Вопрос
1979 : 7
т.
Как
верить тем «Житиям», где описывается, что этим
людям был с неба, именно от Бога голос, побуждающий их отвернуться от
людей и идти бороться в пустыни с бесами, совершенствовать себя постом
и молитвой? Но были ли такие святые, которым, согласно Слова Божия был
голос, чтобы они оставили свое молчальничество и шли в мир,
благовестием спасать грешников?
Ответ:
Были
и не раз такие Евангельские, животворные случаи.
Эти
повеления полностью согласны со словом Божиим, по которому и будет Бог
судить каждого из нас и каждого из этих иноков пещерных. Но вот в
это-то они, как вся их жизнь доказывает, совершенно не верили. Многие
верили и верят, что Бог будет судить по их голодному желудку и по их
истощенному виду. Иоан.12:48 –
«Отвергающий Меня и
не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил,
оно будет судить его в последний день». Откр.20:4 –
«И увидел я престолы
и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных
за свидетельство Иисуса и за слово Божие».
Всё
монашество, начиная от первого, еще с неоформившимся уставом и до
сегодняшних животолюбцев, все они не нуждаются в водительстве Духом
Святым, Который ведет человека и научает только по Слову Своему
неизменному и вечному. Иночество так ведет себя, как будто оно основано
на полной уверенности, что Бог непременно изменит Свое решение судить
по Священному Писанию, данному Им людям, как истинное руководство на
пути в Царство Небесное, и что будет судить их по их уставам, по их
трудам и подвигам, какие они измыслили.
В
таком случае они будут виновны в нелюбви к Слову Божию, а значит и к
этому Самому Жениху, невестами Которого они себя тщеславно считали, со
всем их многоценным бисером девства. Всесильный Иегова, Господь Саваоф
намертво соединил любовь к Нему с любовью к Его слову. Более того, это
и является определителем того, угодны ли будут твои молитвы, всеночные
стояния твои, бессонные ночи твои и многочасовые моления твои и слёзы
твои. Прит.28:9 –
«Кто отклоняет ухо
свое от слушания закона, того и молитва — мерзость».
Если
бы это было при самом начале иночества известно им, они бы с криками и
слезами ринулись из пустынь раскапывать свои таланты, зарытые ими. Кому
они могут там отдать свой талант и кого приобрести, кроме льва, из ноги
которого вытащили занозу? Таких заноз по житиям было не более пяти за
две тысячи лет на десять миллионов скитальцев. А их больше-то и не
было. Вот эти слова обязательно все они на Суде Божием услышат
обращенные именно к ним. Там Бог не будет смотреть на твои чудотворства
и чудачества пещерные, а потребует прибытка от Своего, данного тебе
таланта, и что скажем? Лук.19:23 –
«для чего же ты не
отдал серебра
моего в оборот, чтобы я, придя, получил
его с прибылью?» Втор.11:1 –
«Итак люби
Господа, Бога твоего, и
соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и
заповеди Его во все дни». Втор.11:22 –
«Ибо если вы будете
соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете
любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями
Его и
прилепляться к Нему». Иоан.14:15 –
«Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди».
Иоан.14:21 –
«Кто имеет заповеди
Мои и соблюдает их, тот любит
Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен
будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Иоан.14:23 –
«Иисус сказал ему в
ответ: кто любит
Меня, тот соблюдет
слово Мое; и Отец Мой возлюбит
его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».1Иоан.5:2 –
«Что мы любим детей
Божиих, узнаём из того,
когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его».
И
все эти голоса, видения и благоухания, сопровождавшие повеления бежать
от людей и там молчать, и молчать десятки лет – это-то уж
никак не сходится с тем, что говорил Господь Бог людям. Так чьи же это
были тогда голоса, ставящие под сомненье голос Вседержителя?
Никола
Чудотворец – 6 дек.
