Главная
  Иконы
  Иконостас
  Технология
  Контакты
  Моя страничка
  Заключения врачей
  Отзывы о иконах
  Моё видео
  Молитва в окладе
  Полезные ссылки
  Сделать заказ
Фильм о иконе
 
Иконы Отзывы о иконах Моя страница  Технология  Контакты  Заказать икону
Икона Спас Вседержитель (Пантократор) Синайский. Список с иконы IV века.
Икона Спас Вседержитель (Пантократор) «Синайский», список с иконы 11 века.
Золочение

Икона на доске из липы:
с ковчегом (ковчег) 16 х 21 см. 3 000 р.
на ровной доске 16 х 21 см. 2 500 р.
на ровной доске 9 х 12 см. 1200 р.
на ровной доске 5 х 7 см. 500 р.
в рамке 10 х 15 см. 350 р.


Спас Синайский

Заказать икону

Контакты





Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью». Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой стороны лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, показывает расслабленные бровь и губы; правая сторона, наоборот, выполнена темнее. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того время, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различные выражения лица, отражала идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых.

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и небесного царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это, вероятно, их значение в данном случае, как хорошо, но потом иконы Спас заменить надписи на греческом языке, а развитие этого стиля.


Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:
В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы


Иконы Отзывы о иконах Моя страница  Технология  Контакты  Заказать икону


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика  Житие.ру