Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 2393: 10 т.

Сколько лет я ходила в Покровский собор, но так ровным счётом ничему и не научилась, хотя выстаивала все службы при больных ногах. Сейчас хожу к адвентистам и столько узнала полезного для души. Разве нельзя было сделать службы более понятными?

Ответ:

Этот вопрос стоял перед многими и давно. Вот что опубликовали недавно сторонники мёртвого церковно-славянского языка в книге «Богослужебный язык Русской Церкви».

К.П.Победоносцев. «Сокращения богослужений давно уже указаныпотребностью приходской жизни и допускаются повсюду на практике в мере, соответствующей потребностям жизни, местному обычаю и желанию прихожан. Ощущаемая на практикеотяготительная продолжительность богослуженияпроисходит от чрезмерного усилениявнешней обрядности. Немалая вина в этом деле лежит на диаконах,до чрезвычайности растягивающих богослужение и щеголяющих голосом, который у неискусныхи невнимательных нередко превращается в рёв, нарушающий тишину и благоговейное настроение собрания. Растягиваядо крайности произношение ектений, чтение Апостола и Евангелия, такие дьяконы нередко превращают церковную службу в какое-то лицедейство, отвечающеевкусуодних невежественных любителей чрезвычайного крика. В особенности это искажение служебного чина проявляется в соборных храмах, куда нарочито привлекаются – особенно на праздничные дни – протодьяконы, поражающие своими голосовыми средствами. А архиерейское служение, изобилующее обрядностью, подобные дьяконы отягощают до крайности.

Крайняянебрежность дьяконов в произношении ектений, с привычкою спешить и глотать целые слова и фразы, равно как и небрежность причетников в чтении – не только искажают службу, но и лишают ее молитвенного значения, превращая в бездушнуюмеханику… Максим Грек, восхваляя усердие русских к Церкви и набожность, горько печалится о том, что эта набожность выражается лишь во внешней обрядности и внешних украшениях церкви, не отражаясь в нравах, в жизни и деятельности в церковном благочинии. Постановления Собора, без сомнения, обращены были к исполнению, но не видно, чтобы привёл к прекращению церковных неустройств, ибо в течение всего 17 столетия повторяются и на соборах, и в местных распоряженияхепископов жалобы на те же неустройства и о поставлении на приходы обученных священников.Но и взять последних было неоткуда. И училища при церквах, коих требовал Стоглав, не заводились. Священнические места нередко передавались по наследству, иногда совеем безграмотным, знавшим только по памяти необходимые молитвы, хотя по правилам запрещено было рукополагать неумеющих читать. В сельских приходах нередко знающим службу и грамоту считался только дьяк - он же и писарь (превратившийся после в дьячка).

И патриаршееправление не принесло существенных улучшений, ни науки, ни благочиния. Богослужение всёпревращалось во внешнюю обрядность, доходившую до того, что службы совершалась многогласно, то есть на разные голоса совместно вычитывалось и выпевалось всё в беспорядочном шуме язычном, - лишь бы только никакая часть устава не оставалась невыполненною. И с этим безобразием боролись церковные власти в течение многих лет, доколе не прекратилось наконец многогласие. Но наряду совсем этим безобразием увеличивалось повсюду в соборных храмах и в архиерейских служениях обрядность, пышность и продолжительность богослужения. Известные записки о пребывании в Москве антиохийского патриарха Макария представляют подробную картину праздничных богослужений, длившихся по восьми и более часов, - картину, поражавшую азиатскою пышностью облачений и изобилием обрядностей…

Все мнения настаиваютна непонятности богослужебного языка для народа…Так богослужение, внимательно исполняемое, служит у нас само по себе единственною и самою действенною школою Закона Божия для народа… Темнота некоторых песнопений зависит не от языка, а от тяжёлой конструкциигреческой фразы, выражающейвосторженную молитвенную хвалу или имеющей таинственное значение».

Перевод семидесяти не считали богодухоновенным Ориген, Иероним, митрополит Филарет и др. Златоуст о нём не упоминает даже… Русский перевод Библии с еврейского, а не с греческого семидесяти, является молчаливым игнорированием текста сего. 1Кор.14:19 – «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». Неем.8:8 – «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное».

1Кор.14:11 – «Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец».

Незнанье бесполезного есть знанье,

Что дом твой заперт от чужих гостей.

Не худо, если не войдёт к вам Каин,

Дух злобный, что зовётся Асмодей.

Полезное приобретай за деньги,

За вечное отдай и серебро, и злато.

Что неожиданно целительно заденет,

Качнётв укор сегодняшним Пилатам.

Придётся время оторвать от сна,

Усталость отодвинуть, укрепиться;

С трудомдопустит это сатана,

Не допускаяБогу поклониться.

Перелопатить там, где, слышал, есть зерно,

Завалы из чужих, смешных историй.

Найти средь мусора полезное кино,

Где,привлекая к Богу, смотрят в корень.

Писатели, артисты, режиссёры,

За заработки бьются, извиваясь.

Заказ масонов – нам поставить шоры -

Путь до геенны прочертил их палец.

И не желайчтоб посмотреть те фильмы,

Где путь христианину не показан;

Там воздух заражённый сексапилен,

Волной зловонною стал иэкран заразный.

Вдыхайтеполной грудью чистый воздух

Евангельских сюжетов и коллизий.

Примеры все Библейские на пользу,

Духовные они и нам сегодня близки.

Зачем же тратиться на выдумки и сказки

Блудливых суесловов заграничных,

Их лицедейство приросло к их маскам.

ПослушаемХристовы словеса и притчи.

Сегоднятелевизор – злейший враг,

Рогатый развратитель молодёжи;

Ревнители их сбросили в овраг -

Скем поведёмся - на того похожи.5.9.04.ИгЛа