«Пробыв в Иерусалиме довольно долгое время, святой Николай
намеревался удалиться в пустыню, но был остановлен свыше Божественным
гласом, увещевавшим его возвратиться на свою родину. Господь Бог, всё
устрояющий на пользу нашу, не благоволил, чтобы тот светильник, который
по воле Божией должен был светить Ликийской митрополии, оставался
сокрытым под спудом, в пустыне…
Найдя
в этом монастыре безмолвное житие и тихое пристанище для богомыслия,
святой Николай надеялся и остальное время своей жизни провести здесь
неисходно. Но Бог указывал ему иной путь, ибо не хотел, чтобы такое
богатое сокровище добродетелей, коим должен обогатиться мир, пребывало
заключенным в обители, подобно сокровищу, закопанному
в землю,
но чтобы оно
было для всех открыто и
им совершалась духовная купля, многие души приобретающая. И вот однажды
святой, стоя на молитве, услышал глас свыше: «Николай,
если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди
и подвизайся на благо миру».
Услышав
сие, святой Николай пришел в ужас и стал размышлять о том, чего желает
и требует от него глас сей. И снова услышал: «Николай, не
здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но
обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое».
Тогда
святой Николай уразумел, что Господь требует от него оставить подвиг
безмолвия и идти
на служение людям для их спасения…
Таким
образом Церковь Божия приняла светлый светильник, который не остался
под спудом, но был поставлен на подобающем ему архиерейском и
пастырском месте….
В
самом начале своего пастырства угодник Божий так говорил себе:
«Николай! Принятый тобою сан требует от тебя иных обычаев,
чтобы ты жил не
для себя, но для других».
Желая
научать своих словесных овец добродетелям, он не
скрывал уже,
как прежде, своего добродетельного жития. Ибо прежде он проводил свою
жизнь, втайне служа Богу, Который Един только ведал его подвиги. Теперь
же, по принятии им архиерейского сана, жизнь
его стала открыта для всех, не
по тщеславию пред людьми, но ради их пользы и умножения славы Божией,
чтобы исполнилось слово Евангельское: Мф.
5:16 –
«Так да светит свет
ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца
вашего Небесного».
Ефрем
Сирин – 28 янв. «Для
пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у
содержателя бани и употреблял свободное время для
проповеди слова Божия язычникам;
потом, по совету святого старца Иулиана, удалился
в пустынную Эдесскую
гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа,
которому одному из современных соотечественников вручена была книга для
вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот
первый опыт толкования на Сирском языке привлёк к Ефрему многих
эдессян, и Ефрем
хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?»
— спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и
бегу от молвы и обольщения света», — отвечал Ефрем.
Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово
Писания: «Ефрем
подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма»
(Осии 10:11).
После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С
сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для
успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе,
из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской
церкви».
Первое
избиение в Раифе – 14 янв. «Тогда
инок рассказал следующее: «Я, отцы, немного жил с ними,
— только около двадцати лет,—но были там и такие,
которые жили подолгу: одни по сорока лет, другие
по шестидесяти, а некоторые и по семидесяти.
…
Там обитало много отшельников, которые, согласно Апостольскому
слову, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям
земли… Тела свои они так изнуряли,— как будто то
были не их тела, а чужие».
Был
между ними один старец, по имени Моисей. Происходя по рождению
из соседней страны Фаранской, он с юности возлюбил иноческую жизнь. Он
был настоятелем у живших там прежде отцов, пробыв в иночестве семьдесят
три года. Живя в одной пещере, по близости от монастыря, он поистине
был вторым Илией Фесвитянином, ибо Господь подавал ему всё, чего бы он
ни просил у Него. Чудесными знамениями и исцелением всяких болезней он
обратил в христианство всех жителей, находившихся в пределах фаранских,
равно как и измаильтян, живших в этой стране. Видя чудеса и совершаемые
Моисеем исцеления, все преисполнялись верой во Христа и,
принимая крещение, вступали в святую Церковь Христову… время
проводил в
строгом молчании —
как никто другой, нарушая его лишь ради приходивших к нему для
исповедания своих помыслов; таких он принимал со вниманием и
кротостью».
