Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Златоуст со Второй Строительной

(Газета «Алтайская правда» № 256 27 декабря 1991 г.)

«Златоуст со Второй Строительной,или о том, почему первое слово, посвящённое Игнатию Тихоновичу Лапкин у, герою моей статьи пятилетней давности, я пишу без кавычек».

«Не все пророчества сбываются, Это сбылось. В июле 1986 года краевой суд приговорил христианского проповедника Игнатия Тихоновича Лапкина к двум с половиной годам лишения свободы. Я был на этом суде с первого до последнего дня, прочел его пухлое «дело». И написал об этом статью «“Златоуст” со Второй строительной» («А П», 26.07.86 г.). Именно здесь, на этой улице, в старом, изношенном бараке, неподалёку от железнодорожного вокзала Барнаула, жил и живёт, вернувшись из заключения, этот подвижник веры.

Вскоре после появления статьи случай столкнул меня неподалёку от редакции с женой Игнатия Тихоновича.

- А ведь придется и вам когда-нибудь каяться, – сказала она.

Пришлось. И не только потому, что нет уже в Уголовном кодексе РСФСР «политической» статьи 190-1. Это по ней судили неугодных власти людей за распространение заведомо ложных, клеветнических измышлений против обще¬ственного и государственного строя. Есть на мне и свой – профессиональный грех. Ведь уже тогда мне было ясно: за убеждения, какими бы «ошибочными» или «безошибочными» они ни были, нельзя судить уголовным судом. Да и «ветер перемен» уже повевал в затхлой атмосфере «идеологического единомыслия». Правда, не все ещё могли тогда осознать, к чему приведут нас эти перемены...

Защищая православную веру, мучеников церкви, алтайских крестьян, пострадавших от раскулачивания в пылу коллективизации, И. Т. Лапкин не останавливался на скорби и сострадании. Он шёл дальше – искал и находил винов¬ных в исторической трагедии русского народа. Ими, по-Лапкин у, были коммунисты-сатанисты, устроившие жидомасонский заговор, и В. И. Ленин – «вождь атеистов, сонмища иуд». Так писал Игнатий Тихонович в своём стихотворении, аккуратно подшитом следователями к делу. Это было не всё. Но и этого оказалось достаточно, чтобы я, никогда не бывший партийным человеком, возмутился.

У каждого из нас свои святые или не очень святые духовные отцы. «Пусть, – думал я, – Лапкин считает святыми мучениками последнего царя Николая II и его современника Патриарха Тихона. То, что произошло в Екатеринбурге с царской семьёй (особенно с его детьми) иначе чем жестокостью не назовешь. Но ведь и сам царь – не агнец Божий. Разве по его приказу не была расстреляна мирная демонстрация голодных рабочих с семьями у Зимнего дворца в «кровавое воскресенье»? Я – русский, внук малоземельного крестьянина, всю жизнь усердно трудившегося от зари до зари, и потому прозванного «букашом»; сын многодетного отца – рабочего, воевавшего с бандами после гражданской войны, испытавшего горечь окружения после изнурительных боёв начала Великой Отечественной, а затем плен, фашистские концлагеря и немилость сталинщины; это я-то должен поверить, что вся наша жизнь с её муками, страданиями и редкими радостями была всего лишь экспериментом каких-то жидомасонов, которым захотелось поиграть с терпеливым и глупым народом? Да не может быть! Это слишком примитивно и оскорбительно. Историки, конечно, разберутся, но я этому не верю».

От нетерпения веры в то, что мне было дорого (как дорого и сейчас), я нарушил неписаную журналистскую заповедь: «Неправедно осуждённого надо или защищать, или молчать об этом». Удобная формула – мол, время было такое, и я колебался вместе с ним – лукава хотя бы потому, что отрицает свободу воли. Люди не слепые, и журналист волен отказаться писать, если ему не по душе сам предмет разговора.

