Владимир I Святославич
(др.-рус. Володимеръ
Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский
великий
князь,
при котором произошло крещение Руси.
Владимир стал
новгородским князем в 970, захватил киевский престол в
978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии
Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен
также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и
Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как
равноапостольный.
Память
равноапостольного князя Владимира – 28 июля в 2017 году
И на берег
вышел, душой возрожден,
Владимир для
новой державы,
И в Русь
милосердия внес он закон —
Дела
стародавних, далеких времен,
Преданья
невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
Едва ли
найдется в русской истории имя более значимое, чем имя
киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские
книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира
вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями
освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля
приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и
это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.
Владимир
родился около 962 года. Он был сыном киевского князя
Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини
Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга
сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий
великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в
Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное
прозвище “робичич”, то есть “сын
рабыни”, будет
преследовать его.
Летом 969
года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай,
князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями.
Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля.
В
это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя.
“Абы
пошел кто к вам?” — насмешливо спросил их
Святослав.
Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе
на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще
ребенком сделался новгородским князем.
Вскоре
Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья
стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года
между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег
погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода
“за
море”, надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или
Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска
он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками
Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в
войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк
бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также
был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель,
некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил
Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата.
“Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься
убить
его” — такие слова передал Блуд Владимиру.
И Владимир
решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои
Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах
“под пазуху”. Следовавший за князем Блуд проворно
затворил
двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого
злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое
продолжалось долгих тридцать семь лет.
Летописцы не
жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им
христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными
пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие.
У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну
Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом,
полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его
предложение вступить в брак. Захватив Полоцк, Владимир обесчестил
Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.
Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка,
бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом,
пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц:
“300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в
сельце”. Но и наложницы не могли удовлетворить его.
“Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц
растлевая”, так с осуждением писал о Владимире летописец.
Кроме того,
Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым
противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на
холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон —
поставил
изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и
Мокоши. “И поклонялись люди им, нарицая их богами, и
приводили
сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И
осквернилась
кровьми земля Русская и холм тот”, рассказывает летопись.
Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней
Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году,
после одного из походов Владимира, на “Перуновом
холме”
было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на
двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали
принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына
на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и
подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти
варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор
и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
>>>Читайте
также: В. Петрушко: Князь Владимир и древнерусское язычество
При всем том
Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об
укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на
запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар),
подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей,
вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь).
Различные области Русского государства скрепляются более прочными
узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира (установление языческого
пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то
новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира
божеств разных этнических групп Русской земли (славянских,
финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского
населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для
всей страны государственного культа Перуна — все это должно
было
олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и
киевского князя.
князь Владимир
креститель русиОднако эта языческая реформа, изменившая
лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира.
Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени.
Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных
племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в
европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере
идеологии.
Летописи и
Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о
крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере.
Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских
болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему
принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший
Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал
“добрых и смысленных мужей” и отправил их в разные
страны,
чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.
Вернувшись в Киев, “мужи” рассказали о красоте
византийского богослужения: “Не знали — на небе или
на
земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и
рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и
служба их лучше, чем во всех странах”. Посоветовавшись с
боярами
и “старцами градскими” (представителями городского
самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера
лучше всех остальных.
>>>Читайте
также: Князь Владимир: от варварства к христианству
Долгое время
рассказ об “испытании вер” Владимиром
считали
вымыслом, своего рода “сказкой”. Однако это не так.
Русь и
в самом деле окружали страны и народы, придерживавшиеся разных
вероучений, и приверженцы этих вероучений пытались привлечь к своей
вере киевского князя. Летописное предание подтверждается
свидетельствами иностранных источников, знающих о подобных посольствах
князя Владимира. (Так, известно о посольстве “царя
Буладмира” (Владимира) в Хорезм с целью обсуждения
возможности
принятия руссами ислама.) Владимир и в самом деле всерьез размышлял о
преимуществах различных вер. Но то, что в конечном итоге он выбрал
христианское вероучение (причем в его восточном, православном
варианте), конечно же, не случайно.
