|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
Мерная
икона - 8 000 р.
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на
ровной доске 16 х 21 см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см. 1 200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в
рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
|
Мерная
икона
Святой Спиридон тримифунтский |
|
|
|
|
|
Родиною
дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам
простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем
овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он
вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая - Давиду в кротости, Иакову -
в сердечной простоте и Аврааму - в любви к странникам. Прожив немного
лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и
усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на
принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так
благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял
неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был
поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора
Константина Великого и сына его Констанция. И на епископской кафедре он
продолжал творить великие и дивные чудеса.
Родиною
дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам
простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем
овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он
вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая - Давиду в кротости, Иакову -
в сердечной простоте и Аврааму - в любви к странникам. Прожив немного
лет в супружестве, жена его умерла, |
и он еще беспрепятственнее и
усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на
принятие странников и пропитание нищих; этим он,
живя в миру, так
благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял
неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов.
За это Спиридон был
поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора
Константина Великого и сына его Констанция. И на епископской кафедре он
продолжал творить великие и дивные чудеса.
Однажды на о.
Кипре было бездождие
и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и
множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был
второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою
(3Цар., гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие,
постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с
усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон
облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся
несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно
напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы,
покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем
великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через
несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну
ту голод. и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб,
собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали
продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один
хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою
страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и
привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать
его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал ею в
склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда. продав подороже,
получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и
усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой
цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со
слезами умолял его оказать милость - подать немного хлеба, чтобы ему,
бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный
и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:
- Ступай, принеси деньги, и у тебя
будет всё, что только
купишь.
Бедняк, изнемогая от голода, пошел
к святому Спиридону и, с
плачем, поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.
- Не плачь, - сказал ему святой, -
иди домой, ибо Дух Святой
говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет
умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.
Бедный вздохнул и пошел домой. Едва
настала ночь, как, по
повелению Божию, пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы
немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец
с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не
дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя
хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал
себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача.
Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать
у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.
Так Бог наказал богатого за
немилосердие и, по пророчеству
святого, избавил бедного от нищеты и голода.
Один известный святому земледелец
пришел к тому же самому
богачу
и во время того же голода с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и
обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У
богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба;
но он, недостаточно наученный первою своею потерею и не излечившись от
скупости, - и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что
не хотел даже и слушать его.
- Без денег, - сказал он, - ты не
получишь от меня ни одного
зерна.
Тогда бедный земледелец заплакал и
отправился к святителю
Божию
Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и
отпустил домой, а на утро сам пришел к нему и принес целую груду золота
(откуда взял он золото, - об этом речь после). Он отдал это золото
земледельцу и сказал:
- Отнеси, брат, это золото тому
торговцу хлебом и отдай его в
залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе
сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет
излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.
Бедный земледелец взял из рук
святительских золото и поспешно
пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же
отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал,
был хороший урожай, и, после жатвы, земледелец тот отдал с лихвою
богачу взятый хлеб и, взяв от него назад залог, отнес его с
благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к
своему саду, захватив с собою и земледельца.
- Пойдем, сказал он со мною, брат,
и вместе отдадим это Тому,
Кто
так щедро дал нам взаймы.
Вошедши в сад, он положил золото у
ограды, возвел очи к небу
и
воскликнул:
- Господи мой, Иисусе Христе, Своею
волею всё созидающий и
претворяющий! Ты, некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского
превратил в змия (Исх.7:10), - повели и этому золоту, ранее
превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид
свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас и
самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании, - что "Господь
творит всё, что хочет" (Пс.134:6)!
Когда он так молился, кусок золота
вдруг зашевелился и
обратился
в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала
змея, по молитве святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из
золота опять стала змеею. При виде сего чуда, земледелец затрепетал от
страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему
чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец,
полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию
чуда, сотворенного Богом по молитвам святого.
