|
|
ответа
по темам:
|
1.
Бесы,
колдовство
2. Библия
3.
Богослужение
4. Болезнь
5.
Грядущий
суд
6.
Вера
7.
Взаимоотношения
8. Душа
человека
9.
Война,
служба в армии
10.
Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13.
Дети,
лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси,
секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19.
Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22.
Лапкин,
книги
23.
Литература,
искусство
24. Молитва
25.
Монашество
26. Мощи
27.
Мусульманство
28.
Обращение
ко Христу
29. Община
30.
Объединение
31.
Патриархия
32. Пища,
посты
33. Покаяние
34. Политика
35.
Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38.
Промысл
Божий
39.
Проповедь,
благовестие
40. Работа
41.
Разбор
выступлений
42. Разное
43. Рождение
44.
РПЦ
45.
Русский
язык
46.
Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50.
Старообрядчество
51. Суды
52.
Христос,
Бог
53.
Царство
небес, Рай
54.
Царь
55. Церковь
|
|
|
|
|
|
ПРИИДИТЕ,
ПОКЛОНИМСЯ. Меж
колосьев и звёзд, или год спустя
|
«Ах,
душа моя, косолапая...».
...Всё было так же, как год назад: опрокинутые в июльский зной поля
пшеницы, уже выбросившей колос, пыльный просёлок, хмельные,
тысячелетние запахи трав...
Вот и знакомый уже восьмиконечный православный крест на высоком шесте.
Вместе с радостными возгласами и детским восторженным визгом нас
встречает чистый, долго плывущий в полях голос невесть где раздобытого
колокола.
И лагерь отдыха для детей верующих был таким, каким увидели мы его в
прошлом августе (см. «МА» от 09.89). И устроитель его
– православный христианский проповедник Игнатий Лапкин –
всё такой же. Всё те же у него кирзачи, борода, худые плечи, на которых
повисли заботы и 50 прожитых лет; несколько из них – в лагерях:
за веру.
Впрочем, кое-что изменилось. Если минувшим летом мы застали в лагере
около трёх десятков отдыхающих, то нынче в нём около 70 обитателей
– от трёх-четырёхлетних карапузов до старушек-«божьих
одуванчиков».
Да и сам лагерь стал другим. Вместо прошлогодних шалашей и палаток в
ограде высятся новые «кельи» – деревянные каркасы,
обтянутые армейскими палатками.
- Военные помогли, – поясняет Игнатий Тихонович.
Зимой он много выступал в разных аудиториях, в том числе и среди
военнослужащих...
От И. Лапкина, который водит нас по стану, показывая
«хозяйство», узнаем, что поздней осенью прошлого года,
когда лагерь уже пустовал, кто-то разгромил его до основания:
разметали хлипкую ограду, повалили столбы, уничтожили шалаши, даже
скамейки, вкопанные у пруда, выдрали из земли. Кое-что сожгли.
Было это после публикации в «МА». Не будем строить
догадок... Мамонтовская милиция, пытавшаяся разыскать хулиганов,
судя по всему, махнула на это дело рукой. И действительно – если
бы госимущество было попорчено, или чьё-то личное, например... А так,
подумаешь, верующие... Переживут. Не только пережили. Отстроились
вновь. С ещё большим размахом. Отремонтировали баньку. Почистили
родники-колодцы и опустили в них дощатые срубы. Вырыли погреба –
«холодильники» для продуктов. За оградой стана поднялись
высокие качели; на перекладинах укрепили канат и кольца. Вновь
расчистили площадку для городков. Ребятишки с удовольствием гоняют на
двух велосипедах. Кроме этих ещё сияющих свежей краской машин, всё
вновь сделано руками «насельников» этого степного
«монастыря»...
Поистине – «мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают
умершими, но вот мы живы...»(2 Кор. 6:9).
Отчего не первый уже год едут сюда десятки людей – с Украины, из
Казахстана, Грузии, со всей Сибири?...
Ну, пацанва – понятно. Им, в большинстве горожанам, за счастье на
пару недель окунуться в эту испоконную глушь, в солнце, пруды,
грибы-ягоды – волю.
А взрослые? «Да знаете ли вы, сударь, знаете ли вы, что это
значит, когда уже некуда больше идти?»
Бедный Мармеладов!.. Похоже, мы – знаем. Но не знаем, не умеем
жить в условиях, когда уже некуда больше идти.
Не потому ли одни – в пьянку, другие – в цинизм, а иные
– немногие, – постигшие лишь одну проклятую истину, что не
сытое чрево обещано нам, но вечный голод духа, эти иные – сюда, в
мудрый пустой простор.
...Рассказывают, как однажды Сталин поинтересовался у выдающегося
специалиста по гнойной хирургииВойно-Ясенецкого (в клире –
архиепископ), верит ли тот в душу. Получив утвердительный ответ, вождь
всех времён и народов спросил: «Вскрыв за свою жизнь столько тел,
встретили ли вы там хоть однажды душу?» Хирург-священник ответил
вопросом: «А вы верите в совесть?». Сталин подумал и
сказал: «Верю». «Так вот, я, вскрывший за свою жизнь
столько тел, совести там тоже не встретил...».
Не потому ли уже не первый год не пустеет степной лагерь? Не потому ли
едут сюда люди, чтобы здесь, вдали от задыхающегося, бьющегося в
конвульсиях мира прислушаться и расслышать, наконец, свою болящую
душу?..
ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ
«...Что болишь, душа, кровью капая!»
Закат умирал. Последние клочья багряной его плащаницы роняло небо в
русский росистый простор.
Отсюда, от этого восьмиконечного креста на три стороны света навзничь
лежала во мгле измызганная, обворованная, растерянная мать сыра-земля
– великая! – Россия...
В густеющих сумерках плыл чистый грустный напев. Священник отец Наум,
приехавший в лагерь по благословению грузинского патриархе Илии II,
служил вечерню.
Чуткий покой. Первые робкие звёзды. И суровый, тёмный лик Спасителя на
крахмально-белом снегу аналоя.
Глядя на истово крестящихся, бьющих поясные поклоны подростков, кажется
на минуту, что сложный и огромный мир уже не «лежит во
зле». И «теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше».
- Миром Господу помолимся...
- ...О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, пленённых и о
спасении их – Господу помолимся...
Вступает хор, неровно и робко, но искренне и просветленно:
- Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй!
Слышите вы, подводники и космонавты, калеки н нищие, коммерсанты и
пленные «шурави»? Здесь, в глубине российских степей, вас,
незнакомых, знают и помнят, любят и ждут.
Так вот о чём она, жертва вечерняя... В осознании, ощущении
собственного Храма. Вот стоишь ты под его куполом в одиночестве, а там,
за его порогом, остались люди и нелюди, долги и обиды, козни и сплетни,
злоба и зависть. Нынче праздник – праздник всепрощения. Жертва
вечерняя. Пусть идут сюда все, кто когда-то солгал мне или предал меня,
кто клеветал на меня и обкрадывал, и желал мне зла... Разве каждый из
нас не есть сам по себе храм, разве каждый из нас – не вместилище
земных мерзостей и высокого чистого духа? Будем же открыты друг другу,
как вскрытые вены. «Приидите, поклонимся...». Вместе.
ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ
«...Кровью капая в пыль дорожную...».
