Вопрос
1112:
3 т.
Можно
ли
прощать предателям личным и общественным, и
как к ним относиться ?
Ответ:
Участь
предателей – это
участь Иуды. По заповеди Христа мы должны молиться и о них. Любовь
Христа
сильна их простить.
Но на страницах Писания я не могу
найти предателей, которые снова вошли бы в доверие к тем, кого они
предали. В
житиях святых встречаются такие вероотступники, как папа Маркеллин
и другие, которые пришли в разум, раскаялись в своем предательстве и
отступничестве и были приняты церковью, и даже канонизированы. В
канонах
соборов, и, особенно, у Григория
Неокесарийского
говорится, сколь тяжек их грех, если эти предатели помогали врагам
находить
скрывшихся христиан и расхищали их имущество. «8.
«Аще
которые сопричислились
к варварам, и с ними, во время
своего ленения,
забыв, яко были Понтийцы
и Христиане, и ожесточясь
до того, что убивали
единоплеменных своих, или древом, или удавлением,
такожде
указывали не ведущим варварам пути или домы:
таковым
должно преградити
вход даже в чин слушающих, доколе
что либо изволят о них, купно сошедшеся,
святые отцы, и прежде их Дух Святый.
9.
Дерзнувшие учинити
нападение на чужые домы,
аще
по обвинении уличены
будут, да не удостоятся ниже чина слушающих
Писания.
Но аще
сами о себе объявят и возвратят похищенное: то
в чине обращающихся да припадают».
Все
предатели являются открывателями тайн, хотя бы они себя
и успокаивали тем, что говорили они правду. Открытие правды тем более
усугубляет грех, ибо если бы сказал неправду, то увел бы их в сторону. Прит.11:13
– «Кто
ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит
дело».
Прит.20:19
– «Кто
ходит переносчиком, тот открывает
тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся».
Прит.25:9
–
«Веди
тяжбу с соперником твоим, но тайны другого
не открывай».
Сир.27:16-27
– «Открывающий
тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби
друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за
ним: ибо
как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты
выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его;
не
гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети.
Рану
можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл
тайны, тот
потерял надежду на примирение. Кто мигает глазом, тот строит козни, и
никто не
удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и
будет
удивляться словам твоим, а после извратит уста свои и в словах твоих
откроет
соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь
возненавидит его».