Один добродетельный муж, друг
святого, по зависти злых людей,
был
оклеветан пред городским судьею и заключен в темницу, а потом и осужден
на смерть без всякой вины. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел
избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было
наводнение и ручей, бывший на пути святого, переполнился водою, вышел
из берегов и сделался непереходимым. Чудотворец припомнил, как Иисус
Навин с ковчегом завета посуху перешел разлившийся Иордан
(Иис.Нав.3:14-17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал потоку,
как слуге:
- Стань! так повелевает тебе
Владыка всего мира, дабы я мог
перейти и спасен был муж, ради которого я спешу.
Лишь только он сказал эго, тотчас
поток остановился в своем
течении и открыл сухой путь - не только для святого, но и для всех,
шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судии и известили его о
приближении святого и о том, что совершил он на пути, и судия тотчас же
освободил осужденного и возвратил его святому невредимым.
Провидел также преподобный и тайные
грехи людские. Так,
однажды,
когда он отдыхал от пути у одного странноприимца, женщина, находившаяся
в незаконном сожительстве, пожелала умыть по тамошнему обычаю, ноги
святому. Но он, зная ее грех, сказал ей, чтобы она к нему не
прикасалась. И это он сказал не потому, что гнушался грешницею и
отвергал ее: разве может гнушаться грешниками ученик Господа, евшего и
пившего с мытарями и грешниками? (Мф.9:11) Нет, он желал заставить
женщину вспомнить о своих прегрешениях и устыдиться своих нечистых
помыслов и дел. И когда та женщина настойчиво продолжала стараться
прикоснуться к ногам святого и умыть их, тогда святой, желая избавить
ее от погибели, обличил ее с любовью и кротостью, напомнил ей о ее
грехах и побуждал ее покаяться. Женщина удивлялась и ужасалась тому,
что самые, по видимому, тайные деяние и помыслы ее не скрыты от
прозорливых очей человека Божия. Стыд охватил ее и с сокрушенным
сердцем упала она к ногам святого и обмывала их уже не водою, а
слезами, и сама открыто созналась в тех грехах, в которых была
обличена. Она поступила также, как некогда блудница, упоминаемая в
Евангелии, а святой, подражая Господу, милостиво сказал ей: Лук. 7:48
– "прощаются тебе грехи", и еще: "вот, ты выздоровел; не
греши
больше" (Иоан.5:14). И с того времени женщина та совершенно исправилась
и для многих послужила полезным примером.
До сих пор говорилось только о
чудесах, какие совершил святой
Спиридон при жизни; теперь должно сказать и о ревности его по вере
православной.
В царствование Константина
Великого, первого
императора-христианина, в 325 году по Р. Хр., в Никее собрался 1й
Вселенский собор, для низложение еретика Ария, нечестиво называвшего
Сына Божия тварью, а не творцом всего, и для исповедания Его
Единосущным с Богом Отцом. Арий в его богохульстве поддерживали
епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис
Халкидонский, Феогний Никейский и др. Поборниками же православия были
украшенные жизнью и учением мужи: великий между святыми Александр,
который в то время был еще пресвитером и вместе заместителем святого
Митрофана, патриарха Цареградского, находившегося на одре болезни и
потому не бывшего на соборе, и славный Афанасий, который еще не был
украшен и пресвитерским саном и проходил диаконское служение в церкви
александрийской; эти двое возбуждали в еретиках особое негодование и
зависть именно тем, что многих превосходили в уразумении истин веры, не
будучи еще почтены епископскою честью; с ними вместе был и святой
Спиридон, и обитавшая в нем благодать была полезнее и сильнее в деле
увещания еретиков, чем речи иных, их доказательства и красноречие. С
соизволения царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы,
называвшиеся перипатетиками; мудрейший из них выступил на помощь Арию и
гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение
православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только
Иисуса Христа, "притом распятого" (1Кор.2:2), просил отцов позволить
ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он
человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему
это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и
как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и
сказал:
- Философ! Во имя Иисуса Христа,
выслушай, что я тебе скажу.
Когда же философ согласился
выслушать его, святой начал
беседовать.