Вы, разрушители, ковыряющие ржавым от крови ломом паперть
нерукотворного храма, разве вы, разрушая, не признаете уже этим самое
существование его?
Мнение в «коридорах власти», а также «там, где
надо» по-прежнему однозначно: И. Лапкин – религиозный
экстремист, возомнивший себя пророком; переругался с официальной
церковью, неуёмен в распрях с властями. Что ж, с известной точки
зрения, люди, обвиняющие проповедника во всex смертных грехах, правы.
Вот и уполномоченный Совета по делам религий Г.Лисенков всё так же
убежден, считая Лапкина властолюбивым фанатиком, авантюристом,
одержимым манией величия, как он сообщил нам в своей отповеди,
присланной в редакцию в прошлом году по поводу первой публикации о
лагере. Геннадий Иванович, выступая в краевой прессе, со спокойной
душой «укалывает» «МА» за поддержку и защиту
религиозной экстремы.
Но сказано ведь: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего,
а бревна в твоём глазу не чувствуешь?» Конечно, это не только к
оппонентам Лапкина. Это – и к нему самому. И ко всем нам, ко
всем... Лапкин же и сам не скрывает своего фанатизма. Испрашивая
благословения у благочинного всех церквей Алтая о. Николая, он, по его
словам, испрашивает благословения, нa борьбу против сергиан и
«Сергианства», т. е. против самого о. Николая. Но борьба
эта мирная: Лапкин и его единомышленники требуют лишь при отправлении
обрядов строгого следования каноническим Апостольским правилам, требуют
«изгнать торгующих из храма», зовут к нестяжательству.
Но ведь это было и раньше. «...Их, пёсьеобразных зверей, обличал.
А Никона собаку лаял...». И, как раньше, Лапкин разделил судьбу
Аввакума. С поправкой на время, конечно. Тот и другой не с мечом ведь
пришли. У того и другого было одно оружие – слово. Власть же, как
встарь, пользовалась иным.
Но нам ли судить людей, если «мы не судьи с тобой, мы –
вина»? Вина – это ведь не нечто абстрактное, отдельно от
нас с вами, Геннадий Иванович. Мы – её вместилище. Xорошо бы,
если бы только Сталин, Хрущев, Брежнев, ещё кто-то были виноваты во
всех наших бедах. В нищете нашей. В пустых прилавках. В том, что нет
праздников – есть пьянки. В том, что «девочки» на
вокзале стоят от 80 до 100 рублей. В том, что...
Это ведь нас с вами мерзко учили покупать и продаваться, молчать и
славословить. Это ведь мы с вами так же мерзко – молча! –
учились. Это мы столько лет колотились в дверь, которая оказалась всего
лишь нарисованной на стене, на обломке стены давно уже рухнувшего
дома...
Так о чём же наш спор, Геннадий Иванович?
Приидите, поклонимся...». Вместе.
ИДУЩИМ ВОСЛЕД
«...Не случится со мной невозможное...».
Мы – поколение уходящих. Цветы запоздалые. Там, далеко завтра,
жить им, двенадцати-пятнадцатилетним. И вот ей, новокрещёной
жизнерадостной малышке. (Наконец-то крещение по каноническим
Апостольским правилам Великих христианских соборов, о необходимости
которого так долго твердил православный проповедник И. Лапкин,
свершилось). Да святится имя твоё, раба Божья Наталья...
А мы – эхо, плывущее к низовьям, – пойдём вслед за реками.
Ил, плодородная почва для завтрашних светлых садов. Мы ляжем в
фундамент грядущего Храма. Но строить его – не нам. Они,
завтрашние, придут «не нарушить, но исполнить». Ибо не
сытое чрево обещано им, но вечный голод духа.
«Приидите, поклонимся...». Матери сырой – земле.
Будущей великой! – России. Ибо близ есть грядущее... Аминь.
А. ЧЕРНИКОВ. Мамонтовский район» («Молодёжь Алтая» №
33 от 10 августа 1990 г.).
«Маленькая искорка возрождаемой России... Очередной репортаж из
Потеряевки»
«Иоаким Тихонович Лапкин нашему появлению в возрождаемой
Потеряевке удивился, хотя и был «визит» сюда не первым. А
объяснялось всё просто – накануне прошёл сильнейший ливень, и
грунтовая дорога в Потеряевку превратилась в месиво из грязи и
воды. В Корчино все дружно говорили – теперь до посёлка не
добраться. Обидно, но... Но выход всё-таки нашёлся. Мы добрались до
Потеряевки на поезде... Целиноград – Барнаул. Точнее говоря, до
разъезда «Подстепновский», а уж там около трёх километров
полевой дорогой, ведущей в посёлок, мы прошагали примерно за сорок
минут «своим ходом». И ничего. По крайней мере, ещё раз
пришли к выводу, что места здесь поистине красивейшие.
Все наши «мытарства» были вознаграждены. В Потеряевке в
этот день находилось трое братьев Лапкиных. В том числе и Игнатий
Тихонович, приложивший массу усилий – как физических, так и
моральных для того, чтобы идея возрождения посёлка стала реальностью.
Потихоньку помаленьку, преодолевая всевозможные трудности, потеряевцы
продвигаются вперёд. Мне задавали потом вопрос: много или мало сделали
они за этот период времени? Много или мало применительно к Потеряевке,
пожалуй, не совсем точное выражение. Как можно оценить сам факт
восстановления посёлка?
Игнатий Тихонович, как всегда бодрый и подвижный, быстренько
«потащил» нас на экскурсию. Мы спускались в жилища, вырытые
в земле, которые он называл шутливо «кельями», осматривали
строящиеся из самана домики, сараи, поднялись на крышу здания, где
разместятся школа и временный храм (настоящий планируется построить
отдельно, уже и место для него выбрано). Я смотрел на всё это,
сделанное немногочисленными пока переселенцами и думал: насколько же
плохо знаем мы человека и его возможности. Видимо, и сам Игнатий
Тихонович, слегка удивляясь тому, что они преодолевают все эти
трудности, говорил: «Кажется, сделано не так уж много, но ведь
каждую досточку прибить надо...». Что я мог ответить? Разве что в
который уже раз, бывая здесь, подивиться – сколь всё-таки
терпелив русский человек!
Сейчас в Потеряевке уже прописано около 20 человек. Это своего рода
ядро, постоянные жители. Вот, например, Давыд Устинов. Ему 21 год.
Своими руками строит дом. На мой вопрос о трудностях, слегка
улыбнувшись, заметил: «Трудно, но приятно заложить фундамент
своей жизни собственными руками».
Этим летом потеряевцам немало хлопот приносит погода. Дожди, дожди... В
последнее время они прямо-таки затормозили строительство жилья. Но
сидеть сложа руки здесь не привыкли. Уже готовится место для прудов,
планируют в будущем заниматься рыборазведением. А вообще
потихоньку-помаленьку пополняется подворье. Во всяком случае, уже
«прописались здесь пять, буренок, козы, три лошади. Кстати, а вот
факт, свидетельствующий о том, что кое-кому не нравятся добрые дела
потеряевцев. В одну из ночей загубили у них лошадь, воткнув ей в спину
металлический штырь. Что тут скажешь?
