастух,

В жезл превратившийся для глиняных сосудов.

Что разузнал я из Библейских книг,

Всё налагаю на живущих где-то;

Запечатлеть стараюсь этот миг,

Евангельским сюжетам павшее пометить. 15.08.07. ИгЛа