Ко времени
княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала
христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных
славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том,
что
русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира
получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном
языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги,
переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием,
первоучителями славян, и их учениками, — все это давало
возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем
поистине родным для народа.
К сожалению, о
самом крещении князя Владимира, несомненно, главном
событии его жизни, мы знаем явно не достаточно, ибо показания
источников на этот счет весьма противоречивы. Летописи рассказывают о
крещении Владимира под 988 годом и связывают его со взятием русскими
войсками Корсуни (Херсонеса), византийского города в Крыму. Владимир
осаждал город в течение долгого времени, рассказывает летописец, но
никак не мог взять его, пока один из защитников города, некий Анастас
(впоследствии сподвижник князя Владимира и настоятель Киевской
Десятинной церкви) не пришел ему на помощь и не подал совет перекопать
трубы, по которым в осажденный город поступала вода. Получив это
известие, князь дает обет: креститься в том случае, если город будет
взят. Херсонес, действительно, пал, но Владимир пока еще не спешит с
крещением.
Он посылает в
Константинополь, к византийским императорам Василию и
Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру,
порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным
условием предварительного принятия князем христианства.
“Скажите
царям так, — обращается Владимир к посланникам императоров.
— Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера
ваша и
богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи”.
Царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает
в Херсонес, где ее торжественно встречают жители.
Однако
Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: “по
Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что
ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать”.
Анна
послала к нему с такими словами: “Если хочешь избавиться от
этой
болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь”. Князь
повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с
царевной, крестить себя. “И когда возложил епископ руку на
него,
тотчас прозрел Владимир”.
Так
рассказывает летопись. Однако современные исследователи ставят этот
рассказ под сомнение, полагая, что в летописном повествовании
соединились различные и к тому же противоречивые источники, по-разному
излагавшие историю приобщения Владимира к христианству. Используя
данные других русских источников (в частности, так называемой
“Памяти и похвалы князю Владимиру”, составленной
Иаковом
мнихом и являющейся древнейшим известным Житием князя Владимира), а
также свидетельства иностранцев, исследователи включают события,
связанные с принятием русским князем христианства, в канву
внешнеполитической ситуации того времени и восстанавливают
действительный ход событий следующим образом
К концу 80-х
годов X века Византийская империя оказалась на пороге
национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986
год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем
Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили
императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и
Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю
Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора,
заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал
предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их
порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены
были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование,
конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988
года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и
новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь
византийского
императора Василия II.
Шеститысячный
русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое
активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую
роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года).
Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно
женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на
Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В
Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной.
Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники
киевского князя.
Покидая город,
Владимир вывез из него многие святыни —
церковные
сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты
были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная
впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви
состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из
завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в
христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя
Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что
такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем
Владимиром, не является единственной.)
>>>Читайте
также: Крещение Руси: факты истории
Летопись
рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров,
поставленных им самим за несколько лет до этого. “Придя в
Киев,
повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню
предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с
Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием…
Когда же
тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще
святого крещения”.
Князь повелел
сплавить идол вниз по течению Днепра, причем проследить,
чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов.
Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого
последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми
Владимир обратился к своим подданным: “Если кто не придет
завтра
на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб —
да будет
противник мне”. Крещение киевлян происходило в водах реки
Почайны, притока Днепра (так по версии Жития князя Владимира; летопись
сообщает о крещении в Днепре). Совершали таинство священники
“царицыны” (то есть приехавшие на Русь с царевной
Анной) и
“корсунские” (то есть привезенные князем из
Корсуни). На
месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого
Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие
мастера
построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название
Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры
(храм
был освящен 12 мая 996 года).
С этой
церковью связана важнейшая церковно-административная реформа
князя Владимира — установление церковной десятины.
