Мне много раз приходилось встречаться со старообрядцами, и они никогда не говорят о своих недостатках, а только о других. Вы же, напротив, всегда подчеркиваете, что важнее видеть все упущения именно у себя, там, где ты находишься, чтобы их можно было устранить. Не обращался ли кто из них к Вам, чтобы им помочь увидеть свои упущения, чтобы они могли в свете Библии посмотреть на себя.

Ответ:

Ни один ко мне с такой просьбой не обращался, и, думаю, это невозможное дело с их стороны. У них главная проповедь и всегда одна во веки веком: «Переходите к нам! Только у нас спасение!! Нигде больше нет спасения, а только у нас, переходите к нам, переходите к нам!!!»

Если бы они обратились ко мне с такой просьбой, то я бы составил к ним несколько вопросов, основных, не всё, но чуточку хотя бы задеть светом особо тёмные закоулки их упования.

Старообрядцы чрезвычайно любят нападать на православных, которых они называют не иначе, как «никоньяне», доказывая им, что только у старообрядцев вся истина сохранилась неповрежденной. Нужно помнить, слушая это, что у старообрядцев за 330 лет не было обличительного гласа, а если таковой в их среде появлялся, он уничтожался, т.е. извергался из их среды, доводился до умопомешательства. Их среда не породила за 330 лет, после отпадения от полноты Церковной, ни одного человека, подобно монаху Авелю, Иоанну Кронштадтскому.

12 вопросов к старообрядцам, не разрешив которые, они не имеют права нападать на православных или звать их к себе. Честный человек не может звать на худшее.

1) Кто дал право старообрядцам нарушать первое Апостольское правило: «Епископа да поставляют два или три епископа»? Это правило было нарушено при самом образовании старообрядчества Белокриницкой иерархии (Церкви). 29 октября 1846 г. был принят, присоединен митр. Амвросий от Греческой Церкви, 6 января 1847 г. он ЕДИНОЛИЧНО хиротонисал во епископа Маиносского Кирилла (Киприана). И далее, не единожды, уже вовсе без нужды ЕДИНОЛИЧНО рукополагаются и иные, как епископ канадский Михаил (Семенов) (1 апост. правило).

2) Почему с таким упорством нарушают правила 14 и 15, 6-го Вселенского собора – рукополагают в диаконы и во пресвитеры ранее уреченного возраста – в попы до 30 лет? (См. Стоглав, главы 25, 80, 89) и постоянно нарушают сотни других правил соборов вселенских, поместных, и св. отцов: торговля в храме, женщины в алтаре, крестят без катехизации, неподготовленными венчают безбожников, и притом при нескольких живых женах (официальное многоженство, по подобию старообрядца Иоанна Васильевича (Грозного) IV – 4 жены только венчанных с ним). Не запрещают в служении священников-пьяниц, не отлучают мирян-запойцев. Простят всё без епитимии настоящей, многолетнего отлучения. Главное у них – только бы известно было, что с «никонианами» не молился.

3) Почему разрешают ложь «во спасение», мотивируя это Пс.32:17 в славянском переводе: «Ложь конь во спасение», допускают страшные клеветы на истинно святых Божиих, канонизированных после раскола 1665 г., говоря, например, что Иоанна Кронштадтского отлучали несколько раз от Церкви, а Серафим Саровский умер от дыма, когда от его папиросы загорелось у него в келье, и др. нелепицы, безбожные и гнусные?

4) Они говорят: мы дольше молимся. В таком случае святости больше должно быть, и люди добрее, и дела выше, и плоды сладостнее. Но так ли?

5) Зазирая синодальный перевод Библии 1876 года с написанием имени Спасителя с двумя буквами «И» – Иисус, сами за 330 лет НЕ СДЕЛАЛИ перевода ни Библии, ни жития Святых, ни правил соборов, ни творений святых отцов, где могли бы имя Христа писать с одной «И» – Исус. (Ерусалим, Еремия, Ерихон). Все годы обвиняли православных: они-де исказили в свою пользу все книги переводами; с двумя «И» нельзя читать, но сами с одной “И” не издали – народ остался при «ложь – конь во спасение».