Сейчас у переселенцев ещё одна забота – на повестке дня –
убрать выращенный урожай; ведь они официально зарегистрировали
крестьянское хозяйство. Выращивают на 80 гектарах пшеницу, овёс,
свеклу... Весной помощь оказал совхоз «Корчинский», и
теперь есть надежда на то, что близлежащие хозяйства помогут. Но и
препятствий хватает. В приобретении стройматериалов, техники. Нередко
бешеные деньги требуют буквально ни за что. Хотя дело они делают не
частное, а общественное, нужное всем нам.
Не секрет, что у некоторых подвижничество Лапкиных и их соратников
вызывает недоумение, порой даже и раздражение. Мол, мало ли других дел,
выжить бы сейчас, а мы тут с деревней заброшенной возимся. Что ж, такие
рассуждения можно понять, если жить только одним днём –
сегодняшним. Игнатий Тихонович считает Потеряевку своего рода маленькой
искрой в общем деле возрождения России. Но искоркой не тлеющей, а
разгорающейся всё ярче. Ведь главное, говорил он мне, не то, что мы
строим сарай, а то, что мы здесь возрождаем человека. Человека –
хозяина своей земли, а не временщика. За многие годы, считает он, мы
развратили человека. Навязали ему принцип – лишь бы день прожить,
а там хоть трава не расти. А иначе откуда быть бедности на богатой
земле? Через веру, через труд нам надо возрождаться, и мы это делаем.
Вот его кредо.
Читателю, думаю, будет небезынтересно узнать, что летом этого года в
течение двух месяцев Игнатий Тихонович по приглашению епископаИллариона
из Нью-Йорка находился в США. Как он сам заметил, только на такси
проехал по Америке около 15 тысяч километров. Смотрел, спрашивал,
сравнивал, выступал с лекциями. Вывод – они сумели сделать так,
чтобы человеку было удобно в каждой мелочи. Своих проблем и там
хватает, но принцип «забота о человеке прежде всего» они
осуществляют на деле, а не на придорожных стендах.
Шёл разговор и о возможной помощи со стороны русской диаспоры в Америке
в возрождении Потеряевки. Американцы, исходя из горького опыта, когда
их гуманитарная помощь бесследно исчезала на просторах России, хотят
теперь помогать конкретному делу. Возрождение Потеряевки они таковым и
считают. Поездка Игнатия Тихоновича сыграла в этом немаловажную роль.
Уже сделаны первые шаги по созданию в Калифорнии фонда помощи. А
вообще-то сама поездка, впечатления, итоги – это, пожалуй, тема
отдельного разговора.
Ждали представителя Потеряевки и в Канаде, но Игнатий Тихонович
отказался от поездки в эту страну.
Просто потому, что в родной Потеряевке множество дел. Да, первый этап в
восстановлении посёлка уже, можно сказать, прошёл. Что и говорить, он
был трудным. Не пали ли духом потеряевцы? Нет – убеждённо
прозвучало в ответ. Никто и не ждал лёгкой жизни. А достижения налицо.
Хотя бы то, что дрогнули сердца людей. Разве этого мало?»
В. РЕТУНСКЙЙ, Снимки Bладислава ГАЛЕНКО («Свет октября» 17
сентября 1992 г. № 112).
«СЕЯТЬ ВЕЧНОЕ, ДОБРОЕ...»
«СО СТОРОНЫ ВЗГЛЯНЕШЬ – страх берёт, а дети приедут –
радостно будет, – так начинает нас знакомить с лагерем
христианский проповедник И. Т. Лапкин. – У скаутов в Америке дух
мирской, а у нас атмосфера духовности».
Может быть, действительно духовное развитие начинается в спартанских
условиях? Лагерь для детей верующих напоминает мннипалаточный городок.
Об эстетике говорить не приходится. В палатках деревянные нары в два
ряда. Русская печь, где девочки пекут хлеба. Никаких газовых,
электрических плит. Обыкновенная печка, на которой готовят пищу.
Столовая, если она заслуживает этого слова в нашем привычном понимании,
выполнена руками проповедника и мальчиков. Всё довольно примитивно, всё
сделано из подсобного материала.
Приезжают дети со всех уголков страны. Некоторые только здесь учатся
работать по-настоящему. И в домах священнослужителей растут иждивенцы.
Есть девочки, которые до 14 лет ни разу пол не мыли, а мальчики не
держали в руках пилу или топор. Чтобы приготовить обед, надо принести
дров, воды. Вот так начинают приучать к труду. Питание в лагере
калорийное, вода хорошая по качеству, шампиньонов много вокруг, чем не
мясо? В лагере идёт физическая и психическая закалка. Лазание по канату
и шесту, брусья, бум и другое немудрёное спортивное снаряжение сделаны
своими руками. Предпочитают дети игры в лапту, мяч и другие.
Находятся здесь они бесплатно, дети в лагере не болеют.
Воспитание идёт своеобразное, отдельно девочки и мальчики. В этом
выражено стремление сохранить в детях послушание, а девочкам привить
стыдливость и целомудрие. Приучают детей к молитвенному труду, ибо
считают, что отучивая их все годы от этого, люди вообще перестала
трудиться.
Кстати, в лагере существу физическое наказание.
Сейчас в Потеряевке ждут приезда детей, самые радостные дни настанут,
как только тишину нарушат звонкие детские голоса. Было бы труднее
организовать детский лагерь, если бы не помощь понимающих,
сочувствующих людей. Потеряевцы говорят спасибо директору завода
резиио-технических изделий А. П. Хромову, мастеру С. А. Фадееву и
руководству авиационного училищп лётчиков. Благодаря им, для
приезжающих в село есть возможность поставить ещё 20 палаток.
И. Т. Лапкин говорит на прощанье евангельскую цитату. Смысл её в том:
если сеяно, можно сомневаться – взойдет или нет, а если не сеяно,
то не взойдет точно. Л. ЛЮБИВАЯ» («Свет Октября»
1.6.93 г.).
У С Т А В
Религиозной организации – учреждения
«Детский православный трудовой лагерь-стан в честь
священномученика Климента Анкирского пос. Потеряевка Мамонтовского р-на
Алтайского края Ишимско-Сибирской Епархии Русской Православной Церкви
Заграницей».
Общие положения
Название:Религиозная организация-учреждение «Детский православный
трудовой лагерь-стан в честь священномученика Климента Анкирского пос.
Потеряевка Мамонтовского р-на Алтайского края Ишимско-Сибирской Епархии
Русской Православной Церкви Заграницей» (далее в уставе:
лагерь-стан).
Местонахождение:пос. Потеряевка Мамонтовского р-на Алтайского
края.
Район действия:пос. Потеряевка Мамонтовского р-на Алтайского края.
Лагерь-стан является составной частью Ишимско-Сибирской Епархии Русской
Православной Церкви заграницей и находится в каноническом подчинении,
управлении своего епархиального архиерея, под непосредственным
руководством поставленного последним настоятеля. Лагерь-стан образован
и осуществляет свою деятельность в соответствии с законом о свободе
вероисповеданий.
I. Цель, задачи, основные формы деятельности.
Целью лагеря-стана является организация летнего досуга детей в
соответствии с учением, преданиями и правилами Русской Православной
Церкви для воспитания детей на основах православной веры, чтобы они
выросли добрыми христианами и трудолюбивыми, послушными родителям и
добрыми, мирными гражданами своей Родины, через совместное исповедание,
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, и
религиозное воспитание.