Иларион
Нов. – 6 июня «Блаженный
Иларион был сыном Петра каппадокиянина, прислуживавшего при трапезе
царской, и матери Феодосии, — людей благочестивых
и богобоязненных; в юности он хорошо обучен был Священному Писанию.
Когда ему исполнилось 20 лет, он, по
евангельскому слову, оставил отца и мать, дом и богатство и сделался
монахом в
обители Исихиевой близ Византии… Потом он пришел в обитель
Далматскую, принял здесь великий
ангельский образ и
сделался учеником святого Григория Декаполита, в то время жившего
здесь; святой Иларион подвизался в послушании, молчании и великом
смирении. Он имел работу в монастырском саду и трудился в этом
послушании десять лет».
Симеон
Юрод. – 21 июля. «Однажды
Симеон сказал Иоанну: «Нет больше нам, брат, нужды оставаться
в пустыне, но, послушай меня, пойдем, послужим спасению других: здесь
мы только себе помогаем, а награды за помощь другим не имеем. Не
Апостол ли говорит: никто
не ищи своего, но каждый [пользы] другого, еще: угождаю
всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они
спаслись (1Кор.10:24,
33). И еще: для
всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22).
…
Симеон возразил ему на это: «Поверь мне, брат, что я здесь
более не останусь, но по силе Христовой иду и поглумлюся над
миром».
Иоанн стал говорить ему:
«Я еще не достиг такого совершенства, чтобы мог глумиться над
миром; боюсь, чтобы как-нибудь он не посрамил меня и не лишил меня
благодати Божией».
Кто
нам непрестанно нагружает, Мф.23:4
Неподъемный,
непосильный груз? Деян.15:10
Не
о них ли возглашал Исаия, Ис.28:7
И
не их ли обличал Иисус? Мф.23:33
Им
дороже жизни вечной власть Лук.11:43
Над
народом тёмным и забитым. Лук.20:46
По
профессии неистребима страсть. Мф.23:6
Слово
Божие заброшено, забыто. 4Цар.23:2
Почему
им дела нет до нас, Иез.34:12
До
овец худых и отощавших? Иез.34:20
Древний
змий, диавол, сатана Откр.12:9
Побеждён
Христом, а не мощами. 1Иоан.3:8
Кто
сокрыл глаголы Иеговы, 1Кор.1:17
Человечьи
вымыслы раскрыл? Пс.118:113
Спрятали
живительное Слово, 2Тим.2:9
Два
Завета – эту пару крыл. 2Кор.3:14
Их
претензии на души и именье Иов.2:4
Сотни
лет с успехом претворяют. Лук.20:46
На
прозревших мечутся каменья – Деян.7:59
Кровушка
их реками, морями. Мф.23:35
Молоко
словесное исчезло, 1Пет.2:2
Заменили
простоту Христову. 2Кор.11:3
Ненавидят
рассужденья трезвых, Пр.15:12
И
не мёд, а плесень в сотах полных. Втор.32:33
Благовестие
и проповедь исчезли, 1Фесс.2:16
Трудности
искусственно создали. Мф.23:4
Крест
страданья заменил нам крестик – Лук.9:23
Ах!
В какую яму мы попали! Лук.6:39
Быть
ослом, пригодным для Иисуса, Мрк.11:2
Незагруженным
житейским, человечьим, Мрк.8:33
Означает:
мыслями и чувством, Мрк.12:33
Духом
пламенеть, как наши свечи. Рим.12:11
Нам
на шею сели лиходеи, Ис.24:16
Разум
оплели, в дугу сгибая. Рим.11:10
Вместо
Библии им деньги, деньги, деньги. 1Тим.6:10
Царство из попов нам
вместо рая. 29.6.03
ИгЛа
|