Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 2031: 8 т.

Чем мотивировали святые свой подвиг молчания? Как-то объясняли же они свою замкнутость и нежелание сказать даже слово приходящим к ним? Сравнить бы с теми, кто свободно разговаривал.

Ответ:

Ребёнку сказали, что с руками немытыми можно занести инфекцию в рот. Выходов много: мыть чаще руки; не брать заразное; полоскать рот; есть чеснок и лук; проверяться у врачей.Но кто-то подсказал: лучше всего заклеить рот;связать руки, обмотав их, как мумию. Монашество пошло этим путем. От языка много греха бывает? «Так я вообще не буду разговаривать ине будет греха». Образ несмышленых детей. Грех-то не на языке рождается, а в сердце. 1Пет.3:10 – «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой отзла и уста свои от лукавых речей». Почему для молчунов не стал примером Христос? Он же немолчал и не грешил языком. 1Пет.2:22 – «Он не сделалникакого греха, и не было лести в устах Его».Прит.17:28 – «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным».Мрк.7:21 – «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства».

В пример всем молчальникам ставятАрсения Великого. Он был ещё раньше назначен воспитателем двух сыновей Феодосия Великого – императора всей Римской империи. Он воспитывал, учил только двух сыновей его: Гонория и Аркадия. И каков же результат педагогической деятельности? Гонорий был в Риме,о нём мало что пишут. Но Аркадий оказался злым и угрожал смертью самому Арсению, когда был ещё школьником; подкаблучником у злой, эгоистичной, сребролюбивойи мстительной своей жены Евдоксии,главнойгубительницы Иоанна Златоуста.

Арсений Великий– 8 мая.«Однажды к преподобному пришёл архиепископ Александрийский Феофил вместе с одним вельможей, желавшим побеседовать с преподобным и принять от него наставление. Преподобной же, помолчав немного, сказал им:«Исполните ли вы то, что я скажу вам?»Они обещали исполнить всё, что бы он ни сказал. Тогда преподобной сказал:«Не приходите никогда туда, где будет Арсений».Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились.Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его:«Откроешь ли ты келлию твою, когда к тебе придет архиепископ?»Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келлию тебе, тогда мне придется открывать её для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келлии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошёл к преподобному, так как боялся, как бы он не ушёл из того места.

Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келлии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в неё. Арсений, думая, что это пришёл его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю лицом вниз для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал:«Я не встану до тех пор, пока ты не уйдёшь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда».

Иоанн Прозор. – 27 марта. «В другой раз преподобный, ласково беседуя со мною, спросил меня: «Хочешь быть епископом?»

Я же отвечал ему:«Нет, потому что я уже епископ». Святой же спросил меня:«В каком же городе ты епископ?» Я отвечал ему: «Я надзираю за кухней, трапезой, палатками, кадками и пробую, например, вино и если оно кислое, то прохожу мимо него, если же сладкое, то пью его; смотрю также в котлы с пищею и, если где недостает соли или других приправ, то я добавляю к пище эти приправы и потом поедаю пищу, сделавшуюся от приправы вкусною. Так же поступаю и в других случаях, везде выбирая для себя самое лучшее. Вот это мое епископство, на которое поставило меня сластолюбие».

Преподобный, улыбнувшись, сказал мне: «Перестань шутить, потому что ты действительно будешь епископом и должен будешь перенести многие труды и скорби; если ты хочешь избежать этих трудов и скорбей, то ты не уходи из пустыни, потому что здесь, в пустыне, тебя никто не может поставить епископом».

Вопрос 2032:Есть ли оправдание или обоснование подвига безмолвия, голодания, столпничеста в трудах св. отцов на основании СвященногоПисания?

Ответ: В этом молчании просматривается явное неверие в искупительную Жертву Христа. Будтобы заслуг Христа недостаточно, а нужны эти выдуманные «подвиги»-соревнования: кто кого перемолчит, переголодует, перестоит. А в это время дьявол не молчал, а трудилсяи народил столько плевел, ибо поле оказалось вовсе и незасеянным христианами. Мф.13:25 – «Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл».Это молчание еще сгодится молчальникам.Мф.22:12 – «И говорит ему: друг!как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал».

Псалтирь монахи читают день и ночь. Не могут же они совершенно ничего не применять к себе, чточитают. Пс.44:2 – «Излилось из сердца моегослово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца». Тростью скорописца может быть язык говорящего, а не язык молчуна. Пс.50:15 – «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Кого ты научишь в норе,в пещере? И кто обратится? Разве толькослучайно забредшуюпутану.

14 нояб. Григорий Палама. «И вот однажды, в праздник Антония Великого, первоначальника иноческого жития, когда другие иноки, ученики блаженного Исидора, совершали всенощное бдение, а Григорий оставался в своем затворе, вдруг в видении явился ему святой Антоний и сказал: «Хорошо и совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, — особенно во дни молитв и псалмопений. Посему и тебе должно теперь быть с братиями на бдении».