- Един есть Бог, - сказал он, -
сотворивший небо и землю и
создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и
невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын
Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от
Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасение и воскрес и с
Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет
судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем,
что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести... Так
исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим
умом, и ты - не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо
тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.
Затем, немного помолчав, святой
спросил:
- Не так ли и тебе всё это
представляется, философ?
Но философ молчал, как будто ему
никогда не приходилось
состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых
видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св.
Писании: "ибо Царство Божие не в слове, а в силе" (1Кор.4:20).
Наконец, он сказал:
- И я думаю, что всё действительно
так, как говоришь ты.
Тогда старец сказал:
- Итак, иди и прими сторону святой
веры.
Философ, обратившись к своим
друзьям и ученикам, заявил:
- Слушайте! Пока состязание со мною
велось посредством
доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим
искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо
доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то
особая сила, - доказательства бессильны против нее, так как человек не
может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же,
как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим
старцем, устами которого говорил Сам Бог".
И философ, приняв православную
христианскую веру, радовался,
что
был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу.
Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.
По окончании собора, после
осуждение и отлучение Ария, все
бывшие
на соборе, а равно и святой Спиридон, разошлись по домам. В это время
умерла дочь его Ирина; время своей цветущей юности она в чистом девстве
провела так, что удостоилась Царства Небесного. Между тем к святому
пришла одна женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери
Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором
времени умерла, то отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему
дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутой слезами
женщины, святой Спиридон вместе с своими домашними подошел к гробу
дочери своей и, обращаясь к ней, как к живой, воскликнул:
- Дочь моя Ирина! Где находятся
украшения, вверенные тебе на
хранение?
Ирина, как бы пробудившись от
крепкого сна, отвечала:
- Господин мой! Я спрятала их в
этом месте дома.
И она указала место.
Тогда святой сказал ей:
- Теперь спи, дочь моя, пока не
пробудит тебя Господь всех во
время всеобщего воскресения.
На всех присутствовавшнх, при виде
такого дивного чуда, напал
страх. А святой нашел в указанном умершею месте спрятанное и отдал той
женщине.
По смерти Константина Великого,
империя его разделилась на
две
части. Восточная половина досталась старшему сыну его Констанцию.
Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не
могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился ко Всемогущему
целителю душ и телес - Богу, с усердною молитвою о своем исцелении. И
вот в видении ночью император увидел Ангела, который показал ему целый
сонм епископов и среди них особенно - двоих, которые, по-видимому, были
вождями и начальниками остальных; Ангел поведал при этом царю, что
только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о
виденном. он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа:
имена и род их остались ему неизвестными, а один из них тогда, кроме
того, не был еще и епископом.
Долгое время царь был в недоумении
и, наконец, по чьему-то
доброму совету собрал к себе епископов из всех окрестных городов и
искал между ними виденных им в видении двоих, но не нашел. Тогда он
собрал епископов во второй раз и теперь уже в большем числе и из более
отдаленных областей, но и среди них не нашел виденных им. Наконец, он
велел собраться к нему епископам всей его империи. Царское приказание,
лучше сказать, прошение достигло и острова Кипра и города Тримифунта,
где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом
относительно царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к императору,
взяв с собою ученика своего Трифиллия, вместе с которым он являлся царю
в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом.
Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в
бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове - митру, а на
груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у
жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от
святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из
дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над
ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по
своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф.5:39), подставил ему другую
щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех,
смиренно просил у него прощения, которое и получил.
Едва только святой вошел к царю,
последний тотчас узнал его,
так
как в таком именно образе он явился царю в видении. Констанций встал,
подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу
и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к
голове царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался
своему исцелению, полученному по молитвам святого. Царь оказал ему
великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая
великое уважение к своему доброму врачу.
Трифиллий тем временем был крайне
поражен всей царской
пышностью,
красотой дворца, множеством вельмож, стоящих перед царем, сидящим на
троне, - причем всё имело чудный вид и блистало золотом, - и искусной
службе слуг, одетых в светлые одежды. Спиридон сказал ему:
- Чему ты так дивишься, брат?
