Вопрос
2130: 8
т.
Какое место
Писания повелевает дерзить гонителю,
чтобы добровольно быть умерщвлённым? Разве это
не разновидность самоубийства?
Ответ:
Церковь
это не одобряет. Нужно скрываться, а если Бог допустит, то переносить
мужественно страдания. Мф.10:23 –
«Когда же будут гнать вас
в одном городе, бегите в другой». Мф.2:13 –
«Ангел Господень
является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его
и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет
искать Младенца, чтобы погубить Его». 2Кор.11:32 –
«В Дамаске областной
правитель царя Ареты стерег
город Дамаск, чтобы схватить меня; и
я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его
рук».
Киприан Карфаг.
- 31 авг. «Но
так как время подвигов святого Киприана ещё
не наступило, то он решил удалиться на время из Карфагена, дабы своими
увещаниями и наставлениями из неизвестного язычникам места поддерживать
веру христиан и побуждать их твердо исповедывать имя
Христово. Решив удалиться на время из Карфагена, Киприан написал
своим пресвитерам и диаконам, а также и предстоятелям Церкви
римской послание. В
этом посланииКиприан сообщал,
что он удаляется из Карфагена для того, чтобы его присутствие не
усилило еще более ярости гонения, что, хотя и отсутствуя от своей
паствы телесно, он присутствует с нею в Господе, что он написал
тринадцать посланий для утешения сильных, ободрения слабых, для
устранения разного рода нестроений в церковной внутренней жизни и для
успокоения душ колеблющихся.
Киприан так
объяснял свой поступок: «Первая
степень победы состоит в том, чтобы исповедывать Господа
после взятия руками язычников.
Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением
спасти себя для Господа. Одна есть - всенародное исповедание, другая -
частное. Одна побеждает гражданского судию, другая - благоприятнее
Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в непорочности сердца.
В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом - более
уверенная осторожность. Один, когда приближается час его, оказывается
уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, - для
того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно
причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедывал бы
себя христианином, если бы и он был также взят (язычниками)».
Без
сомнения, своим временным удалением Киприан оказал
Церкви более высокую услугу, чем мог бы оказать её сразу же принятым
мученичеством. …замечает:
«Представим себе, что он (Киприан)
тогда (т.е. тогда, когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился
мученической кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков -
истине, расколоучителей -
единству, чад Божиих -
сохранению мира и молитве?»… Но были и такие
христиане, которые не выносили мучений и приносили жертвы, или курили
ладан идолам, или за деньги покупали у градоначальников записки,
в которых означалось, что они приносили жертвы идолам и отреклись от
Христа, хотя этого не было на самом деле. Некоторые даже добровольно
без всякого требования приносили жертвы богам языческим. Других
языческие судии, с наступлением ночи, отпускали домой и не понуждали к
жертвоприношению, но они сами просили дозволения принести жертвы в
вечернее время, не отлагая их до другого дня. Много
было и таких, которые склоняли друзей своих к отречению от веры
христианской, какое совершали сами - обстоятельство, причинившее немало
огорчений святому Киприану».
Всё,
что другому умно
говоришь,
Примеривай
на свой хребёт, рубеж.
Нас
окружают часто дикари,
То
просто беспокойство, то грабёж.
Как
хорошо жить и
не среди зверья,
Подсиживаний
подлых избежать.
Жить
по-семейному, друг другу доверять,
И
вместо голубя не обрести ежа.
Мне
нравится порядок, чистота
За
письменным столом и за оградой.
Язык
не наворочал бы, как кучи у крота,
Рыбачить
так уж с братом, а вовсе не с пиратом.
Но
кое в чём мой узок окоём -
Не
досмотрел, что рядышком, под носом;
Когда
вдвоём мы песню допоём,
Окажется,
сосед проткнул уже колёса.
Не
доверять, что можно, под кровать,
Загнать
к крыльцу и на ночь под окошко;
На
богослужении бы носом не клевать.
Что
мнение чужое – мне от своих-то тошно.
Стараться
дать совет, письмо-ответ,
Чтоб
было всё в согласии со словом Иеговы.
Хочу,
чтобы и мне, как брат был мой сосед,
Не
в службу, в дружбу помогать готовый.
«Не
пожелай другому, чего себе не хочешь», –
Вот
золотое правило святых.
Лукавость
истреби, живи как можно проще,
И
Бог поможет нам достигнуть высоты.
А
как ему, будь на моём он месте?
Мы
целое одно, в одной ячейке.
Не
начинать войну, не будет и арестов,
Христовы
мы, не скажешь, что ничей ты.
Со
мною поступать, как с ними я?
Ого!
Да сразу же протянешь ноги.
Не
этим мудра хитрая змея.
Не
погуби себя, показываясь строгим. ИгЛа
27.9.03
|