Повинуясь сему, божественный Григорий немедленно отпра­вился к братии, принявшей его с радостью, — и всенощное бдение протекло для них с особенным торжеством».

Серафим Сар. – 2 янв. «Пробыв в затворе пять лет, святой старец потом несколько ослабил его, сначала более лишь внешним образом: и келейная дверь у него была открыта, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших нужду в его наставлениях он, приняв на себя обет молчания перед Богом, не отвечал, безмолвно продолжая свое духовное делание».

Ипатий – 21 сент. «Он стремился к тому, чтобы постоянно пребывать в безмолвии»… сделал Ипатия, против его желания, епископом Азийской церкви, сказав: «Не подобает такому светильнику быть в пустыне, под спудом; он должен находиться на престоле святительском, чтобы просвещать церковь учением Христовым».

Иаков Постник - 4 март.«Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец святой отворил дверь и, увидав стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келлию, стал лицом к востоку и с усердием молился Богу, чтобы Он отвёл от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец она громко закричала святому: «Помилуй меня, истинный раб живого Бога! Отвори мне дверь, дабы я не была пред твоей келлиею съедена зверями».

Преподобной Иаков, подумав, что уже полночь, а кругом множество зверей, хотя и неохотно, отворил ей дверь и сказал:«Откуда ты пришла и чего здесь ищешь?» Женщина отвечала:«Я из монастыря и по делу послана игуменьею в город, но вот, когда я возвращалась, меня настигла тёмная ночь, и я заблудилась и пришла сюда. Молю тебя, Божий человек, смилуйся надо мной и не допусти быть растерзанной зверями около твоих дверей, но разреши мне сию ночь остаться у тебя, пока не наступит день и я пойду своей дорогой». Преподобной Иаков милосердовал о ней, ввёл её к себе и, предложив ей хлеб и воду, сам затворился во внутренней келлии, a ee оставил во внешней. Она, вкусивши хлеба, немного уснула. Потом, притворившись больною, начала горько плакать и стонать и, припав к двери внутренней келлии, молила преподобного помочь ей. Святой, посмотрев чрез окошко и увидев, что она заболела, недоумевал, что сказать ей или что сделать. Женщина же молила его:«Умоляю тебя отче, — говорила она, — снизойди к моей немощи и огради меня крестным знамением, поелику у меня сильно болит сердце».

Святой, послушав ее мольбы, вышел к ней и тотчас, зажегши огонь и принеся святой елей, какой имел у себя, сел около нее. Держа свою левую руку на огне, святой, обмакнул правую руку в святой елей и прикоснулся к телу женщины, то творя крестное знамение, то помазуя и согревая рукою её сердце, ибо она жаловалась на сильную боль в сердце. Движимая нечистыми пожеланиями, женщина хотела и в святом возбудить похоть и склонить его ко греху, и потому говорила ему: «Умоляю тебя, отец, еще помажь меня елеем и согрей рукой моё сердце, дабы совсем прекратились мои страдания».

Блаженный Иаков, будучи прост сердцем и незлобив, поверил словам женщины и исполнил, что она просила».

Шелестело дерево листвою,

Зеленело круглый год в иголках.

Но потом поникло головою,

На поленья был чурбан расколот.

Столько золотистой теплоты

От холодной древесины в зиму;

От солнечных лучей в себе копил он пыл,

И красным петухом теперь свой зёв разинул...

Мы получили жизнь и доброту,

Естественно, не от себя, от Бога;

Не поднесёшь и ломтика ко рту,

Хотя амбары лопаются и на сберкнижке много.

Что получил по милости Господней,

По благодати, в сердце сохранил;

Умножь талант, не завтра, а сегодня

По силам, еслиможешь, и сверх сил.

Аккумулируй теплоту от Солнца,Пс.83:12

Обогревай вдовиц, сирот, убогих;Иак.1:27

Не в Бога богатея, за теньютусклой гонится -Лук.12:21

Неверное богатство да будет нам в подмогу.1Тим.6:17

Что я имею: веру и Писанье,

Уменье, знание, чуть-чуть авторитет -

Всё это не моё - полено из вязанки -

Сумею разгореться и ближних обогреть?

Даи полено не одно, с начинкой;

Не одинаковы, но в них тепло зажато.

Другим разжижкой быть, пучком лучинок,

Какой-то подогрев сестры и брата.

И так во всём, куда ни брошу взгляд,

Таинственное - притчи поученье,

Похожи мы на наших дошколят,

Нам уши прогревают чудные поленья.

Старался теплотой наполнить эти книги,

И с чувством Библию и «Жития» читал,

Теперь ты разожги, с молитвой вникни,

Реально это всё, а не мечта.25.9.03 ИгЛа