Неужели царское величие и слава
делают царя более праведным, чем другие? Разве царь не умирает так же,
как и последний нищий, и не предается погребению? Разве не предстанет
он одинаково с другими Страшному Судии? Зачем то, что разрушается, ты
предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству, когда должно прежде
всего искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную
небесную славу?
Много поучал преподобный и самого
даря, чтобы памятовал о
благодеянии Божием и сам был бы благ к подданным, милосерд к
согрешающим, благосклонен к умоляющим о чем-либо, щедр к просящим и
всем был бы отцом - любящим и добрым, ибо кто царствует не так, тот
должен быть назван не царем, а скорее мучителем. В заключение святой
заповедал царю строго держать и хранить правила благочестия, отнюдь не
принимая ничего противного Церкви Божией.
Царь хотел возблагодарить святого
за свое исцеление по его
молитвам и предлагал ему множество золота, но он отказывался принять,
говоря:
- Нехорошо, царь, платить
ненавистью за любовь, ибо то, что я
сделал для тебя, есть любовь: в самом деле, оставить дом, переплыть
такое пространство морем, перенести жестокие холода и ветры - разве это
не любовь? И за всё это мне взять в отплату золото, которое есть
причина всякого зла и так легко губит всякую правду?
Так говорил святой, не желая брать
ничего, и только самыми
усиленными просьбами царя был убежден - но только принять от царя
золото, а не держать его у себя, ибо тотчас же роздал всё полученное
просившим.
Кроме того, согласно увещаниям сего
святого, император
Констанций
освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей
церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного
платить дань царю смертному. Расставшись с царем и возвращаясь к себе,
святой был принят на дороге одним христолюбцем в дом. Здесь к нему
пришла одна женщина-язычница, не умевшая говорить по-гречески. Она
принесла на руках своего мёртвого сына и, горько плача, положила его у
нот святого. Никто не знал ее языка, но самые слёзы ее ясно
свидетельствовали о том, что она умоляет святого воскресить ее мёртвого
ребенка. Но святой, избегая тщетной славы, сначала отказывался
совершить это чудо; и всё-таки, по своему милосердию, был побежден
горькими рыданиями матери и спросил своего диакона Артемидота:
- Что нам сделать, брат?
- Зачем ты спрашиваешь меня, отче,
отвечал диакон: что другое
сделать тебе, как не призвать Христа - Подателя жизни, столь много раз
исполнявшего твои молитвы? Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь
нищих и убогих?
Еще более побуждаемый этим добрым
советом к милосердию,
святитель
прослезился и, преклонив колена, обратился к Господу с теплою молитвою.
И Господь, чрез Илию и Елисея возвративший жизнь сыновьям вдовы
сарептской и соманитяныни (3Цар.17:21; 4Цар.4:35), услышал и молитву
Спиридона и возвратил дух жизни языческому младенцу, который, оживши,
тотчас же заплакал. Мать, увидев свое дитя живым, от радости упала
мёртвою: не только сильная болезнь и сердечная печаль умерщвляют
человека, но иногда тоже самое производит и чрезмерная радость. Итак,
женщина та умерла от радости, а зрителей ее смерть повергла, - после
неожиданной радости, по случаю воскрешения младенца, - в неожиданную
печаль и слёзы. Тогда святой опять спросил диакона:
- Что нам делать?
Диакон повторил свой прежний совет,
и святой опять прибег к
молитве. Возведя очи к небу и вознеся ум к Богу, он молился Вдыхающему
дух жизни в мертвых и Изменяющему всё единым хотением Своим. Затем он
сказал умершей, лежавшей на земле:
- Воскресни и встань на ноги!
И она встала, как пробудившаяся от
сна, и взяла своего живого
сына на руки.
Святой запретил женщине и всем
присутствовавшим там
рассказывать
о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого,
не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого
угодника Божие Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.
