Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 3201: 18 т.

Нельзя ли в церкви петь более понятные песнопения, а то стоишь, как посторонний, а так хочется участвовать в общем пении. Всегда ли так было, что народ безмолвствовал при пении?

Ответ:

Не всегда. Вот что пишут знатоки песнопений:

“Православный молитвослов”. Николай Нахимов. “При пении слова молитв и священных песен так сливаются, что часто пропадают для слушателя, как пропадают для него даже слова Евангелия иАпостола в потрясательных гласах чтецов, редко к тому же искусных. Создаётся положение для молящихся поистине ужасное, и длится оно у нас, всё усиливаясь, страшно сказать, уже десять веков. Мы будем глубоко благодарны всем лицам, которые почтут наш труд серьёзной критикой: такие издания, как наше – дело не личное, а православно-общественное. Мы просим только наших будущих критиков не обличать нас в такой, примерно, форме: “Смотрите, братие, что сей еретик написал! Да где же он учился богословию?” А, обличив, наставить, т.е. указать, что и почему у нас ошибочно, а главное, как именно должно бытьисправлено. Все сделанные таким образом указания мы печатно же обсудим и, в чём прегрешили, чистосердечно покаемся. “Я сделал, что мог; пусть те, кто могут, сделают лучше”.

Во избежение возможных недоразумений обратим внимание благочестивого читателя на то, что предлагаемые переводы предназначены исключительно для уяснения смысла молитв, но ни в коем случае не для замены церковно-славянских текстов на русские при богослуженииили даже во время домашней молитвы. Автор подчёркивает это в своём послесловии, и это ясно также из того, что переводы сознательно сделаны чисто прозаическими, без малейших намёков на какую-либо метрику или ритмику,которыми так пленяют нас церковно-славянские тексты… Переводчики оставляют без перевода иные слова, как “умиление”, считая его понятным. И немудрено: ошибочность здесь проистекает из того, что слово, на пути из славянского языка в русский, изменило своё значение, так что в русской классической литературе оно употребляется уже неверно по отношению к ц.-слав. богослужебным текстам. Предлагая читателю переводы одного из лучших дореволюционных исследователей ц.-слав. богослужебной литературы, издательство надеется, что они будут полезны для уяснения смысланаших широко известных иценимых во всёммире, поразительных по красоте слога и глубокомыслию, но к сожалению, часто столь малопонятных молитв и песнопений”. Число гласов в Сирийской церкви доходит до 257. Св. Иоанн Дамаскин избрал 8 наиболее простых. Св. отцыцеркви заботились об искусном пении, одобряли только благоговейное, скромноеи порицалив нём театральность.“Несчастный бедняк, – говорит иона Златоуст, – тебе бы надлежало с трепетом и благоговениемповторять ангельское славословие, а ты вводишь сюда обычаиплясунов, махая руками, топая ногою, двигаясь всем телом”. Что касается чтения и большей части песнопений, то в первые три века христианства он предоставлялся настоятелям. В одних церквах пел весь народ, в других – только клир.Иногда во время богослужения некоторые из его участников пели новые песни по собственному вдохновению. Этим начали пользоваться еретики. Во избежение таких соблазнов в церкви, Лаодикийский собор (368г.) определил, чтобы во время богослужения пел только клир, а мирянам предоставлено лишь ответное пение на ектениях, Символа веры и молитвы Господней.

Ариане совершали всеночное бдение, а утром шли в храмы за город, и их стройное и благозвучное пение привлекало и православных. Поэтому Иоанн Златоуст обратил особое внимание на чин ночного богослужения, сам совершал его и придал ему более торжественности благолепия. В противовес арианским хождением по городу с пением Златоуст установил крестные ходы с зажжёнными свечами, с преднесением крестов”. Богослужение в православии – это совершенно неприкасаемая цитадель. Богослужение заняло место Слова Божия и потому православные такнамертво держатсяза букву, как протопоп Аввакум. Мыпоём после богослужения в трапезной. В 16 т. “…открытым оком”помещено более 60 песнопений и мотив известен. На большее невозможно пойти –совершенно невозможно. Конечно, если есть победы, то сердце воспёт песнь Богу в любом месте. Неем.12:38,40 – “Другой хор шёл напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены,.. Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною”. Надписания псалмов указывают 52 раза, что псалмы пели не по одиночке, а хор. Исх.14:31 – “И увидели зраильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию”. 1Цар.21:11 – “И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»?” Вцеркви были профессиональные певцы. 2Пар.29:28 – “И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение”. Когда беда затопляла народ, не до песен было. Пс.77:63 – “Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен”. Пс.136:4 – “Как нам петь песнь Господню на земле чужой?” Но если сердце настроено на победу, то ив заключении будешь петь. Дан.3:51 – “Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога”. Сир.44:5 – “Мудрые слова были в учении их; они изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию”.

Пример, оригинал и эталон

Всегда держать перед собой незримо;

Всё для того, чтоб не брататься с злом,

Пройти соблазн, не замечая, мимо.

Но где маяк в потёмках обрести,

Где тот светильник, столп на высоте,

Один на всех и знатных, и простых,

К которому бы вёл друзей, гостей?

Пример Христа недостижим и свят,

Он кроток и смирен превыше меры;

За Ним грядущим не отвращаться вспять –

Рабом последним будь и станешь первым.

Вчера, сегодня и вовеки Тот же,

Смиреньем поражающий врагов;

МолясьЕму, мы многое возможем,

Приемля отЕго щедрот, даров.

Все наши знания, дискуссии и споры

По Библии нам надобно сверять;

Тогда не спрятаться за знаньем, словно вноры,

Отвергнем легион учителей-зверья.

К сияющим Евангельским вершинам

От навыка потянется душа;

Не будешь мерить всё своим аршином,

Но с Божьей помощью вопросы разрешать.

Куда бы в обольщенье ни забрёл,

В какую бы пучину ни стянуло,

Лишь воззовёшь к Христу, и, как орёл,

Он вынесет Иуду и Саула.

И даже им, предателям, тиранам,

Он не отказывает, не изгоняет вон;

Елей любви и строгости на раны,

На песнь хвалы перелицует стон.

Взирайте на распятого Иисуса,

Поправшего мрак всяких заблуждений.

Препятствия к добру все потрясутся,

Герой родится, победитель, гений.01.08.06.ИгЛа