|
|
|
Золочение
Икона
на доске из липы:
с ковчегом
16 х
21 см.
3 000 р.
на
ровной доске 16 х 21 см. 2 000 р.
на
ровной доске 9 х 12 см. 1 200 р.
на
ровной доске 5 х 7 см.
500 р.
в
рамке 10 х 15 см. 350 р.
|
(память 19
сентября/2 октября)
Середина
XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных
браней за Киевское княжение двух княжеских группировок —
Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все
—
правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца
— святого Мстислава Великого (+ 1132 г.), сына Владимира
Мономаха
(отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи
назывались по имени Олега Святославича (+ 1115 г.), прозванного за свою
горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был
сын
киевского князя Святослава (+ 1076 г.), который участвовал в 1072 году
в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2
мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух
замечательнейших богословских сборников того времени —
«Изборника Святослава 1073 года» и
«Изборника
1076 года».
В некоторых
древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим,
но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+
1142 г.) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, святой
князь-мученик Игорь Ольгович (+ 1147 г.).
Преподобный
Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути
христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от
мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил,
проведя почти 40 лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший
в борьбу за киевское княжение, мученическим подвигом должен был
искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году
великим князем киевским стал старший брат Игоря — Всеволод
Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение
длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами,
князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его
в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример
Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая
Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после
себя
в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю:
если
меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему
Игорю». Но
Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и
так
не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против
его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в
наследстве», — решило киевское вече. Злоба и
гордыня князя
вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли
вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей
ненависти.
Грозные
события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь
Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь
целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать
его.
Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали
Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между
войсками
князя Игоря и Изяслава Мстиславича, князя переяславского. Еще раз
нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли
на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах
около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб.
Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В порубе (это
был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из
него человека, надо было «вырубить» его оттуда)
многострадальный князь тяжко заболел. Думали, что он умрет. В этих
условиях противники князя решили «вырубить» его из
заточения. Тогда же его заставили принять монашество в монастыре
святого Иоанна, что, впрочем, было вполне созвучно его собственным
желаниям, так как он с юности проявлял особое благочестие
—
«был читатель книг и в пении церковном учен».
Теперь, под
тяжестью бед и скорбей, в душе его совершилась решительная
перемена. Он горько каялся в грехах прошлых, скорби души кающейся в
соединении с скорбями заключения темничного истощили силы его, и он
поспешил просить себе милости — отречения от мира. Его
вынесли из
темницы до того больного, что восемь дней не мог ни пить, ни есть. И 5
января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество
с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был
переведен в
Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий и
всецело предался иноческим подвигам, проводя время в слезах и молитве.
Но дух
братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Возбуждаемая гордыней и
ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать.
Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить
Изяслава киевского в совместный поход с тем, чтобы захватить его или
убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову.
Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на
ни в чем неповинного князя-схимника.
Напрасно
удерживал их митрополит Климент. «Не творите греха, дети,
послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между
князьями не утолится», — говорил он им. Они не
хотели
слушать ни его, ни тысяцкого, пошли к монастырю. Правивший в Киеве
князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир
пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого
мученика, но сами подверглись опасности со стороны
ожесточенной
толпы. Стоявший во время св. литургии и молившийся пред иконой Божией
Матери услыхал, чего хочет мятежная толпа. Он готовил себя ко
всему мыслями о подвигах мучеников; потом пал в слезах и молился:
«Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я
перенесть все; благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удостой взять меня
из этого мятежного и мрачного мира в Твой свет». Свирепые
мятежники, не уважая святости храма Божия, ворвались в храм, схватили
Игоря, сорвали с него мантию и повлекли из храма. Игорь говорил им:
«За что хотите вы убить меня, как разбойника? Пусть вы
нарушили
клятву предо мною — Бог вам простит; меня Он сподобил
монашеского
чина, и для меня довольно того». Мятежная толпа кричала:
«Убейте, убейте». С Игоря сорвали и подрясник,
оставив в
одной рубашке, и повлекли к воротам. В воротах монастыря толпу
остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате,
куда
ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему,
и
покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам:
«Не
убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери
своей, и
стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть
Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев
Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в
древнем
киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на
нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что
мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили
веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и
«повергли на торгу».
Так святой
мученик предал Господу дух свой «и совлекся ризы тленного
человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа
облекся».
Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в
церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико
— зажглись свечи все над ним в церкви
той». На другое
утро митрополит послал Феодоровского игумена Ананию отпеть погребальное
пение над князем в монастыре святого Симеона, построенном набожностью
деда Игорева на окраине Киева. Игумен облек тело князя-инока в
иноческие одежды и совершил погребальное пение. Благочестивый игумен
горько плакал и сказал вслух всем: «Горе веку суетному и
сердцам
жестоким! Где любовь?» В то самое время загремел гром и
затряслась земля и над церковью явился столп светлый. Народ в
ужасе воскликнул: «Господи, помилуй!»
5 июня 1150
г., когда киевский престол был занят князем Юрием Долгоруким, его
союзник, князь черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного
Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в
Чернигов, где они были положены в раку «с теремом»
в
кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование
памяти святого.
Житие и
страдания святого князя Игоря помещены в Степенной книге. Икона
Богородицы, перед которой он молился в последние минуты своей жизни,
находилась в Великой церкви Киево-Печерской лавры с именем
«Игоревская». В «Иконописном
подлиннике»
говорится, что святой князь Игорь «ростом был средний и сух,
смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и
мала. Прилежно уставы иноческие хранил».
«Всякая
душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а
существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти
противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся
осуждению» (Рим. 13, 1—2). Таково заключение жития
святого
князя Игоря!
19 сентября
празднуется его мученическая кончина, а 5 июня — прославление.
|