Главная
  Иконы
  Иконостас
  Технология
  Контакты
  Моя страничка
  Заключения врачей
  Отзывы о иконах
  Моё видео
  Молитва в окладе
  Полезные ссылки
  Сделать заказ
 

Иконы Отзывы о иконах Моя страница  Технология  Контакты  Заказать икону

Икона Пресвятой Богородицы Прибавление ума.
Икона Божией Матери Прибавление ума.
Золочение

Икона на доске из липы:
с ковчегом (ковчег) 16 х 21 см. 3 000 р.
на ровной доске 16 х 21 см. 2 500 р.
на ровной доске 9 х 12 см. 1200 р.
на ровной доске 5 х 7 см. 500 р.
в рамке 10 х 15 см. 350 р.




Пресвятая Богородица Прибавление ума

Заказать икону

Контакты

                        Сказание об иконе Божьей Матери Прибавление ума.


В начале ХХ века этнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков старинное сказание, объясняющее происхождение иконы "Прибавление ума". Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней чудотворной иконы  Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».

«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», — рассказал отец протоиерей. -  «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее "Прибавление ума"».

 Иконография образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»

Иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII – XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Особенностью иконы являются необычные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик красного цвета, он богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца — три Серафима, у Их подножия — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

А.Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Н. Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой "Прибавление ума", что указывает на ее западное происхождение, только переделана на "московский манер"».

Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик — это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна, шерсти или шелка.

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна итальянским скульптором в XIII – XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.

Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», только под итальянским образком добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

 
О Лоретской иконе Богородицы

 Учеными сегодня  неопровержимо доказано, что Святой Дом в Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.

Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,— ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.

С 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.

Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников о печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.

За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея перенесения православных святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии.  В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут.

По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, являющейся исторической территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкопу, а затем в Лорето.

Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.

Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465 – 1472 гг. Согласно этому свидетельству, некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль». Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.

Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425 – 1440 гг.), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века,— в центре стоит скульптура с ангелами, несущими Святой Дом на руках.

Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV – XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.

Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето, подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.

Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их — драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет.

 Появление на Руси Лоретской иконы Божией Матери

На Руси Лоретская икона получила новое название — «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». А А Титов приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и археографа АИ. Кирпичникова, списка с этой повести — рукописи первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной Академии. Список оказался современным самому сказанию, что подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году. (Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы.) Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха.

В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. В качестве одного из основных доводов в пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм. К восприятию святыни послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины погибли или были вывезены «от безбожных варваров турок». Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий. Со слов служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и распространилось в многочисленных списках. Самый полный из них, упомянутый выше, предлагаем вниманию читателей.
     

  Иконы Отзывы о иконах Моя страница  Технология  Контакты  Заказать икону

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика  Житие.ру