Когда святой возвратился домой, к
нему пришел один человек,
желавший купить из его стада сто коз. Святой велел ему оставить
установленную цену и потом взять купленное. Но он оставил стоимость
девяноста девяти коз и утаил стоимость одной, думая, что это не будет
известно святому, который, по своей сердечной простоте, совершенно чужд
был всяких житейских забот. Когда оба они находились в загоне для
скота, святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он
уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из
них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим
господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять
взял ее и потащил за собою, но она вырвалась и опять прибежала в загон.
Таким образом до трех раз вырывалась она у него из рук и прибегала к
ограде, а он силою уводил ее, и, наконец, взвалил ее на плечи и понес к
себе, при чем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и
вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон,
уразумев, в чем-дело и не желая в то же время при всех обличить
нечестного покупателя, сказал ему тихо:
- Смотри, сын мой, должно быть, не
напрасно животное это так
делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли должной цены за
него? не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?
Покупатель устыдился, открыл свой
грех и просил прощения, а
затем
отдал деньги и взял козу, - и она сама кротко и смирно пошла в дом
купившего ее впереди своего нового хозяина.
На острове Кипре было одно селение,
называвшееся Фриера.
Пришедши
туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из
бывших там, диакону, сотворить краткую молитву: святой утомился от
долгого пути тем более, что тогда было время жатвы и стояли сильные
жары. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно
растягивал молитву, как бы с некоею гордостью произносил возгласы и
пел, и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой,
хотя и добр был от природы и, порицая его, сказал: "замолчи"! - И
тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара
слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех
присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по
всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и
ужас. Диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык, а
вместе с тем умоляли о том же епископа друзья и родственники диакона.
Но не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и
тщеславными, и, наконец, простил провинившегося, разрешил ему язык и
возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след
наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь
оставил его слабоголосым, косноязычным и заикающимся, чтобы он не
гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи.
Однажды святой Спиридон вошел в
своем городе в церковь к
вечерне.
Случилось так, что в церкви не было никого, кроме церковнослужителей.
Но, несмотря на то, он велел возжечь множество свечей и лампад и сам
стал пред алтарем в духовном умилении. И когда он в положенное время
возгласил: "Мир всем!" - и не было народа, который бы на возглашаемое
святителем благожелание мира дал обычный ответ, внезапно послышалось
сверху великое множество голосов, возглашающих: "И духу твоему". Хор
этот был велик и строен и сладкогласнее всякого пения человеческого.
Диакон, произносивший ектении, пришел в ужас, слыша после каждой
ектении какое-то дивное пение сверху: "Господи, помилуй!". Пение это
было услышано даже находившимися далеко от церкви, из коих многие
поспешно пошли на него, и, по мере того, как они приближались к церкви,
чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца.
Но когда они вошли в церковь, то не увидали никого, кроме святителя с
немногими церковными служителями и не слыхали уже более небесного
пения, от чего пришли в великое изумление.
В другое время, когда святой также
стоял в церкви на вечернем
пении, в лампаде не хватило елея и огонь стал уже гаснуть. Святой
скорбел об этом, боясь, что, когда погаснет лампада, прервется и
церковное пение, и не будет, таким образом, выполнено обычное церковное
правило. Но Бог, исполняющий желание боящихся Его, повелел лампаде
переполниться елеем чрез края, как некогда сосуду вдовицы во дни
пророка Елисея (4Цар.4:2-6). Служители церковные принесли сосуды,
подставили их под лампаду и наполнили их чудесно елеем. - Этот
вещественный елей явно служил указанием на преизобильную благодать
Божию, коей был преисполнен святой Спиридон и напояемо было им его
словесное стадо.
На о. Кипре есть город Кирина.