6) Почему за 330 лет из своей среды (Россия, Австрия, Румыния, Австралия, Канада и др. страны) не родили ни одного пророческого гласа, ни одного обличительного звука? Если же подобное зарождается, то оно непременно изничтожалось: отторжение и трагическая гибель, как епископа Михаила, (см. «Старообрядческий календарь» за 1966г.), о. Павел Морозов, Устинов Ал. Ив., Долгов Андрей Феодотович и др. Без обличительного же гласа, без самокритики – всё в застое, затхлое болото. У старообрядцев немыслимо, чтобы их митр. Алимпий сказал о стольких недостатках своей паствы, о иерархии и церкви, сколько сказал на епархиальном собрании патриарх Алексий II. Речь патриарха говорит о возможности оживотворения МП (Московской Патриархии).

7) Где пребывала Церковь Христова 180 лет (с 1666 до 1846 гг.), если по мнению старообрядцев вся иерархия во всем мире в это время (до принятия митр. Амвросия) отступила от истины и была безблагодатна? Может ли вся вселенская Церковь вдовствовать, быть без трехчинной иерархии (епископ, пресвитер, диакон) кряду 180 лет? Мф,28:20 – «Се, Я с вами во все дни до скончания века».

8) В чем отличие догмата от обряда, сколько догматов в Церкви? Имеет ли Церковь власть изменять обряд, молитвы, литургию, догматы?

9) Почему старообрядцы Белокриницкой иерархии не занимаются нигде во всем мире миссионерством, нет у них радиостанций, ни своих телеканалов, киностудий? Почему всё в такой окостенелости, закоченелое невидение проблем современных у себя? «Лежало оно до нас тысячи лет, лежи и далее» – их лозунг.

10) Почему у старообрядцев нет ни желания, ни согласия соединиться с древлеправославными – новозыбковскими христианами? Явный дух разделения, осуждения: при любой встрече, беседе вот уже 330 лет всё в разговорах упирается в Никона, в Алексея Михайловича, в печать антихриста.

11) В своей литературе и в разговорах считают ли старообрядцы всех христиан в мире, все автокефальные православные церкви еретическими и с какого момента? Если ересь, то как сохранилась благодать священства у митр. Амвросия?

12) Кто гнал старообрядцев – Церковь или государство? Были ли у синодальной Церкви в России инквизиторские суды, конгрегации, подобные католическим? Как они расценивают призывы протопопа Аввакума расправляться с новообрядческими попами: «Замани попа к себе, чтобы тот обрушился в яму, заранее приготовленную, с кольями заостренными кверху…», просил власти себе у царя Алексея Михайловича для расправы с никонианами: «дай мне власть я их всех перепластаю». Случись быть Аввакуму победителем, были бы гонения на новообрядцев? Репрессии, подобные как при Иване Грозном-старообрядце? Захвати власть Софья, сестра Петра I – не случилось бы еще что худшее? Старообрядец Емельян Пугачев раскрыл свой талант в виселицах. Гнев старообрядцев непрерывно вырывается в борьбе за указку уставщиков, в разделениях (только беспоповских толков в России – 48) – совершенно не могут терпеть друг друга, трезвые и пьяные драки, избиение жен, священников и даже избиение епископа своими клирошанами-ревнителями (cлучай в г. Новосибирске с еп. Силуяном (Силиным) – позорнейшая страница); беседы только о страхе Божием, о наказании – совершенно неизвестен Бог любви и примирения. (См. «Старообрядческая мысль» за 1914 г. статьи Зенина, Муравлевского, еп. Михаила и др.)

«Христос есть Путь, Истина и Жизнь» – Ин.14:6. У одних, как у сектантов есть жизнь, но нет Истины. У старообрядцев есть истина, но нет настоящей духовной жизни. В истинном же Православии есть и Истина и Жизнь, потому и рождаются подобные Игнатию Брянчанинову, Иоанну Кронштадтскому, Феофану Затворнику, оптинским старцам, такие Апостолы, как Иннокентий (Вениаминов), просветитель северных народов, Николай Японский (Касаткин), Герман Аляскинский, Иоанн Шанхайский (Максимович), Иоанн Тобольский – все эти святые по мнению старообрядцев есть погибшие еретики.

Ответив без раздражения, без обиды на эти вопросы, старообрядцы вполне могли бы заняться собой, и силен Бог, оживотворяющий мёртвых, тогда эта истинная Церковь Христа явила бы пример чистоты, разума, страха и любви. По совести, зная все эти беды в своей Церкви и ничего не делая 330 лет для исправления этого положения, старообрядцы должны бы заботиться в слезах, в пепле и прахе о своей участи и молчать ВО ВЕКИ ВЕКОМ.