В лагерь-стан принимаются дети верующих и неверующих родителей, но
только те, кто желает крепко верить во Христа и дает обещание
добровольно соблюдать устав лагеря-стана, быть в послушании у
воспитателей.
Возраст детей не ограничен. Дети до 7-летнего возраста принимаются в
сопровождении старших близких родственников ввиду необходимости ухода
за ними. В исключительных случаях по усмотрению начальника лагеря-стана
и с согласия воспитателя ребёнок до 7 лет может быть принят без
сопровождения ближайших родственников и взят под опеку воспитателем.
Распорядок дня в лагере-стане составлен так, чтобы дети и взрослые,
находящиеся в лагере-стане во взаимном общении, ежедневном труде,
отдыхе, занятиях, играх, купании, сборе ягод все вместе ощутили и
закрепили в себе во всем благодарность Богу, взаимное уважение,
терпение, уважение к порядку и дисциплине, и ответственность.
Конечная цель – достижение вечного спасения через веру во
Христа Иисуса и добрую жизнь по Евангельским заповедям. У лагеря-стана
есть свой распорядок дня, внутрилагерный устав и правила поведения,
запреты, разрешения – всё это вывешено для свободного
ознакомления всех насельников и родителей. Ежедневно в лагере-стане
проводятся утренние и вечерние молитвы, чтение Слова Божия, утренняя
гимнастика, работа по заготовке дров и воды, работа на огороде,
игры, сбор ягод, костёр по пятницам, катание на лодках и лошадях по
воскресениям, отдых во все воскресные и религиозные праздники.
Вырабатывается у детей навык к бережному отношению к природе, к
экономии во всём, к безропотному перенесению тягот жизни.
На все мероприятия есть отдельный, расширенный уставы: в бане, на
озере, для костра, при отъезде, за обедом, при работе, при подъёме и
отходу ко сну.
II. Порядок образования, структура и управление.
Лагерь-стан создается по просьбе верующих родителей и детей, по
ходатайству одной или нескольких организаций и по решению и
благословению епархиальной власти.
Органами управления лагеря-стана являются:
Совет лагеря-стана; который состоит из:
1) настоятеля Святоанфимовской общины пос.
Потеряевка, на территории которого находится лагерь-стан;
2) начальника лагеря-стана;
3) старшего воспитателя;
4) четырех членов совета;
Начальник лагеря-стана назначается на должность правящим архиереем по
представлению кандидатуры (кандидатур не более 2-х) избранных на общих
собраниях Крестовоздвиженской и Свято-Анфимовской общин сроком на 5
лет. Старший воспитатель назначается на должность общим собранием
Крестовоздвиженской общины г. Барнаула сроком на 3 года.
Члены совета лагеря-стана избираются по два человека на общих собраниях
Крестовоздвиженской и Свято-Анфимовской общин сроком на 3 года.
В период работы лагеря-стана членами совета лагеря-стана являются
воспитатели, которые назначаются начальником лагеря-стана по мере
необходимости, в зависимости от количества детей, находящихся в
лагере-стане.
К предметам ведения совета лагеря-стана относятся:
1) забота о том, чтобы материально-продовольственный и вещевой запас
лагеря (постельные принадлежности, посуда, инструмент, палатки)
позволял ему существовать при самообеспечении дровами, водой. Палатки,
кухня, зал для занятий, баня, пирс, кельи общие, уже существуют и
поддерживаются в пригодном состоянии, улучшаются;
2) сношения от имени лагеря-стана с гражданскими властями по всем
делам, касающихся лагеря-стана;
3) решение вопроса о приёме детей в лагерь-стан, в том числе решение
вопроса о предоставлении льгот в оплате питания, либо вообще о
бесплатном содержании ребёнка в лагере-стане.
Начальник лагеря-стана:
1) непосредственно руководит работой лагеря-стана, воспитателей и
других лиц, назначенных им;
2) по мере необходимости и с учетом имеющейся профессии и навыков
назначает воспитателей, поваров, преподавателей и их помощников;
3) следит за соблюдением устава лагеря-стана и его внутренних
установлений, а также за порядком в лагере-стане;
4) наблюдает за денежными, продуктовыми и иными материальными
поступлениями и расходами лагеря-стана. О работе лагеря-стана его
начальник отчитывается на собрании Крестовоздвиженской и
Свято-Анфимовской общин.
Старший воспитатель.
Старший воспитатель кроме вопросов воспитания насельников лагеря-стана
в соответствии с его внутренними установлениями, имеет следующие
обязанности:
1) ведение учета прихода и расхода денежных средств, продуктов в
лагере-стане;
2) приём и расходование на содержание лагеря-стана денежных средств,
продуктов питания под контролем начальника лагеря;
3) составление совместно с начальником лагеря-стана отчётности;
4) предоставление финансовой отчётности ревизионной комиссии.
Члены совета лагеря-стана.
Члены совета лагеря-стана являются помощниками начальника лагеря-стана
по всем вопросам, помогают при открытии деятельности и закрытии лагеря,
а в отсутствие начальника замещают его.
Ревизионная комиссия.
Ревизионная комиссия состоит из 4 членов, которые избираются на общих
собраниях Крестовоздвиженской и Свято-Анфимовской общин по два члена
ревизионной комиссии от каждой общины сроком на 3 года. Ревизия
производится не менее 2-х раз в год, но может быть произведена и в
любое время по инициативе ревизионной комиссии или по распоряжению
епархиальной власти, настоятеля или совета лагеря-стана.
К обязанности ревизионной комиссии относятся:
1) проверка всей отчетности и составленного доклада о состоянии таковой
совету лагеря-стана;
2) составление заключения по существу произведенной проверки;
3) предоставление общим собранием Крестовоздвиженской и
Свято-Анфимовской общин указанного заключения;
4) указание собранием и совету лагеря-стана на желательные изменения в
порядке ведения казначейской отчетности.
III. Денежные средства и имущество лагеря-стана.
К имуществу лагеря-стана относится всё, что находится на его
территории: кельи, каркасы столовой и кухни, спортинвентарь,
инструменты рабочие, игрушки, баня, пирс, огород. Денежные средства
состоят из вкладов за детей (средняя месячная трата в течение года из
расчёта на 10 опрошенных). Имущество, палатки, бумага и прочие предметы
и инвентарь или покупаются, или принимаются в дар от жертвователей,
спонсоров: гос. учреждений или частных лиц, верующих и неверующих.
Обслуживающий персонал работает бесплатно, но достоин пропитания по
слову Апостола. Церковно-приходские советы вышеуказанных общин круглый
год могут и должны производить поиск благодетелей и средств для
облегчения существования лагеря-стана, облегчения малообеспеченных
детей.
IV. Изменения устава лагеря-стана.
Изменение устава лагеря-стана возможно только по решению не менее 2/3
членов общин присутствующих на общих собраниях Крестовоздвиженской и
Свято-Анфимовской общин и после утверждения этих изменений правящим
архиереем. В случае принятия Крестовоздвиженской и Свято-Анфимовской
общинами различных решений правящему архиерею отправляются оба решения
с пояснениями настоятелей обеих общин. В этом случае правящий архиерей
утверждает одно из решений общин об изменении устава, либо не
утверждает ни одного и возвращает их на новое рассмотрение. При этом он
может дать свои пояснения.
