СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.
Пророк
Иоанн
Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. Святой пророк
Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который
укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и
явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили
праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно
соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до
преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы
Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным
священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в
Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел
Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника.
Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему:
"Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит
тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил
словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил,
предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты
будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между
тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из
Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу
благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой.
Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял,
что ему было видение.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью,
таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней
родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее
радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала
Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и
воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "играньми, яко песньми" и
святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной
Елисаветы.
Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и
друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву
совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены,
так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом
святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему"
- и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы
разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил
Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем
сыне Иоанне - Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и
волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об
этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в
пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял
свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с
приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери.
Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме.
Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла.
Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, вырос в дикой пустыне, готовя себя к
великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую
одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами
(род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не
призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана,
чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке
перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для
религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя
покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди
заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди
должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к
принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным
таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном
приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней
звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и
предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом
(Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к
Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус
Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями -
схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем:
«Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи
мира».
Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То
были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона
Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое
пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как
простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка
Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены
(дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с
Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода,
Филиппом.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много
знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной
пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям,
что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до
половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей
тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как
пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Но из-за гостей и
неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать
Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз
открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата
твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей
матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его
святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена
домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в
глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок
земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и
погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной
жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед
сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо
льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь
она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде.
Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее
не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда
принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в
отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев
поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был
вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там
они были поглощены разверзшейся землей.
Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой
разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей
великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане
овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон
перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была
перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания
этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в
Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.
Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и
погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый
подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил
его у себя. Так произошло Первое обретение главы. Но перед смертью,
опасаясь поругания святыни неверующими, он скрыл ее в земле в том же
месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока
приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них
явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова.
Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли
к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему
нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно
продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от
нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу.
Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С
тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными
христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный
арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от
святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство
открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ
Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею
для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере
поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в
видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало
праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в
Константинополь.
Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна
Златоуста глава святого Иоанна Предтечи снова была унесена в город
Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 -
820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в
земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во
время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава
святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору,
который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз
обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава
вновь была перенесена в Константинополь.
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из
рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна
Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как
«ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг
Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в
рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
|