Вопрос 933: 3 т.
Если на исповеди назвал грех, и священник прочитал разрешительную молитву, но к греху этому нет ненависти, а есть просто сознание, что это грех, то прощается ли он в таком случае? Если не прощается, то и называть его не нужно? Если знаешь, что опять сделаешь этот грех, нужно ли говорить его на исповеди? Или вообще не ходить на исповедь в таком случае?
Ответ:
В нашей книге «К истинному православию» в разделе «Отцы и дети» дается пространный ответ на этот вопрос. Пс.35:3 – «Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его». Знакомая ситуация, как у нас в общине у бывших ее членов, ставших отступниками. Какое бы замечание ни сделал, всегда один ответ: «Ухожу в Московскую Патриархию». Так и здесь, сколько есть разных вариантов, и вы их даже не поминаете, а сразу же: может и на исповедь вообще не ходить? Иногда бывает достаточно исповедоваться, чтобы грех потерял притягательную силу от одного стыда и постепенно заглох. Может быть, нужно подождать день-два, выяснить все отношения и решить, грех ли это, и зря не тревожить свою душу. Есть люди настолько мнительные, что отойдя уже от исповеди, вновь возвращаются к священнику. Мучительнейшее состояние неуверенности в милости Божией есть тоже грех, как и грех самонадеяния, как и чрезмерного надеяния на Бога, что Бог обязательно меня простит и Ему без меня просто не обойтись. Вас беспокоит мысль: разрешительная молитва, данная священником, действительно ли утверждена будет на небе? Всё-таки вариант идти на исповедь – более выигрышный ввиду неизвестности – простится или не простится. А если не исповедоваться, то вариант один: всё остается при Вас, вы коснеете в грехе, дверь закрыта, Вы теряете связь с церковью и отныне будете на всех смотреть с подозрением, знает ли кто о Вашем грехе? В данном случае есть еще одно лекарство – отлучение самого себя – выходите с оглашенными, не дожидаясь отлучения. Это очень действенное лекарство, тем более, когда Вас о причине выхода будут спрашивать Ваши друзья. Вот здесь как раз и вспоминается исчезнувшая общая исповедь, бывшая в первоапостольской церкви. Всякие закулисные исповеди не пришли бы даже и на ум.