V. Официальное прекращение деятельности.
Возможно только по абсолютной невозможности содержать лагерь-стан, или
запрета его деятельности по решению суда, тогда он вновь возвращается к
своей неофициальной деятельности, как было до дня регистрации
лагеря-стана. Прекратить свою деятельность он не может, доколе в России
будут дети и бедные, обездоленные, брошенные. Задача лагеря-стана дать
ребёнку возможность достойно прожить лето, чтобы было что вспомнить во
взрослой жизни, чтобы всегда насельник лагеря-стана помнил, что его
любят, ждут, желают ему добра, счастья, духовного и телесного здоровья.
«Бедность – наше богатство», – говорит лауреат
Нобелевской премии, мать Тереза Калькуттская.
После прекращения деятельности имущество, предоставленное во временное
пользование государственной, общественной или иной организацией, а
также частными лицами, возвращается его прежнему владельцу. Остальное
имущество, движимое и недвижимое, переходит в непосредственное
распоряжение и управление епархиального начальства, по указанию
правящего архиерея. Претензии кредиторов не могут быть обращены на
предметы культового назначения.
С момента регистрации устава лагеря-стана, он является юридическим
лицом, имеет штампы, бланки со всеми наименованиями, печать и прочие
реквизиты. Может иметь счета в банках (в рублях и иностранной валюте).
Юридический адрес лагеря-стана:
656016 г. Барнаул-16, ул. 2-Строительная 62-16.
16 апреля 1996 г.
«Управляющий Ишимско-Сибирской Епархией
Свидетельство.
Настоящим свидетельствуется, что Православный лагерь-стан для
христианских детей, освященный в честь священномученника Климента
Анкирского, относящийся к церковным общинам РПЦЗ, Крестовоздвиженской
г. Барнаула и Свято-Анфимовской села Потеряевка, имеет на своё
существование и богоугодную деятельность архиерейское благословение,
что и удостоверяю подписью и печатью. Еп. Евтихий. 27 июля (9 августа)
1995 г.».
Копия письма в прокуратуру Алтайского края
«... Было установлено, что православный детский трудовой лагерь в
п. Потеряевка, Мамонтовского района предназначен для отдыха детей,
верующих в Бога. Нахождение в лагере осуществляется на добровольной
основе с согласия родителей и на основании Устава, действующего на
территории лагеря. В соответствии с христианской верой имеют место и
наказания, которые не носят характер мучений и истязаний, а имеют чисто
символический характер в воспитательных целях: лишение права купания,
дополнительной работы, несильные удары ложкой по лбу, сеткой –
авоськой, либо растением – лопухом и т. д. . . .
Прокурор Мамонтовского района советник юстиции
В. Г. СУХОВ» (08. 08. 95 № 27Ж-95).
«Шесть ударов в колокол
возвестили, что в лагерь-стан деревни Потеряевки прибыли гости.
Правильно эта детская организация называется: христианский православный
детский трудовой лагерь-стан в честь священномученика Климента
Анкирского. Откуда происходит название? Мне рассказали, что епископ
Климент, живший в 313 году от Рождества Христова, много страдал в своей
жизни за веру. Но главный его подвиг – спасение детей. Когда
наступил голод, язычники стали в прямом смысле выбрасывать детей
на улицу. А он всех их собирал под своё крыло, спасал от смерти, как
подобает настоящему христианину. В принципе, то же самое делается
сегодня и в Потеряевке христианским проповедником и начальником первого
религиозного детского лагеря в крае Игнатием Тихоновичем Лапкиным.
Здесь воспитываются в основном дети из бедных семей. После 23 лет
нелегального и легального существования эта детская организация
получила наконец официальный юридический статус.
На чём основаны жизнь и воспитание детей в лагере-стане? По уставу всё
подчинено вере в Бога, любви к Богу, уважению и подчинению родителям,
старшим, воспитателям, а также ежедневному труду не менее четырех часов
в день, причём всем без исключения.
По мнению И. Т. Лапкина, нынешние дети – это потерянное
поколение. Детям «телевизора» интересно всё вокруг, не
интересны лишь они сами себе. По существу, он занимается духовным
ростом детей. Внутренний мир молодого человека, его душа питаются здесь
истоками счастья, хотя в истории лагеря было немало драматических
страниц. В годы гонений дети скрывались в землянках. Но сегодня речь о
другом.
Трудно понять за один день, как находит путь к сердцам детей Игнатий
Тихонович. Вероятнее всего, души людей раскрываются ему благодаря тому,
что живет сам безо лжи, постоянно трудится и милосерден на деле, хотя и
строг.
Есть в уставе деревенской общины пункт, запрещающий на территории
деревни включать бесовскую рок-музыку. И в этом есть свой смысл. Не
случайно учёные делают много заявлений о разрушительном влиянии рока на
организм человека, особенно молодого.
Если у кого-то возникнут мысли о скучной жизни в лагере, и забитости
детей при таком образе жизни, то он ошибается. Имеется в селе
видеомагнитофон, с помощью которого можно смотреть программы духовного
содержания. Дети впитывают святое, чистое, безгрешное.
Конечно, когда проходит сезон, дети разъезжаются по городам и сёлам и
видят жизнь настоящую, со всеми её пороками. И от этого не уйти. Но по
ответам детей я поняла, что здесь, в лагере, закладывается такой мощный
потенциал веры, который помогает им не растерять себя и, по
крайней мере, учит отделять хорошее от плохого.
В доме священника отца Иоакима на втором этаже pacположена читальня для
всех потеряевцев. Здесь религиозные книги. Но община получает газеты и
журналы, дети читают все книги по школьной программе. Община
деревенская входит в с состав Крестовоздвиженской общины г. Барнаула.
И. Т. Лапкин говорит, что в общине много молодежи, которая обучается в
высших учебных заведениях. Два студента в это лето работают на
строительстве жилья в Потеряевке бесплатно, так пожелали, утверждают
они.
Чем же заняты мальчишки?
- Скучать не приходится, – говорят Павел и Максим. Дрова
собираем, пилим. Эта наша основная обязанность. А девочки учатся шить,
штопать.
На отдых времени тоже хватает. Дети купаются по несколько раз в день в
местном пруду, маленькие – в «лягушатнике», умеющие
плавать в «открытом море». Есть у них две лодки и две
лошади, за лето почти все приобретают навыки верховой езды. Учатся
рисовать. Хочется и поозоровать! Кто же в детстве не покорял вершины
деревьев? Как ни запрещай, мальчишки остаются мальчишками. В колке за
селом есть могучие деревья, которые обследовали взрослые на прочность.
А теперь сюда приводят воспитанников. Лазай как обезьяна по дереву,
кричи как тигр, разрешено всё. Эмоции выплеснулись наружу – жизнь
продолжается в спокойном русле. Начальник лагеря говорит, что за 23
года в лагере не заболел ни один воспитанник.
Ходят дети по ягоду, заготавливают лекарственные травы, выращивают
сад-огород, что разбит на неудобицах, а растущая вокруг изгороди дикая
крапива в человеческий рост напоминает об этом. В огороде порядок, как
у самой добросовестной хозяйки.
