|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на
ровной доске 16 х 21 см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см. 1200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
Сказание об иконе Божьей Матери Прибавление ума.
В
начале ХХ века этнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков
старинное сказание, объясняющее происхождение иконы "Прибавление ума".
Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского
Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к
которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней
чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление
ума».
«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к
этой
святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по
своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», —
рассказал отец протоиерей. - «В ближайшее время
после
патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он
читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги,
исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он
много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам
нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса
не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился
Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве
последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать
образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала,
что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец.
После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся
рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение
было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился
Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он
написал икону и назвал ее "Прибавление ума"».
Иконография образа
Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»
Иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и
икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон
«Прибавление ума» относится к XVIII – XIX
векам. На
них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на
главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его
— держава, символ царской власти. Особенностью иконы являются
необычные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в
длинный колоколообразный плащ — далматик красного цвета, он
богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В
верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая
Дева
изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С
обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем ангелы с зажженными
свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца —
три
Серафима, у Их подножия — Херувим с распростертыми крыльями.
Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
А.Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери
«Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из
города
Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Н.
Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси,
очевидно, с
XVI века. В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где
помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового
дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками.
Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем
сходно с нашей иконой "Прибавление ума", что указывает на ее западное
происхождение, только переделана на "московский манер"».
Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую
Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик — это
распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для
мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский
король носит далматик при коронации) и священным облачением:
архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в
средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали
допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный;
единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы
от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна,
шерсти или шелка.
Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и
евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была
изваяна итальянским скульптором в XIII – XIV веках. Эта
старинная
статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году.
На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели
Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была
искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной,
потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал
черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был
таким темным.
Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой
картонную иконку «Прибавление ума», только под
итальянским
образком добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская
икона
XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона
Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ
мудрости».
О
Лоретской иконе Богородицы
Учеными сегодня неопровержимо доказано, что Святой
Дом в
Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в
котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в
котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом
особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена
церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили
в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По
преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и
евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное
из дерева Их скульптурное изображение в рост.
Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть
представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,—
ныне
это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой
частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.
С 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама
завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию,
сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и
Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев.
Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда
возвышался храм Соломона.
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо
более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами
мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников о
печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно
настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против
мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и
до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного
столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне
крестоносцев. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех
своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.
За время крестовых походов множество христианских святынь было
перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди
христиан особенно распространилась идея перенесения православных
святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже
уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле
Италии. В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из
последних
своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон,
Бейрут.
По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году
крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку
Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, являющейся исторической
территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского
нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре
Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской
империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал
Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры
император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных
сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации,
но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома
и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были
перенесены сначала в итальянский город-порт Анкопу, а затем в Лорето.
Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает
сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых
возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем.
Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой
Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание
Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку
относятся наиболее древние свидетельства об этом.
Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о
перенесении Святого Дома, датируется 1465 – 1472 гг. Согласно
этому свидетельству, некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто
рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на
волнах
моря, как корабль». Из второго текста, найденного совсем
недавно,
следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней
мере к 1440 году.
Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен
ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию
семьи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV
века
(около 1425 – 1440 гг.), хранящейся в Парижском национальном
музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то
вроде плота, в то время как ангел Божий с высоты сопровождает и
охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный
смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при
покровительстве Ангелов. В этом же музее есть и скульптурная композиция
из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето»,
относящаяся уже
к началу XVI века,— в центре стоит скульптура с ангелами,
несущими Святой Дом на руках.
Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по
точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за
столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой
Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома
выбрано не
случайно.
Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без
фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может
обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако
очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались
вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика,
построенная в XV – XVI веках. Весть о лоретской святыне
распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето
стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.
Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето,
подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века
поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие
собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были
действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства
в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота.
Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они
являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это
подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа
кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме
кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы
использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни
Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних
природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома,
выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом
письма.
Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в
восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой,
находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их —
драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой
благословляет.
Появление на Руси
Лоретской иконы Божией Матери
На Руси Лоретская икона получила новое название —
«Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время
появления на
Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках
XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о
храме
Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». А А
Титов
приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и
археографа АИ. Кирпичникова, списка с этой повести — рукописи
первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной
Академии. Список оказался современным самому сказанию, что
подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то
есть
1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы
великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго
Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300
верст и к нам сие писание донесоша».
Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году.
(Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие
и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных
стран Европы.) Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году
уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической
на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю
королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха.
В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана
Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая
дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и
Еремея Трусова для переговоров. В качестве одного из основных доводов в
пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их
почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких
святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским
послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм. К восприятию святыни
послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины
погибли или были вывезены «от безбожных варваров
турок». Им
было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях
иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий. Со слов
служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и
священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и
распространилось в многочисленных списках. Самый полный из них,
упомянутый выше, предлагаем вниманию читателей.
|