Христианизация
Руси растянулась, по крайней мере, на несколько
десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и
некоторых (прежде всего, княжеских) городах. Не везде этот процесс
происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних
источников, имели место кровавые столкновения между представителями
княжеской администрации и местным населением. В Северо-Восточной же
Руси проповедники Слова Божия появились, по-видимому, лишь в XI
столетии.
Принятие
христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет
сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и
княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и
нищелюбие. Услыхав слова Писания: “Блаженны милостивые; ибо
они
помилованы будут” (Мф. 5, 7), Владимир начал творить
множество
добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский
двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или
деньгами.
Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его
двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.
“И
повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи
различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу,
спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий
ходить?” И
тем раздавать все, что им нужно”, рассказывает летописец.
“И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в
городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая,
алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью,
церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и
сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и
одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых
делах…” А это уже слова мниха Иакова, автора
“Памяти
и похвалы князю Владимиру”.
В историческую
память народа киевский князь вошел не только как
Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко —
легендарный
князь русских былин, которому несли службу все русские былинные
богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские
добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на
долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами
— главными врагами Руси в конце X — начале XI века.
Владимир строит своего рода “засечную черту” по
южным
границам своего государства — ставит города-крепости по рекам
Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Крепости соединялись мощным
земляным валом. Самой знаменитой из поставленных Владимиром крепостей
был Белгород на реке Ирпень, в глубине стугнинской линии обороны.
Владимир заселяет крепости на южном порубежье Русской земли
“лучшими людьми” из других областей страны
— земель
новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей. Оборона Руси становится
поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь
славянских и неславянских племен. Кроме всего прочего, эта мера
наносила серьезный удар по прежнему племенному строю Русского
государства.
Во всех
важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья
Владимира. В Новгороде княжил старший, Вышеслав, в Полоцке —
Изяслав, в Турове на Припяти — Святополк (сын князя Ярополка
Святославича, усыновленный Владимиром), в Ростове — Ярослав.
После смерти Вышеслава (предположительно, около 1010 года) Ярослав
получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Глеб был
посажен в Муроме, Всеволод во Владимире-на-Волыни, Святослав в
Древлянской земле, Мстислав в Тьмуторокани, Станислав в Смоленске,
Судислав в Пскове. (Всего князь Владимир имел 12 сыновей.) Большинство
названных городов — старые племенные центры, которые,
благодаря
нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями
киевского князя.
Войны с
печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение
всего княжения Владимира. Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды
Владимир лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города
Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив
значительного ущерба русским землям. Это чудесное избавление случилось
в самый праздник Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир
дал тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. И уже
вскоре обет был выполнен.
В
“Повести временных лет”, древнейшем летописном
своде из
дошедших до нашего времени, записано несколько народных преданий о
печенежских войнах. Одно из них рассказывает о юноше-кожемяке,
победившем “зело страшного” печенежского богатыря в
битве
на реке Трубеж (в честь этого события, согласно летописи, был построен
город Переяславль-Южный). Другое народное предание посвящено осаде
печенегами города Белгорода (предание о “белгородском
киселе”). Только благодаря находчивости некоего белгородского
старца жители города перехитрили своих врагов и заставили их снять
осаду. Около 1007/08 года на Руси побывал немецкий миссионер Бруно
Кверфуртский, пытавшийся (правда, без особого успеха) проповедовать
христианство среди печенегов. При его посредничестве Владимиру удалось
заключить мир с кочевниками, направив к ним в качестве заложника одного
из своих сыновей. Позднейшие летописи рассказывают о крещении самим
Владимиром нескольких печенежских князей, перешедших на службу к
русскому князю.
Владимир
укреплял и западные границы своего государства. В 992 году он
совершил поход в земли восточнославянского племени хорватов и подчинил
их власти киевского князя. Летопись рассказывает о мирных договорах,
заключенных им с правителями соседних государств — Польши,
Чехии
и Венгрии. Однако мир с Польшей не был долгим. В 1013 году польский
князь Болеслав напал на Русь в союзе с печенегами; на этот раз
Владимиру удалось справиться с врагами. Полагают, что результатом
заключенного тогда мира стала женитьба пасынка Владимира Святополка на
дочери Болеслава Польского.
