Вопрос
3620:
24 т.
Какими
изречениями из Талмуда и о Талмуде хотели бы поделиться ?
Ответ:
Там
таких описаний очень даже много. Вот только чуточку, чтобы понять, что
Талмуд – это не старообрядческий канон за единоумершего.
«В
сионизме антисемитское
убеждение, что Талмуд – наследие позорного изгнания. Есть мишна,
где рабби
Абей
прямо
говорит, что Иисус мекурав
ле
малхут
–
царского рода.
Талмуд
разбит на трактаты,
главы и листы, пугающие непосвященного. Современные толковники любят
представлять его, как непротиворечивый свод единого еврейского закона,
полученного ещё Моисеем на горе Синай
вместе с
Писанием – Торой. По сути же, Талмуд состоит из двух неравных
частей – самой
древней и меньшей Мишны
– записи бесед первых мудрецов-танаев,
считающихся боговдохновенными и не
подлежащими критике, и огромному компендиуму комментариев Гемары,
толкований и разъяснений, написанных поздней и по большей части за
пределами
Земли Израиля. Талмуд, в широком понимании слова – это весь
комплекс еврейской
учёности, накопленный за два тысячелетия и в принципе незаконченный до
сих пор.
Они читали Тору, как газету, так же, как газету толковали её, кроили и
перекраивали, кромсали и обрезали, если не кастрировали. Мудрецы
отлично
осознавали, что делают. Рабби
Ишмаэль
говорит рабби
Элиэзеру
«Ты
[смеешь]говорить
Торе: «Молчи, пока я тебя растолкую?»
Михаэль
Дорфман.
Тору принято
называть
у евреев «святой». Считается, что нельзя вносить в
Тору изменения, нельзя
делать заметки, подчеркивать в тексте, сворачивать и даже водить
пальцем по строчкам.
Шкаф с Торой называется святым. Его открывают с особым благословением,
и даже
профессия писца софер
стам
считается
священнодействием. Вместе с тем весь Талмуд – это
удивительное
перекраивание Торы вдоль и поперёк, замечательный пример того, как
уберечь
традицию от окостенения, а народ от фундаментализма. В Талмуде есть
замечательный ответ рабби,
застигнутого за изучением Гемары
во время публичного чтения Торы. «Мы занимаемся
своим делом, а они занимаются своим». Рабби
Йоханан
любил наблюдать, как женщины выходили из купальни.
«Когда женщины выходят, - говаривал он, - то пускай, смотря
на меня, и родят
сыновей таких же умных и красивых, как я». Спросили его
мудрецы, не боится ли
соблазна. «Я потомок Иосифа и соблазны меня не
берут».
«Ой
человеку, столкнувшемуся с ослом. И ой ослу, столкнувшемуся с рабби
Ханина бен
Доса».
Мудрецы задались вопросом, а почему Моисей
задержался на горе Синайской,
куда отправился за
Торой? Почему провёл там так много времени, что народ отступил от Бога
и решил
даже воздвигнуть себе идола – Золотого тельца? Что делал
Моисей на горе? Не
находя ответа в Торе, они спокойно дописывали недостающие сюжеты. Этот
жанр
называется мидраш,
и существует до сего дня.
Однажды
толкуя о
жертвоприношении Исаака, они добавили туда, что Бог сказал Аврааму
«Остановись». Авраам не услышал, - продолжает мидраш,
- и тогда Бог снова позвал Авраама. И оглушённый горем и долгом Авраам
опять не
услышал. Лишь тогда пришлось заменить сына овном. И это урок тем, кто
свято
уверен, что исполняют волю самого Господа. Даже следуя Его воле, нельзя
терять
здравого рассудка и умения услышать.
Учил
рабби
Достай
бен
Янай,
что женщина не волочится за мужчиной, а мужчина
волочится за женщиной, потому, что ищет ребро, которого лишился. Имя
Бога с
древности было окружено у евреев тайной, его произносил первосвященник
лишь раз
в году. Хотя, с другой стороны именем Бога колдовали многие, и до сих
пор
название колдуна (доброго или злого) по-еврейски баалшем,
буквально
«владелец
Имени».
Спрашивают
мудрецы: «А почему был создан
всего один человек? А потому, - отвечают они, - чтобы поддержать мир
между
людьми, чтобы не смогли сказать друг другу, что мой отец был лучше
твоего». И
ещё одно, оттуда же. Задались вопросом наши мудрецы, а почему Господь
сотворил
человека лишь на шестой день. И решили, что сделано это потому, что
если
кто-нибудь возгордится и зазнается, то можно будет ему сказать, что:
«Даже вошь
Господь создал раньше тебя». До мудрости библейской всем этим
изречениям
далеко, но и здесь мы можем чему-то научиться. Иер.15:19
– «На
сие
так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь
предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из
ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а
не ты
будешь обращаться к ним».
О
чём молиться в
утренней истоме,
Когда
и сон не выветрился
весь?
Нерв
защемит, забывшееся
вспомнишь,
Когда
ни охнуть, ни
вздохнуть, ни сесть.
Что не
доделано вчера и где споткнулся,
Проныло
ночь в полукошмарных
всплесках;
Сейчас по
лестовке карабкаюсь к Иисусу,
По
лепесткам, истёртым мной до блеска.
Грядут
заботы в
предрассветной мгле,
Привычно
обложили,
наступают;
В
приёмной жирные
осмелились наглеть,
Без
очереди прут и будят
память.
Пока
недосягаемый сокрылся
В
Псалтырном чтении, разбуженный
Давидом.
К небесному
бряцают гусли-мысли,
Глушу все
недобитые вчерашние обиды.
В
Писании даны нам тысячи
инструкций,
Как
не попасть в пленение к
земному.
Счастлив,
что Библия,
молитвослов на русском,
Они
соделают
богатырём из гнома.
Дай,
Господи, готовность бой принять,
От
собственной беспечности укрыться,
В достатке
разложить цитат-гранат,
Чистейшие
плоды, не жалкие огрызки.
В
программе дня да будут
маяками,
Алмазной
россыпью
библейские стихи;
И
не бесследно серый день
да канет,
Вино
вольётся в новые мехи.
И на
молитве столько ярких лиц,
Здоровьем пышущих
и дышащих на ладан;
Здесь ворох
телеграмм, лишь успевай
молись, –
С земным
поклоном в изнеможенье падал.
О
чём молиться… Это
не вопрос, –
Мой
невод по всему земному
шару.
До
чемпионов в кроссе явно
не дорос.
Огонь
любви немилосердно жарит. 01.11.07.
ИгЛа