Вопрос
2033:
8 т.
В
наше время мир захлёстывает поток
сквернословия, празднословия.
Если
такое же
было и в прежние времена,
так может быть, и оправдано было
стяжание молчальничества
св. мужами и жёнами?
Ответ:
Молчание
- вещь очень нужная.
Но ведь речь идёт не просто об умении выслушивать, умении молчать и
быть
руководителем своего языка, уметь его
обуздывать. Дело-то в том, что придумали вообще молчание длиною в год,
в жизнь.
Молчание ради молчания и
самоуглубления, ради того, чтобы не проповедывать, чтобы погубить себя,
чтобы
зарыть талант. Молчальники идут против Евангелия, против здравого
смысла,
против Духа Божия. Мф.10:32-33
– «Итак
всякого, кто исповедает Меня
пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется
от
Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным».
Неисповедывание,
жизнь без проповеди есть полное отречение.
Иных вариантов Христос не предписал нам.
Монашество
рвало Библию, слова Христа – по
частям. Мф.19:21
– «Иисус
сказал ему: если хочешь быть
совершенным, пойди, продай
имение твое и раздай
нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и
следуй за Мною».
Проследите внимательно за речью Христа и объясните тому, кто хотел быть
совершенным, как монахи. Не просто верующим, но
по самой
высшей мерке.
И вот они
первую часть прекрасно усвоили. Раздать имение своих родителей - сами-то
в том ещё,
как правило, не принимали участия,
не сами копили это богатство.
А дальше
слова Христа полностью истребили, замазали: и
следуй за Мной. За
Христом – значит, идти в мир со
Христом. Нести слово Божие погибающему миру.
Не сказал
Христос вопрошавшему юноше, чтобы
он раздал имение и спрятался в монастырь, который тогда и не был ещё
придуман.
Серафим
Сар. – 2 янв.
«Когда
мы в
молчании пребываем, —
говорил впоследствии преподобный Серафим, —тогда
враг, диавол
ничего не
успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно
разуметь о
молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От
уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с
другими
занятиями духа, молчальничество
возводит человека к
благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы
земным
Ангелом. Ты только сиди в келлии
своей во внимании и
молчании, и всеми мерами старайся приблизить себя к Господу: а Господь
готов
сделать тебя из человека ангелом: Ис.
66:2
– «А
вот на кого Я призрю: на
смиренного и
сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».
Плодом молчания,
кроме других духовных приобретений, бывает мир души. Молчание учит
безмолвию и
постоянной молитве, а воздержание
делает помысл
неразвлекаемым.
Наконец, приобретшего
сие ожидает мирное состояние».
Акепсим
– 3 нояб.
«Святой
Акепсим
жил в царствование Феодосия Великого.
Затворившись
в малой келлии,
он прожил в ней 60 лет, перенося сильный жар и
холод, никого не видя, ни с кем не беседуя и только молясь Богу.
Келлия
его была выкопана в земле и была очень неудобна для
обитания; пищею же ему служила чечевица, смешанная с водою, да и то
однажды в
неделю. Необходимую для питья воду он черпал из ближайшего источника
ночью,
чтобы не быть кем-либо видимым. После усиленных просьб он принял сан
епископа
и, сотворив многочисленные чудеса, в мире предал дух Господу».
Поликарп
– 24 июля.
«После его смерти возникло
большое затруднение в монастыре: братия не могли себе избрать нового
игумена.
Хотя многие из блаженных старцев были достойны такого сана, но ни один
не хотел
его принять по своему смирению и обету
безмолвия: им казалось лучше
быть
в повиновении и находиться в уединении, чтоб своего сокровища
добродетели,
собранного упорным трудом, не расточить в заботах и печалях, которые
обыкновенно неразлучны с начальствованием».
Пимен
Вел. –
27 авг.
«Однажды пресвитеры страны той посетили монастырь, в котором
пребывал преподобный; авва
Анувий,
желая хотя несколько угостить их, вошёл к преподобному Пимену и сказал
ему об
этом. Однако Пимен не дал ответа, но пребывал в молчании долгое время;
и отошёл
от него авва
Анувий
с
печалью. Потом
братия, бывшие
у него, спросили его (авву
Пимена): «Почему ты не дал ответа авве
Анувию?»
Старец же отвечал им: «Я не имел для сего орудия
(т.е. языка); ибо я мёртв; мёртвый же не говорит; посему не считайте
меня
пребывающим с вами».
По-совести
– вот
главный индикатор
Делам,
делишкам,
делопроизводству.
При
акте творчества, в
творении характер
Её
шлифует, прорастая в
возраст.
Дикарь,
цивилизованный невежда,
Священники,
епископ, патриарх…
Чем дальше,
выше – «идиотство»
реже,
Всё
отдалённее спасительнейший страх.
А
совесть? О, мучительница
наша,
Спасающая
в муках раскаянья!
Насилуют
тебя, согнувши,
пашут.
Чем
разбудить её у окаянных?
Сожженная
– остались угольки...
Не
достучишься бронебойной пулей.
Ночные
бабочки, пропойцы-мотыльки,
Вас не
собрать в животворящий улей.
Ослепшим
и оглохшим,
полоумным
Даровано
Евангельское
слово:
По
изгородям ищут,
закоулкам,
Бессовестного
Хама
или злого?
Матф.22:10
Про совесть
повесть...
От неё зависит
Откликнуться
на проповедь живую;
Случались
иногда о чем-то
вечном
мысли,
О
встречах с умершими плачем и тоскуем?
На
помощь совести -
спасительное слово
О
воскресении Распятого
Христа!
Мы
по крупицам по эфиру
ловим,
Как
буквы
брошенного смятого листа.
О Нём,
Единственном, простившем без укора,
Истосковалась
в совести душа.
На встречу
с Ним! Не заградят и горы,
У ног Его
склоняюсь, не дыша:
Нашёл,
нашёл!!! Всё
прошлое, как небыль,
Кошмарной
вереницей,
колесницей.
Твой
голос через совесть –
голубь белый...
В
поклоне любящем сгибаю поясницу.
30.8.03
ИгЛа