На трёх гектарах земли, принадлежащей лагерю, всё меньше остаётся ямок,
рытвин. Каждую дети вместе с начальником засаживают пасынками ив. И
дерево начинает расти. Экологическое воспитание занимает одно из
ведущих мест. Наверное, каждый слышал тревожную информацию об истощении
запасов пресной воды на планете. Слышал и забыл. А здесь дети знают,
что именно поэтому надо экономить питьевую воду и зря её не
расходовать. При пользовании баней существует норма расхода воды для
мальчиков и девочек.
Дети с огромным интересом постигают жизнь живой природы, наблюдая как
стрепет в небе, замерев высматривает мышей, как паук-искусник плетёт
паутину, а ласточка уничтожает вредных мошек
За два года, что мы не были в Потеряевке, многое изменилось в
лагере-стане. Построено пять новых келий. Если раньше они располагались
в палатках, то теперь строения сделаны основательно, под шифер. Потолок
в келье выложен из тёсаных толстых ветвей ивы, тщательно подогнанных
друг к другу. Лагерь может вмещать до 80 детей. Но этим летом здесь
отдыхают только 20. За лагерь плата небольшая, половину детей приняли
вообще бесплатно, но дорога обходится недёшево.
Меня спросили в другом селе: знакомы ли дети из лагеря-стана с
«Марсами» и «Сникерсами»? Ну, конечно, знакомы.
Питаются здесь здоровой, полезной пищей. Продукты доставляются
родителями, другие люди проявляют благотворительность. Например,
одна коммерсантка прислали разных продуктов на миллион рублей,
выращивают свои овощи в огороде, молочные продукты дают жители села.В
этот день на завтрак были творог со сливками и пирожки с клубникой.
Обедом накормили и нас. Лук, петрушка и укроп подаются постоянно. А ещё
мы ели окрошку, сделанную по всем правилам кулинарного мастерства,
гречневую кашу, пирожки с творогом, запивали простоквашей или холодным
ядрёным квасом. Но это было потом.
Оказалось, что мы одеты не по уставу. По правилам русской старины за
столом у всех руки должны быть закрыты до кистей. На стол не
облокачиваться, над чашкой не склоняться, не разговаривать... Выдал нам
Игнатий Тихонович солдатские кители, и мы, уважая их правила, принялись
за еду. Живущие в лагере перед едой и после читали молитвы, потом
отдыхали несколько минут. Группа детей с упоением слушала чтение главы
из Евангелия студентом агроуниверситета. Старшие ушли на стройку, а
помладше собирались с воспитателем на пруд.
День был очень жарким. Но жизнь в лагере шла своим чередом. Работали,
отдыхали, молились. Несмотря на спартанский образ жизни, мы не
увидели ни одного угрюмого лица, хотя и подъём был, как обычно, в
половине пятого утра.
Потеряевка – одно из «белых пятен» на карте нашей
России. Феномен подвижничества живущих здесь ещё предстоит разгадать.
Но одно утверждать могу – возрождается не просто деревня.
Возрождаются основы православных христианских заповедей, старинных
русских обычаев. А пока это маленький островок духовности, людей
смирных, но осознающих своё достоинство. Возможно, благодаря им и
спасутся тысячи...» Л. ГОРБУЛЕВА («Свет октября» 27
июля 1996 г.).
«ИСТОКИ духовности»
«О ПРАВОСЛАВНОМ детском трудовом лагере-стане мы вспоминаем на
страницах нашей газеты ежегодно летом, когда в Потеряевку приезжают
дети со всех концов России.
В начале июли начинался второй заезд. Как сказал начальник лагеря И. Т.
Лапкин, нынче возникали сложности по доставке детей. На разъезде
перестали останавливаться поезда. И хотя теперь по распоряжению
руководства путей сообщения должны бы останавливаться два поезда,
выполняет решение только 613-й состав. Представьте: ночью выйти из
вагона куда-то в степь, ни вокзала, ни пристанища рядом... И всё-таки
едут.
Здесь мы встретились с отцом Андреем, который привез в лагерь троих, из
них двое собственные «самые проблемные», по его словам,
дети (у него их шестеро) из Красноярского края.
- Об Игнатии Тихоновиче слышал давно, – сказал он. –
Славится он своею строгостью в вопросах воспитания детей. У священников
со своими детьми немало проблем. Не секрет, что чужими приходится
заниматься гораздо больше. А у своих возникает некий духовный снобизм,
якобы они всё знают. Надеюсь, что здесь мои дети многое поймут.
Спросила отца Андрея о его впечатлении о Потеряевском лагере.
- Детям нравится робинзонада. Необычные и некомфортные условии тоже
по-своему привлекательны. Хорошо, что дети вращаются в православной
среде, живут по христианским законам. Ну и главное, что воспитание
основано на труде, на понимании природы, любви к слабым, всё это в
сочетании с активным отдыхом.
Что нового в лагере? Соорудили бассейн для малышей. Нет, не такой, как
можно увидеть на экране телевизора, а примитивный, деревянный. Чтобы не
просачивалась вода, положили палатку, пропитанную спецсоставом –
подарок военных. А дети постарше каждый день купаются в озере. Вода
считается наипервейшим оздоровительным фактором и стимулом для
физического развития.
Во-вторых, расширили кухню, стало более удобно повару и дежурным.
Построили два подвала: один для хранения картофеля, второй используется
в качестве ледника.
А детей, конечно, больше всего привлекает игра.
Прижились на территории лагеря суслики и стали почти ручными. Да вот
беда: коршуны почуяли добычу, ловят зазевавшихся зверьков. Начальник
лагеря придумал игру в часовых. Дети по очереди наблюдают с вышки за
появлением коршунов, в случае тревоги подают сигнал и отгоняют
хищную птицу. Одолели мыши – поставили капканы. Чего бы проще
– завести кошку, да боятся – съест поселившихся здесь птиц.
Дети ласточке отдали всю келью. Облюбовала она это место, ну и не стали
гнездо разорять. А в другом помещении живёт трясогузка... Так вот
воспитывается милосердное отношение к братьям нашим меньшим. С первых
дней детям может многое не нравиться. И к образу жизни, и её темпу
нужно приспособиться и осознать, что всё это во благо. Обычно недели
две на это уходит.
И всё-таки дети вживаются. По воскресеньям катаются на лошадях и на
лодках. Каждую пятницу собираются на костёр. Пекут картошку, поют,
читают стихи.
Некоторые приехали и лагерь со своими велосипедами. И вот что
удивительно. Здесь действует закон: никогда не проси ничего чужого, не
унижайся, не завидуй. Работай, и у тебя в жизни всё будет, не только
велосипед... Телевизор в посёлке не смотрят, но в дом священника ходят
на видеофильмы. Смотрят классические русские кинофильмы: «Братья
Карамазовы», «Тихий Дон» и другие. Из зарубежных
запомнился «Иуда-Бен Гур», в основе фильма заря первого
века христианства, столкновение Зла и Добра. Тьма захлёстывает Землю, и
всё же Господь всё приводит к своему концу, и Свет побеждает. Говорят,
фильм сильный.