К сожалению, как раз содержательная сторона «дела» И. Т. Лапкина в моей статье проговаривалась слишком глухо. Читатель мог лишь понять: вот нашёлся ещё один религиозный проповедник против Советской власти. С этой целью он записал на магнитофонные катушки произведения религиозных авторов, в том числе из-за рубежа, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, тексты так называемых «Протоколов сионских мудрецов», собственную работу о преследовании верующих в нашей стране по воспоминаниям земляков. Короче говоря, Игнатий Тихонович выступил составителем текста, редактором, издателем и распространителем среди верующих «духовной пищи», потому что полагал: «везде диктат атеизма». А ему на основании действовавшей тогда 157-й статьи Административного кодекса РСФСР поставили это в вину, как занятие незаконным промыслом.

Нет сомнения (во всяком случае для меня), что растиражируй он с помощью магнитофона песни Аллы Пугачевой, ему бы из власть имущих никто и слова не сказал. Сатирические песни Высоцкого расходились по всей стране, и что? А вот лапкинские записи (более трёх тысяч катушек) были конфискованы как крамола. Вернее, как «идеологический промысел». Уже тогда у недоброжелателей возникал вопрос: а что сам Лапкин с этого имел? Вот мнение самого Игнатия Тихоновича: «Обо мне лично свидетели подтвердили: абсолютно бескорыстен; отметили мою жертвенность, правдивость, готовность умереть за Христа». «Я абсолютно уверен, – писал он далее в своём протесте из заключения, – что всё, начит

анное мною, инкриминируемое мне, – исторические факты...». Но эти факты и особенно их истолкование расшатывали устои царившей тогда идеологии. Они были опасны властям, размывая её фундамент.

Я не могу ручаться за убеждения и веру учёных-экспертов, чьё заключение легло в основу обвинения И. Т. Лапкина по «политической» статье 190-1. Но его полезно процитировать как документ истории наших непримиримых «идеологических войн»:

«Экспертами выделены следующие основные группы измышлений... – утверждение о гонениях на граждан в СССР за их верy и убеждения. Утверждение об отсутствии в СССР свободы совести. Измышления, порочащие советскую науку и культуру, измышления об истоках революционно-демократического движения и социализма, об основателе Советского государства В. И. Ленине – руководителе партии и правительства, отождествление Советского государства, его органов власти и управления с образами «сатаны» и «антихриста», от которых якобы исходит всё зло и с которыми следует вести непримиримую борьбу и т. д.».

На основании собственных взглядов читатель может судить, насколько объективно это заключение. Считаю не¬обходимым сделать лишь одно замечание: «непримиримую борьбу» в свете нового мышления вести не возбраняется, но только не насильственными, цивилизованными методами. И с этим, кстати сказать, Игнатий Тихонович согласен:

«Мы – истинные христиане отвергаем плюрализм только в вере, – убеждал он меня во время нашей недавней встре¬чи. – Нетерпимость к заблуждениям не может и не должна привести к вражде, ибо одна из заповедей Христа гласит: «Возлюби врага своего», А величайший проповедник, живший в 4-м веке, св. Иоанн Златоуст возглашал: «Прежде всякого моленья молись о врагах своих».

Непримиримость, как подсказывает теперь наш общий опыт, – оружие обоюдоострое. В 1986-м наши непримиримые веры с Игнатием Тихоновичем столкнулись. И нашла коса на камень. Мне это не прибавило чести. Лапкин у прибавило страданий. К тому же он получил удар совсем уж с неожиданной стороны. Можно сказать, от своих. За то, что он – опальный проповедник из низов – посмел ВОЗВЫСИТЬ CВOЙ ГОЛОС И НА ДУХОВНЫХ пастырей, тут же по¬следовало суровое вразумление от архиепископа Новосибирского епархиального управления. Это письмо тоже легло лыком в строку, прозвучало на суде, было процитировано в моей статье, которую, возможно, прочитали верующие.