Однажды сюда прибыл из
Тримифунта
святой Спиридон по своим делам вместе с учеником своим, Трифиллием,
который был тогда уже епископом Левкусийским, на о. Кипре. Когда они
переходили через гору Пентадактил и находились на месте, называемом
Паримна (отличающемся красотою и богатою растительностью), то Трифиллий
прельстился этим местом и пожелал и сам, для своей церкви, приобрести
какое-либо поместье в этой местности. Долго он размышлял об этом про
себя; но мысли его не утаились от прозорливых духовных очей великого
отца, который сказал ему:
- Зачем, Трифиллий, ты постоянно
думаешь о суетном и желаешь
поместьев и садов, которые на самом деле не имеют никакой цены и только
кажутся чем-то существенным, и своей призрачною ценностью возбуждают в
сердцах людей желание обладать ими? Наше сокровище неотъемлемое - на
небесах (1Пет.1:4), у нас есть храмина нерукотворенная (2Кор.5:4), - к
ним стремись и ими заранее (чрез богомыслие) наслаждайся: они не могут
переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается
обладателем их, тот получает наследие, которого уже никогда не лишится.
Эти слова принесли Трифиллию
великую пользу, и впоследствии
он
своею истинно христианскою жизнью достиг того, что сделался избранным
сосудом Христовым, подобно Апостолу Павлу, и сподобился бесчисленных
дарований от Бога.
Так святой Спиридон, сам будучи
добродетельным, направлял к
добродетели и других, и тем, кто следовал его увещаниям и наставлениям,
они служили на пользу, а отвергавших их постигал худой конец, как это
видно из следующего.
Один купец, житель того же
Тримифунта, отплыл в чужую страну
торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в
прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец увидел жену свою
беременною и понял, что она без него прелюбодействовала. Он пришел в
ярость, стал бить ее и, не желая с нею жить, гнал ее из своего дома, а
потом пошел и рассказал обо всем святителю Божию Спиридону и просил у
него совета. Святитель, сокрушаясь душевно о грехе женщины и о великой
скорби мужа, призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она
согрешила, так как о грехе свидетельствовали уже самая беременность ее
и плод, зачатой ею от беззакония, прямо сказал ей:
- Зачем осквернила ты ложе мужа
своего и обесчестила его дом?
Но женщина, потеряв всякий стыд,
осмелилась явно солгать, что
она
зачала не от кого другого, а именно от мужа. Присутствовавшие
вознегодовали на нее еще более за эту ложь, чем за самое прелюбодеяние,
и говорили ей:
- Как же ты говоришь, что зачала от
мужа, когда его
двенадцать
месяцев не было дома? Разве может зачатый плод двенадцать месяцев и
даже более оставаться в чреве?
Но она стояла на своем и
утверждала, что зачатое ею
дожидалось
возвращения своего отца, чтобы родиться при нем. Отстаивая эту и
подобную ложь и споря со всеми, она подняла шум и кричала, что ее
оклеветали и обидели. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до
раскаяния, кротко сказал ей:
- Женщина! В великий грех впала ты,
- велико должно быть и
покаяние твое, ибо для тебя всё-таки осталась надежда на спасение: нет
греха, превышающего милосердие Божие. Но я вижу, что в тебе
прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием - бесстыдство, и было
бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание; и всё-таки,
оставляя тебе место и время для покаяния, мы во всеуслышание объявляем
тебе: плод не выйдет из чрева твоего, пока ты не скажешь истины, не
прикрывая ложью того, что и слепой, как говорится, видеть может.
Слова святого в скором времени
сбылись. Когда женщине
наступило
время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великие мучения
удерживавшая плод в ее чреве. Но она, ожесточившись, не захотела
признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною
смертью. Узнав об этом, святитель Божий прослезился, пожалев, что он
судил грешницу таким судом, и сказал:
- Не буду я больше произносить суда
над людьми, если
сказанное
много так скоро сбывается над ними на деле.
Одна женщина, по имени Софрония,
благонравная и
благочестивая,
имела мужа - язычника. Она не раз обращалась к святителю Божию
Спиридону и усердно умоляла его постараться обратить ее мужа к истинной
вере. Муж ее был соседом святителя Божия Спиридона и уважал его, а
иногда они, как соседи, бывали даже друг у друга в домах. Однажды
собралось много соседей святого и язычника; были и они сами. И вот,
вдруг святой говорит одному из слуг во всеуслышание:
-Вон у ворот стоит вестник,
присланный от работника, пасущего
мое
стадо, с вестью, что весь скот, когда работник заснул, пропал,
заблудившись в горах: ступай, скажи ему, что пославший его работник уже
нашел весь скот в целости в одной пещере.