Питание довольно разнообразное, выручает и свой огород. По обычаю, и
гостей всегда накормят. Мы попали сюда в Петровский пост. Пища
подавалась постная, но вкусно приготовленная: суп гороховый, каша
пшённая, компот, необыкновенные пряники и пироги с начинкой из
перекрученных подсолнуховых семечек, куда добавлен сахар. А ещё в
качестве начинки используют морковь с сушёной клубникой или сухофрукты
с сахаром (и сливками, когда нет поста).
Поварским искусством славится Наташа Приходько. Вот её рецепт пряников
для кулинаров. Муку перемешивают с сахаром, в середину наливают масло,
добавляют соду, гашеную в рассоле или квасе, немного воды, ванилин.
Тесто делается как на вареники. Затем раскатывают – и в духовку...
На мой взгляд, в лагере ко всему прочему ещё закаляется и характер.
Все-таки условия проживания спартанские, да и работают здесь большую
часть дня, дисциплина очень строгая.
Но И. Т. Лапкин так и объясняет, что в лагерь отдают детей те, кто
желает воспитать их в Православии, послушными и трудолюбивыми. Ему
пишут письма из всех городов России по адресу: 656016, г. Барнаул-16,
ул. 2-я Строительная, 62-16.
Какими вырастут нынешние дети, побывавшие в лагере-стане, мы не знаем.
Хочется верить, что искры добра и справедливости, заложенные Игнатием
Тихоновичем, не затухнут со временем.
А вот приезжавшие со мной школьницы из райцентра, с любопытством
ходившие по пятам и расспрашивающие обо всём обитателей лагеря,
однозначно заявили, что жить в таких условиях они бы не смогли...
Истоки духовности начинаются с испытаний... Л. ГОРБУЛЕВА».
«Председателю Алтайского краевого Законодательного Собрания
Назарчуку А. Г. от Совета ректоров высших учебных заведений
Алтая(Алтайского края и Республики Алтай).
Глубокоуважаемый Александр Григорьевич!
Считаем своим нравственным долгом заявить о поддержке высокогуманной,
православно-просветительской деятельности Лапкина Игнатия Тихоновича
– нашего земляка, человека, нашедшего в себе духовную силу и
гражданскую волю стать на путь примирения людей в наше сложное,
противоречивое время.
Много лет Игнатий Тихонович ведёт занятия по ортодоксальному
православному толкованию Священного Писания. Многочисленны его встречи
с молодежью, людьми зрелого возраста, с военнослужащими, с теми, кто
преступил закон. За всем этим бескорыстная, человеколюбивая позиция
Лапкина И. Т., искреннее стремление возродить в людях исконно русские,
православные качества доброты, любви, законопослушания, уважительного
отношения друг к другу.
Особого внимания и всяческого одобрения заслуживает работа И. Т.
Лапкина с обездоленными детьми. Его известная на весь мир Потеряевка
– центр, средоточие праведности, милосердия и боголюбия –
яркое и убедительное доказательство сказанному.
Просим Вас, Александр Григорьевич, поддержать инициативу Лапкина И. Т.
в придании Потеряевке статуса сельского совета. Помогите, пожалуйста,
человеку в честном стремлении возродить в людях всё лучшее, что
заложено природой.
Председатель Совета В. Евстигнеев. Учёный секретарь В. Улезько.
26.02.98».
«ДЕТЕЙ ИЗ БОГАТЫХ СЕМЕЙ В ЛАГЕРЕ–СТАНЕ НЕТ»
«Недавно довелось в очередной раз побывать в детском православном
лагере – стане в Потеряевке. Как известно, руководит им известный
христианский проповедник Игнатий Тихонович Лапкин. О лагере –
стане, о жизни детей в нем районная газета и своё время рассказывала.
Что изменилось здесь за последние несколько лет? Пожалуй, главное
изменение – наконец-то появилась электроэнергия. Нам-то,
привыкшим к электроосвещению, может быть, и непонятна радость
обитателей лагеря – стана, а здесь вот холодильник теперь
имеется. Что уже немаловажно.
Кстати, Игнатий Тихонович через газету просил передать обращение к
потенциальным спонсорам – возможно, кто-то пожертвует для лагеря
ещё один холодильник. Причём, не обязательно новый. Пусть он будет
старый, но рабочий. Один списанный холодильник лагерю передали
железнодорожники города Барнаула. Однако этого мало. Задумали здесь
сделать для лагеря свою пекарню. Уже и тестомес раздобыли. Есть и
небольшое новшество в культурной жизни – создали видеотеку из 80
фильмов.
В жаркий июньский день жизнь в лагере-стане шла своим чередом и в
строгом соответствии с распорядком. Подъём, завтрак, занятия,
физический труд, купание в пруду... Когда я посещаю лагерь-стан и
наблюдаю, как ребятишки ручными пилами заготавливают дрова, всегда
думаю: стоило бы отправить сюда кое-кого из взрослых, чтобы научить
работать как следует. Дисциплина здесь жёсткая, но поддерживается на
основах справедливости и христианской морали.
Конечно к Игнатию Лапкину можно относиться по-разному. Можно с ним
спорить и не соглашаться. И в лагере-стане условия, конечно, далеки от
идеальных. И представители санитарно-эпидемиологической службы нашли
здесь несоответствия своим требованиям. Всё это так. Контингент детей
здесь не совсем традиционный. Вот, например, пацан, у которого родители
«мотают» срок. Понятно, что не за богоугодные дела. Сам он
– житель Барнаула. И трудно сказать, чем бы он занимался в летнее
время в городе.
- Детей из преуспевающих и богатых семей в лагере-стане нет, –
говорит Игнатий Тихонович. – Это объяснимо – они привыкли к
иному отдыху и иному времяпровождению. Вот ещё один мальчишка: отца
нет, мать спилась. На летний период его взяли под опеку в лагере-стане.
Всего в конце июня здесь разместилось 29 детей. И у многих судьбы
складываются непросто» В. РЕТУНСКИЙ. Фото автора. («Свет
октября» № 75 от 30 июня 1998 г.).
«Возвращение Потеряевки»
«Потеряевка. Само название деревни предполагает её оторванность
от внешнего мира. Так оно и есть на самом деле. Неоднократно бывая в
Потеряевке, я всегда добирался до неё с трудом. Чаще всего, спрыгнув с
поезда на маленьком разъезде Подстепновский, шёл четыре километра по
раскисшей после ливня полевой дороге. Если везло, то ехал на
редакционном «УАЗе», долго выясняя у встречных дорогу. А
они, не понимая журналистского интереса к «попам» (так
называют потеряевцев в окружающих деревнях), с неохотой указывали
направление.
На сей раз, свернув с асфальтированной трассы, наш автобус моментально
увяз в чёрной грязи, и, если бы не подоспевший из Потеряевки грузовик,
нам ещё долго пришлось бы его толкать.
Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал. Раньше сюда
был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и бревнами. Каждый
год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им
сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», –
смеётся Игнатий Тихонович. Но, даже сдвинув бревна, раскидав дрова и
землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с
картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны
поворачивалась стена и открывался сводчатый подземный тоннель с
деревянным полом, светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим
помещением – подземной церковью. Создавая тоннель и церковь,
работали верующие по ночам: долбили грунт, вытаскивали наверх вёдрами.
