|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на ровной доске 16 х 19 см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см. 1200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
Христос
Пантократор из
Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века
с
изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является
древнейшим из известных иконописных изображений Христа.
Икона
была
создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором
Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время
возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в
монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII
веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью.
Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в
1962 году.
Икону
отличает
реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но
физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали
устойчивыми в его иконографии. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны
и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже
«преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения,
необходимые
для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и
строгостью». Благодаря этому иконописный образ уже
демонстрирует
переход от реального к характерному для иконописи идеальному
изображению.
В иконе
заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и
фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса
—
один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается
триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его
одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а
клав на нём
из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в
его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся
традиционной ассоциацией с императорским культом.
В
использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо,
создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой
стороны лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, показывает
расслабленные бровь и губы; правая сторона, наоборот, выполнена темнее.
Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и
его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные
дискуссии того время, когда горячо обсуждалась концепция двойственной
природы Иисуса Христа. Использование света, а также различные выражения
лица, отражала идею человеческой и божественной природы Христа, его
милосердие и роль судьи.
В отличие от
фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не
имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником
света. Это стало общей практикой в более поздней православной
иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии
святых.
Цвет
используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и небесного
царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на
золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации,
ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира
сего».
Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических
традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых
богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе
изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми
элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это,
вероятно, их значение в данном случае, как хорошо, но потом иконы Спас
заменить надписи на греческом языке, а развитие этого стиля.
Поза и
жесты
Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя
занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя
пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над
вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука
благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в
группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную
природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.
Искусствовед
Галина Колпакова отмечает:
В
синайской
иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только
потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность
созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как
свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в
плоскость рассчитанной системы
|