В последние
годы жизни Владимир испытывал немало беспокойств из-за
своих сыновей. Так, вскоре после женитьбы на Болеславне Святополк
устроил заговор против приемного отца. По свидетельству иностранных
источников, организатором заговора был польский князь Болеслав, а также
епископ Рейнберн, духовник жены Святополка. Заговор был раскрыт;
Святополк, его жена и Рейнберн арестованы. Польский епископ умер в
заточении, а Святополк и его супруга пребывали под стражей до самой
смерти Владимира. В 1014 году поднял мятеж еще один сын Владимира
— Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он отказался
платить в Киев ежегодную дань — 2 тысячи гривен. Это вызвало
жестокий гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.
Однако Бог не
допустил войны между отцом и сыном. В то время Владимир
был уже стар, к старости приспели и болезни. Одна из них и не дала
Владимиру выступить в поход против Ярослава. Думая о том, кому передать
престол, Владимир призвал в Киев своего любимого сына —
Бориса. В
это время на Русскую землю вновь напали печенеги. Владимир находился в
великой печали, оттого что не мог сам выйти против них; он передал
своих воинов в руки Борису. Борис отправился против печенегов, однако
не нашел их: кочевники, услыхав о приближении войска, ушли обратно в
степи. Но Владимиру уже не суждено было узнать об исходе последней в
его жизни печенежской войны. 15 июля 1015 года он скончался в сельце
Берестовом близ Киева. Власть в Киеве в отсутствие Бориса захватил
Святополк, освободившийся из-под стражи. Он попытался сохранить в тайне
смерть отца: “Умер же Владимир на Берестове, и потаили смерть
его, потому что был тогда Святополк в Киеве”, рассказывает
летописец. Однако смерть великого князя, столь много сделавшего для
своей
страны и
столь прославившего свой город, конечно же, не могла
пройти незамеченной. Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им
Десятинной церкви, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми
киевлянами — и боярами, и убогими, малыми и великими.
“И
плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем
заступнике и кормильце…”
Русские люди
начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке.
Однако, по не вполне ясным причинам, официальная канонизация князя
Владимира задержалась на два столетия. Отчасти это объяснялось,
наверное, тем, что мощам блаженного князя не был дан дар чудотворения.
Вот что рассказывал об этом автор древнейшего Жития князя Владимира:
“Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти
—
многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются.
Сказал ведь некогда об этом святой Иоанн Златоуст: “От чего
узнаем и разумеем святого человека — от чудес или от
дел?”
И сказал: “От дел узнаем, а не от
чудес”…” И
только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к
лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что
именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из
славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой
дружина
новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича
(Александра Невского), разгромила шведское войско.
Мощи святого
князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги,
разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной
татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя
оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский
митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню
— два саркофага, в одном из которых, по его предположению,
находились мощи святого Владимира. “В воспоминание будущим
родам” святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки.
Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской
лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский
Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском
соборе. Однако современные исследователи ставят под сомнение
подлинность этой находки.
Анна, жена
киевского князя Владимира Святого
Анна родилась
за два дня до смерти своего отца императора Романа
(сведения византийского хрониста Иоанна Скилицы); следовательно, ее
рождение произошло в т. н. Порфире – особом помещении
Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих
императоров. По-видимому, именно ее руки добивался для своего сына,
будущего императора Оттона II, император Священной Римской империи
Оттон I в 967 г. (сведения Лиутпранда, епископа Кремонского, не
назвавшего, однако, имени предполагаемой невесты).
Около 987 г.
начались переговоры о браке Анны и русского князя
Владимира. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал
существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем
сообщает целый ряд источников – как русских (летописи,
различные
редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский,
Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир; Скилица; Титмар Мерзебургский и
др.).
