|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на
ровной доске 16 х 21
см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см.
1 200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в
рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
Святитель
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех
Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье
военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать
святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более
выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах
христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов.
Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано
обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному
созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12
февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году
крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После
того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом
в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом
Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни,
пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу
оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он
принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна
и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр,
и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой
Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно
содействовал посвящению Василия.
В это время святой Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое
творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел
святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством
опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги "Против
вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с
царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и
христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким
представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой
соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для
восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381
году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона.
Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими
творениями: "О Провидении"
("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой
вдове"
(два слова), "Книга о святом Вавиле
и против Юлиана и язычников".
В 386 году
святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во
пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар
Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст".
Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в
неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая
сердца слушателей.
В пастырской
ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой
Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова
Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги
Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна,
Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой
Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова
апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем
Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая
заключенных, странников и больных.
В начале
Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За
Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о
предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы
ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование
книги Бытия было закончено в конце октября.
С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а
в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские
христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к
Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам,
Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам
святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и свидетельствую, что
раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть
дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух".
Росла
слава святого
проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского
архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был
вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В
столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в
Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного
- с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был
он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой
обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для
паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от
приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской
веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на
Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был
поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию,
Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн
направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть
Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не
позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои
условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много
трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения:
составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением,
написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных
нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя
нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о
конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи,
святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила
гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой
силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем
поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из
иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила
Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем
изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить
святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император
заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший
защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал
себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло
землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила
императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному
пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в
краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали
в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев
Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший
изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в
пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали
опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.
Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное
осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих
духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам
Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой
Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.
Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но
враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого
Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в
сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний
переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска
(память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн!
Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Тайн, вселенский
святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября
407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в
Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор
Пелусиотский (память 4 февраля), писал: "Дом Давидов укрепляется, а дом
Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в
Небесный покой".
|