Слуга пошел и передал посланному
слова святого. Вскоре затем,
когда не успели еще собравшиеся встать из за стола, пришел от пастуха
другой вестник - с известием, что всё стадо найдено. Слыша это, язычник
был несказанно удивлен тем, что святой Спиридон знает происходящее за
глазами, как совершающееся вблизи; он вообразил, что святой есть один
из богов, и хотел сделать ему то, что и некогда жители Ликаонии сделали
Апостолам Варнаве и Павлу, то есть, привести жертвенных животных,
приготовить венцы и совершить жертвоприношение. Но святой сказал ему:
- Я - не бог, а только слуга Божий
и человек, во всем
подобный
тебе. А что я знаю то, что совершается за глазами, - это дает мне мой
Бог, и если и ты уверуешь в Него, то познаешь величие Его всемогущества
и силы.
С своей стороны и жена язычника
Софрония, улучив время, стала
убеждать мужа отречься от языческих заблуждений и познать Единого
Истинного Бога и уверовать в Него. Наконец, силою благодати Христовой,
язычник был обращен к истинной вере и просвещен святым крещением. Так
спасся "неверующий муж" (1Кор.7:14), как говорит св. Апостол Павел.
Рассказывают также о смирении
блаженного Спиридона, как он,
будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец
бессловесных и сам ходил за ними. Однажды воры ночью проникли в загон,
похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и
охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров,
так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком
положении, против воли, до утра. На рассвете святой пришел к овцам и,
увидев воров, связанных силою Божиею по рукам и по ногам, своею
молитвою развязал их и дал им наставление о том, чтобы не желали
чужого, а питались трудом рук своих; потом он дал им одного барана,
чтобы, как он сам сказал, "не пропал даром их труд и бессонная ночь", и
отпустил их с миром.
Один тримифунтский купец имел
обычай брать у святого взаймы
деньги для торговых оборотов, и когда, по возвращении из поездок по
своим делам, приносил взятое обратно, то святой обыкновенно говорил
ему, чтобы он сам положил деньги в ящик, из которого взял. Так мало
заботился он о временном приобретении, что и не справлялся даже
никогда, правильно ли уплачивает должник! Между тем купец много раз уже
поступал таким образом, сам вынимая, с благословения святого, из
ковчега деньги и сам опять вкладывая туда принесенные обратно, и дела
его процветали. Но однажды он, увлекшись корыстолюбием, не положил
принесенного золота в ящик и удержал его у себя, а святому сказал, что
вложил. В скором времени он обнищал, так как утаённое золото не только
не принесло ему прибыли, но и лишило успеха его торговлю и, как огонь,
пожрало всё его имущество. Тогда купец опять пришел к святому и просит
у него взаймы. Святой отослал его в свою спальню к ящику с тем, чтобы
он взял сам. Он сказал купцу:
- Ступай и возьми, если сам ты
положил".
Купец пошел и, не нашедши в ящике
денег, воротился к святому
с
пустыми руками. Святой сказал ему:
- Но ведь в ящике, брат мой, не
было до сих пор ничьей другой
руки, кроме твоей. Значит, если бы ты положил тогда золото, то теперь
мог бы опять взять его.
Купец, устыдившись, пал к ногам
святого и просил прощения.
Святой
тотчас же простил его, но при этом сказал, в назидание ему, чтобы он не
желал чужого и не осквернял совести своей обманом и ложью. Так,
неправдою приобретенная прибыль есть не прибыль, а в конце концов -
убыток.