Сейчас Игнатий Тихонович Лапкин реабилитирован и вернулся к тому, чем, по его собственному признанию, начал заниматься с тех пор, как уверовал в Христа, – нести слово Божье. «Христос для меня, – писал он, – стал Вождём, Путём, Истиной. И, веря в загробную жизнь, верю, как фанатик, в абсолют библейских истин, т. е. тому, о чём говорит Святая Библия...».

Насколько мне известно, теперь Игнатий Тихонович имеет возможность нести слово Божье в школы и вузы, куда его приглашают, а не только верующим. Он организовал летний лагерь труда и отдыха для детей, где учит их крестьянскому ТРУДУ, милосердию к природе, библейским заповедям. Он всё так же исповедует непримиримость к разводам, борьбу с развратом, пьянством, матерщиной, табакокурением, трусостью и корыстью. О нём пишут журналисты. Не тек давно «Прямая речь» – газета писателей Алтая – посвятила большую рецензию на документальный фильм «Предчувствие».

«...ВЕРА – не есть дар, ниспосылаемый свыше, – отмечалась в ней, – ВЕРА, как и ИСТИНА, стяжается драмати¬ческим опытом личного бытия. Она требует подвига. Свободой, лишениями заплатил за неё сполна главный герой фильма Игнатий Тихонович Лапкин, проповедник, наш земляк».

- Он подвижник, – сказал мне мой коллега-журналист, имея в виду, что благодаря таким, как И. Т. Лапкин, кончилась «духовная жизнь в тряпочку», рухнули «столпы единомыслия» в России.

Что касается меня, то к неординарной, безусловно одарённой проповедническим даром личности Игнатия Тихо¬новича, я отношусь с уважением и тревогой. Не случится ли так, что от нетерпения веры кто-то захочет вместо «сплошной коммунизации» в отдельно взятой стране провести «сплошную христианизацию?» А чем лозунг «Учение Христа всесильно, потому что оно верно» лучше, чем хорошо известный лозунг о Марксе? Ведь уже сейчас на православие появилась мода. А что может быть хуже, чем мода на самое искреннее, самое интимное, чем является вера? Перестройка нашего сознания – длительный и мучительный процесс. Ему противопоказана диктатура внешней веры, какой бы угодной или неугодной она ни была Богу, власти или партии.

Сам Игнатий Тихонович проблему Веры и Совести разрешает так: «Бог даровал человеку свободу выбора. «Вера от слышания слова Божия»(Рим. 10:10).«Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной», –учит Христос.

Иными словами, к вере каждый из нас приходит сам, мучительно и добровольно.

Время разбрасывать камни уходит. Наступает время их собирать для постройки общего российского дома. Пусть в нём будет мастерская, где мы исполним своё предназначение делами рук своих, комната, где можно отдохнуть от трудов праведных, и церковь для молений. Каждому своя, православный ты, мусульманин, буддист или иудей. Одно важно – фундамент нашего дома надо закладывать без вражды.

«Спаси нас, Иисусе, от ложных учений, спаси от ненужных забот», – написал когда-то в одном из своих стихо¬творений Игнатий Тихонович Лапкин.

Ну что ж, как говорится, дай то Бог, потому что человечество, как не раз доказывала история, движется к истине путём ошибок и заблуждений. И если оно до сих пор не уничтожило себя, то, возможно, потому что находило-таки верный путь к согласию. Спастись бы нам только от непримиримости веры, от чувства непогрешимости своего устава, с которым непрошенно не ходят в чужой монастырь. Нетерпением, иллюзией собственной непогрешимости мы подавляем в другом человеке самое корневое, что есть в нём, – свободу выбора. Все несвободы в мире начинались именно с этого. «Не сметь своё суждение иметь».

Думать самим. Решать в согласии. В наших ли это силах? Не знаю. Хотелось бы верить.

В. ТИТОВ

КСТАТИ. На днях при участии Политиздата вышел первый том из Полного собрания творений Св. Иоанна Златоуста в 12-ти томах, распространённого когда-то И. Т. Лапкиным в магнитофонных записях среди верующих. Теперь мы все имеем возможность познакомиться с ними вполне легально. Лёд отчуждения тронулся».