Сейчас здесь всё обыденно, как в каком-нибудь овощехранилище. О том же,
как молились верующие в подземной церкви, теперь можно узнать, лишь
посмотрев документальный фильм, снятый режиссером Ю. Н. Малашиным.
Сейчас у нас свобода вероисповедований, нет больше гонений. Сидя на
брёвнах, наблюдаю за жизнью лагеря. Бегают ребятишки, занимаются своими
делами взрослые. Странное ощущение, будто я попал в XVIII век. Женщины
и девочки все в платочках и длинных юбках. У мужской половины –
рубашки навыпуск, пояски... Все мужчины с бородами. Только бейсболки на
головах у некоторых напоминают о веке нынешнем.
Детей в лагере иногда бывает до сотни, со всех уголков страны. В мой
последний приезд здесь была большая группа из Красноярского края. В
основном – дети верующих, многие из трудных семей, бывают из
детских домов. Игнатий Тихонович берёт на воспитание всех. За время
существования лагеря здесь были немцы, евреи, грузины, цыгане, греки,
казахи, русские, украинцы. Не разделяют здесь и по религиозным
убеждениям, бывают дети баптистов, пятидесятников, самое главное
– это их стремление к вере. Плата за пребывание в лагере
минимальна, да и видя, из каких семей привозят детей, Игнатий Тихонович
многих берет бесплатно. Да ещё каждому ребёнку стараются здесь подарить
что-нибудь из одежды или обуви.
Жизнь в лагере расписана по утверждённому уставу. Подъём с восходом
солнца. Почему так рано? Чтобы встретить первые лучи солнца,
пробежаться босиком по росе, умыться студёной водой, быть в единении с
природой. Над головой проносятся ласточки, перебегают дорогу суслики...
Всё это западает в память ребятишек, лелеет в их душах ростки
уважительного отношения к окружающему миру.
В лагере проповедуется не только слово Божье, но и учение о здоровом
образе жизни. Единение с природой, свежий воздух, водные процедуры дают
прекрасные результаты. За всё время существования лагеря, не было
случаев каких-либо серьезных заболеваний. Хватает детям и развлечений.
Есть у них спортивная площадка, сделанная своими руками из подручного
материала. Здесь имеется всё, что необходимо для физического развития:
качели, канаты, турники, городошная площадка. Я искренне смеялся,
глядя, как малыши осваивают ходули. Ребята постарше играли вместе с
девчонками в футбол, бадминтон. А ещё в списке развлечений –
катание на лошадях, на лодках, купание, сбор ягод и грибов. По пятницам
разводят большой костёр. В лагере прекрасная видеотека. Последним
фильмом, который смотрели дети, оказался «Титаник».
Обязателен в лагере ежедневный труд. Надо и воды принести, и дрова
напилить. Девочки помогают в столовой, на кухне. Все при деле, все
осознают важность своей работы.
В столовой бросилось в глаза разделение детей: сначала едят мальчики и
только после них – девочки. Врозь купаются в пруду. Всё остальное
время дети вместе. «Если цена девочки рубль, то мальчика –
десять рублей, – говорит Игнатий Тихонович. – На мужчину
возлагается всё: жилище, защита, кормление. Мы постоянно подчеркиваем
это, давая понять, как девочки должны относиться к мальчикам. Мальчики
же должны относиться к девочкам со всяким благоговением. В этом
выражено стремление привить целомудрие, стыдливость, послушание, то, на
чём всегда воспитывали русского человека».
Самое большое наказание для провинившегося – запрет на приезд в
лагерь следующим летом.
Сейчас в Потеряевке появилось многое, это – уже настоящая
деревня. Есть здесь электричество и телефон, медпункт, начальная школа,
церковь, строятся добротные дома, у многих домов стоят автомобили и
трактора. Среди живущих в деревне люди различных специальностей –
врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор.
Все они живут своим подсобным хозяйством, для всех закон –
общинный устав. А главное, что их объединяет, – вера в Бога. Все
здесь доброжелательны и общительны. Каждый день все потеряевцы
собираются на службе в храме.
Молитва. Работа. Работают здесь много, до самого позднего вечера.
Работа во славу Господа. Конечно, и отдыхают – по воскресеньям и
церковным праздникам.
На одном из праздников – обряде Крещения – удалось побывать
и мне. Готовятся к нему весь год. Желающие пишут заявление о крещении,
за них поручаются поручители. И с этого момента они становятся
оглашенными. И если оглашенный где-то оступился или сам почувствовал,
что не готов креститься, то священное таинство отодвигается для него на
целый год.
Вечером, накануне крещения, проходил совет общины, на котором наиболее
уважаемые люди заслушивали каждого из оглашенных и их поручителей.
Каждого «разбирали» очень долго, указывали на малейшие
недостатки. Среди оглашенных было несколько человек зрелого возраста и
несколько молодых – в основном девушки, студентки барнаульских
вузов. Одна – студентка социологического факультета АГУ, другая
– с ветфака аграрного университета, третья учится на
педиатрическом факультете АГМУ, есть будущие экономисты. Все они учатся
на старших, курсах и пришли сюда осознанно.
На следующий день, 12 июля, состоялось Крещение. Потеряевцы и обитатели
православного лагеря-стана долго молились в церкви, а затем начался
крестный ход к пруду, где и проходило основное ритуальное действие.
Тихая прозрачная вода принимала с помощью отца Иоакима оглашенных в
свои объятия. На берег они возвращались крещёными и счастливыми.
Непосвящённому может показаться, что всё легко и просто: захотелось
кому-то возродить деревню, и она как по мановению волшебной палочки
возродилась, да ещё такая благополучная, в которой не воруют, не курят,
не пьют, не матерятся, а живут так, как, дай Бог, всем бы нам жить. Но,
каких трудов стоило возрождение деревни, знают только братья Лапкины.
Только они знают, сколько пришлось пройти бюрократических препон и
сколько ещё предстоит пройти. Государство, похоже, не очень-то
приветствует восстановление Потеряевки: то комиссии наезжают, то
местные власти землю урезают... Вот недавно удалось отвоевать разъезд
Подстепновский, который хотели закрыть, лишив жителей Потеряевки
единственной надежной транспортной артерии для связи с внешним миром.
Да и жители ближайших деревень не всегда понимают потеряевцев, не
нравятся им их добрые дела. В одну из ночей загубили у них лошадь.
Воткнули ей в спину металлический штырь.
Игнатий Тихонович как-то расчистил у дороги родник, табличку сделал,
чтобы знали путники, где жажду утолить, да кружку для них оставил.
Кружка исчезла на следующий день. Он оставлял новые, приковывал на
цепочки, но результат был один и тот же. Теперь у родника кружку не
оставляют. Похоже, безбожников перевоспитать трудно, и кружек на них не
напасёшься. И остается потеряевцам еженедельно чистить родник у дороги,
чтобы вода в нём была всегда кристальной чистоты...
И вот я дома. Город встретил меня гарью и шумом. Слух резал отборный
мат из уст подростков и красивых девушек. Россыпи окурков. Старшее
поколение в поисках опохмелки. Я вернулся в цивилизованный мир»
Владислав ГАЛЕНКО.
Владислав
ГАЛЕНКО. (Газета «Мы и здоровье» стр. 3-4. 1999 г.
«Российское здоровье» №2 от 27
октября 1998 г. стр.1-13).
|
|
|
|