В Александрии созван был однажды
собор епископов: патриарх
александрийский созвал всех подчиненных ему епископов и хотел общею
молитвою ниспровергнуть и сокрушить все языческие идолы, которых там
было еще очень много. И вот, в то время, когда приносились Богу
многочисленные усердные молитвы, - как соборные, так и частные, - все
идолы и в городе и в окрестностях пали, только один особо чтимый
язычниками идол остался цел на своем месте. После того как патриарх
долго и усердно молился о сокрушении этого идола, однажды ночью, когда
он стоял на молитве, явилось ему некоторое Божественное видение и
повелено было не скорбеть о том, что идол не сокрушается, и скорее
послать в Кипр и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтского,
ибо для того и оставлен был идол, чтобы быть сокрушенным молитвою сего
святого. Патриарх тотчас же написал послание к святому Спиридону, в
котором призывал его в Александрию и говорил о своём видении, и
немедленно направил это послание в Кипр. Получив послание, святой
Спиридон сел на корабль и отплыл в Александрию. Когда корабль
остановился у пристани, называемой Неаполем, и святой сходил на землю,
- в ту же минуту идол в Александрии с его многочисленными жертвенниками
рушился, почему в Александрии и узнали о прибытии святого Спиридона.
Ибо, когда патриарху донесли, что идол пал, патриарх сказал остальным
епископам:
- Друзья! Спиридон Тримифунтский
приближается.
И все, приготовившись, вышли на
встречу святому и, с честью
приняв его, радовались о прибытии к ним такого великого чудотворца и
светильника мира.
Церковные историки Никифор и
Созомен пишут, что святой
Спиридон
чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении
во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания.
Однажды произошло следующее. На о. Кипре было собрание епископов всего
острова по делам церковным. Среди епископов находились святой Спиридон
и упоминавшийся выше Трифиллий, - человек, искусившийся в книжной
премудрости, так как в молодости своей он много лет провел в Берите,
изучая писание и науки.
Собравшиеся отцы просили его
произнести в церкви поучение
народу.
Когда он поучал, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанные Им
расслабленному: "встань и возьми одр твой" (Мрк.2:12). Трифиллий слово
"одр" заменил словом "ложе" и сказал: "ВСТАНЬ И ВОЗЬМИ ложе твое".
Услышав это, святой Спиридон встал с места и, не вынося изменение слов
Христовых, сказал Трифиллию:
- Неужели ты лучше сказавшего
"одр", что стыдишься
употребленного
Им слова?
Сказав это, он при всех вышел из
церкви. Итак поступил он не
по
злобе и не потому, что сам был совсем неученым: пристыдив слегка
Трифиллия, кичившегося своим красноречием, он научил его смирению и
кротости. К тому же святой Спиридон пользовался (среди епископов)
великою честью, как самый старший летами, славный жизнью, первый по
епископству и великий чудотворец, а потому, из уважение к лицу, всякий
мог уважать и его слова.
На преподобном Спиридоне почивала
столь великая благодать и
милость Божия, что во время жатвы в самую жаркую пору дня его святая
глава оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше.
Это было в последний год его жизни. Вместе с жнецами он вышел на жнитво
(ибо был смиренен и работал сам, не гордясь высотою своего сана), и
вот, когда он жал свою ниву, внезапно, в самый жар, оросилась глава
его, как это было некогда с руном Гедеоновым (Суд.6:38), и все, бывшие
с ним на поле, видели это и дивились. Потом волосы на главе у него
вдруг изменились: одни сделались желтыми, другие - чёрными, иные -
белыми, и только Сам Бог знал, для чего это было и что предзнаменовало.
Святой осязал голову рукою и сказал бывшим при нем, что приблизилось
время разлучения души его с телом, и стал поучать всех добрым делам, и
особенно - любви к Богу и ближнему.
По прошествии нескольких дней
святой Спиридон во время
молитвы
предал свою святую и праведную душу Господу, Которому в праведности и
святости служил всю свою жизнь, и был с честью погребен в церкви Святых
Апостолов в Тримифунте. Там и установлено было совершать ежегодно
память его, и при гробе его совершаются многочисленные чудеса во славу
дивного Бога, прославляемого во святых Его, Отца и Сына и Святого Духа,
Которому и от нас да будет слава, благодарение, честь и поклонение во
веки.
Аминь.
|