«Возлюби
ближнего своего», – сказал Господь в одной
из своих заповедей, предполагая
тем самым уважение и терпимость людей друг к другу. Но всегда
ли мы, загнанные
перипетиями перестройки в моральный тупик, осознаём значимость этого
постулата?
Нравственность
–
вот тот базис, на котором зиждется мотивация всех поступков
человека. Но
всегда ли мы нравственны сами, и насколько нравственно наше с
вами окружение?
Главную скрипку в этом вопросе, несомненно, играет воспитание: в семье
и в
обществе. Воспитание же, само по себе, категория довольно
отвлечённая, если
она не основывается на морально-духовных ценностях, накопленных не
одним
десятком поколений цивилизованного общества. Сейчас мы много говорим
именно о бездуховности
нации, падении нравов, наркомании, пьянстве, наползающих на
Россию как тать. И
как значимо перед этой угрозой исцеляющее Слово Божие,
способное возродить в
человеческой, может быть, ещё не совсем заплутавшей душе, истинные
ценности нашего
бытия.
Эта история,
случившаяся год назад, могла бы благополучно кануть в Лету,
если бы не имела
отношение к тому, собственно, с чего я начала этот разговор. Многие,
наверное,
знают, что в нашем университете вот уже более 10 лет ведёт занятия по
изучению
и толкованию Библии православный проповедник Лапкин Игнатий Тихонович.
Аудитория, посещающая их, разновозрастная: от детей малых и студентов
до взрослых
людей с разным образовательным уровнем и социальным
статусом, но объединенных
стремлением познания Слова Божьего, а значит, желанием возродить или
поднять
на высший уровень свою духовность. Кроме этого, поистине
энциклопедические
знания Игнатия Тихоновича делают эти встречи насыщенными,
яркими и очень интересными.
И годами всё шло как шло: бесконфликтно, спокойно. Во всяком случае, ни
у кого
не возникало вопросов или недовольства при виде столь непривычной
аудитории в
вузовских стенах.
Это
случилось
перед началом одного из занятий. К 18 часам к аудитории № 410
корпуса «В»
начали подходить слушатели. И. Т. Лапкин, как всегда, дождавшись, пока
закончится
пара (часов) у студентов, подошёл к преподавателю забрать ключ от
аудитории. И
каково же было изумление его и всех собравшихся от слов, которыми их
встретил
кандидат экономических наук, педагог: «Сектанты,
козлы...» - и кое-что
похлеще. Более того, непристойным
жестом руки показав на своё причинное место, дал понять, вот тебе... а
не ключ.
Надо полагать, что от подобной сцены и на улице стало бы не по
себе, но чтобы
такое себе позволить в храме науки! Это уж увольте.
Чисто
из
гуманных и этических соображений не хочется называть
этого горе-преподавателя,
поскольку администрация вуза знает его имя и фамилию, и,
конечно же, инцидент
не прошёл для него без последствий. Да в общем-то, и не в фамилии дело.
Вызывает недоумение столь эпатажное неприятие инакомыслия,
во-первых, а во-вторых,
и это уже гораздо серьёзнее – вызывает опасение
пребывание в вузе столь
невоздержанного и невоспитанного человека, призванного по роду
занятий «сеять
разумное, доброе, вечное». Чему, с вашего позволения сказать,
может научить
такой преподаватель студентов (не как профессионал,
нет) чисто с человеческих,
нравственных позиций, какой может подать им пример? Ни о какой
духовности,
конечно, тут не может быть и речи.
Вне
всякого
сомнения, в университете большинство преподавателей – весьма
уважаемые и
достойные люди, но этот частный инцидент всё же наводит на грустные
размышления» (Тамара Савалей
«Алтайский политехник» №10 (2288) от 27.12.2000).
«Почему
заплакал Игнатий Лапкин?»
«10
января в Крестовоздвиженскую
общину нанёс визит епископ Ишимско-Сибирский Евтихий.
…Епископы Русской Православной Церкви Зарубежом обратились к
старообрядцам с
документом покаяния перед старообрядцами. По словам старосты
Барнаульской
Крестовоздвиженской общины, известного в России и за рубежом
проповедника
Игнатия Лапкина, этого документа православные верующие ждали более
трёхсот лет…
Увидев «покаяние перед старообрядцами», сам Игнатий
Лапкин не смог удержаться
от слёз… Что же касается развития отношений между Русской и
Зарубежной
православными церквами, то ни о каком сближении речи пока не
ведётся»
(Газета
«Честное
слово» 18.1.01)
|