Обстоятельства
беспрецедентного сватовства русского князя к
порфирородной принцессе известны. Византийский император Василий II,
оказавшийся в крайне затруднительном положении после поражения от
болгар (август 986 г.) и начала мятежа Варды Склира (февраль 987-го), а
затем и Варды Фоки (август или сентябрь 987-го), обратился за помощью к
русскому князю Владимиру. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен
руки Василия Анны. Несмотря на то, что брак порфирородной принцессы с
“варваром” считался кощунственным и недопустимым (о
чем
специально писал в середине X в. дед Василия и Анны император
Константин VII Багрянородный в своем сочинении “Об управлении
Империей”), Василий дал согласие при условии крещения
Владимира
(не позднее октября 987 г.). Владимир, вероятно, принял крещение, но
заключение брака задержалось почти на два года. За это время Владимир
успел оказать помощь Василию (ставшую спасительной для него), а затем
начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса
(Корсуни). Лишь после падения Херсонеса (вероятно, между 7 апреля и 27
июля 989 г.) переговоры между Василием и Владимиром были возобновлены.
Анна всячески противилась браку (о чем согласно сообщают русские и
восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Вместе
со священниками и приближенными она отправилась в Херсонес, где и
произошло ее бракосочетание с Владимиром. О пребывании Анны в
Херсонесе, помимо “Повести временных лет”,
свидетельствуют
данные микротопонимики: во второй половине XI в. в Корсуни были
известны “царицыны палаты” (летописная статья 988
г.). Об
этом же, вероятно, свидетельствует Житие св. Стефана Сурожского
(известное в русском переводе, в списках не ранее XV в.), а именно
“Чудо 4-е” (последнее из посмертных чудес святого).
В нем
имеется рассказ о болезни, случившейся с “царицей
Анной” на
пути из Херсонеса в Керчь: Анна заболела, когда пребывала на
“Черной воде” (греческое Мавропотам; вероятно,
нынешняя
река Биюк-Карасу), вблизи Сурожа (современный Судак); ее исцелила
молитва святому Стефану.
Анна –
единственная византийская царица, о пребывании которой
в
Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Это
делает отождествление Анны Жития с Анной, женой князя Владимира, весьма
вероятным. (Русские источники всегда называют Анну
“царицей”, но не царевной; кроме того, отметим, что
авторы
Жития вовсе не проводят такого отождествления, следовательно, ее имя не
могло появиться в тексте Жития по догадке.)
Согласно
“Повести временных лет”, а также Житию
князя
Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять
христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь заболел глазами
и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем,
этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише,
поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с
Анной уже был крещен. Тем не менее роль Анны в христианизации Руси была
весьма значительной. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи
Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Имя
Анны читается в тексте т. н. Устава князя Владимира о церковных судах
(памятнике XIII в., в основе которого, вероятно, лежит подлинная
грамота князя Владимира).
Дочерями Анны,
по-видимому, были Мария-Добронега, ставшая впоследствии
женой польского князя Казимира I Восстановителя, а также, возможно,
Феофана, жена новгородского посадника Остромира (предположение А.
Поппэ). Высказывавшееся неоднократно предположение о том, что Анна
являлась также матерью князей Бориса и Глеба не представляется
обоснованным и прямо противоречит источникам.
“Повесть
временных лет” сообщает о смерти Анны под
6519
(1011/1012) г. Это известие, извлеченное, скорее всего, из помянника
Киевской Десятинной церкви (где княгиня была похоронена), безусловно,
надо предпочесть свидетельству византийского хрониста Скилицы, согласно
которому Анна умерла уже после своего мужа, т. е. после 1015 г. О
гробнице Анны, находящейся рядом с гробницей ее мужа, сообщает немецкий
хронист Титмар Мерзебургский (ошибочно назвавший княгиню Еленой).
Завет святого
равноапостольного князя Владимира
«Боже,
сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и
даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны
хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози,
Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу,
побежю козни его».
Карпов А. Ю.
– историк, писатель,
член Союза писателей России, автор книг в серии
“ЖЗЛ”:
“Владимир
Святой”, “Ярослав Мудрый”,
“Юрий
Долгорукий”
portal-slovo.ru
|