Вопрос
2047:
8 т.
После
вступления в монахи и
отрешения
от мира не все же
могли
выдержать строгие
нормы поведения; что
делали с нарушителями устава?
Ответ:
В
монастырях были не просто нарушения устава, а злостные и коварные
жители.
Пострижение -
это не рождение свыше, а
потому туда люди приходили со
всем
накопленным багажом и там это всё проявлялось. Мф.12:34
– «Порождения
ехиднины!
как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Ибо
от избытка сердца
говорят уста».
Алипий
Печерский
– 17 авг.
«Был еще некто из того же города Киева, муж
благочестивый. Сей построил церковь и пожелал иметь семь больших икон
для
украшения церкви; сей муж отдал серебро вместе с досками,
предназначенными для
начертания икон, двум монахам монастыря печерского, знакомым ему,
попросив их
посоветоваться со святым Алипием относительно написания икон. Но монахи
ничего
не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. Спустя некоторое время тот
муж
послал спросить монахов, написаны его иконы или нет? Они отвечали, что
Алипий
требует ещё серебра. Потом снова, взяв серебро, присланное от мужа
того,
присвоили его себе. Затем, дойдя до
крайнего бесстыдства, сии два
монаха
снова послали сказать тому мужу (клевеща на святого), что Алипий
требует еще
столько же серебра, сколько получил. Христолюбивый муж тот дал серебро
и в
третий раз, сказав: Я весьма желаю получить молитву и благословение от
дела рук
его. Святой
же Алипий ничего не знал о
том, что делали монахи.
Наконец
муж тот послал ещё
раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что
ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но
икон
писать не хочет. Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь
печерский
вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о
причине
печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал
ему: «Для
чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма
упрашивал
тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв
так
много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных
случаях
писал иконы и без всякой платы». Блаженный же Алипий отвечал
на это: «Честный
отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем;
но
сейчас я совершенно не понимаю, о чём ты говоришь». Тогда
игумен снова сказал
ему: «Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих
пор ты не написал
их».
И
тотчас, желая обличить
святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон
(доски те
за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и
на них
не было ничего изображено), игумен приказал также позвать и тех
монахов, чрез
посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи
обличили
Алипия.
Посланные
за досками нашли
их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену; увидав сие,
все, бывшие
там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали
ниц на
землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека,
– именно образу
Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих.
Потом
пришли те два монаха,
которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем
чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря: «Вот ты
взял тройную цену, а
икон писать не хочешь!»
Услыхав эти
слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав:
«Вот эти иконы,
написанные Самим Богом, удостоверяют невинность Алипия!»
Монахи
же те, увидя иконы,
пришли в ужас от столь великого чуда. Они тотчас же были обличены
игуменом в
воровстве и лжи, были изгнаны из
монастыря и лишены всего имущества своего.
Но
сии монахи не прекратили
злобы своей: они стали распространять в городе хулу на преподобного
Алипия,
утверждая, будто бы они сами написали те иконы; – начальник
же наш, – говорили
они, – не желая вознаградить нас за труд, – дабы
отстранить нас от работы,
солгал относительно икон, что будто бы они написаны Самим Богом,
восхотевшим
оправдать Алипия. Услыхав такие речи, многие граждане пошли из города в
монастырь, дабы видеть те иконы и поклониться им. Однако многие из
граждан поверили
тем монахам, оклеветавшим
преподобного Алипия».
Паисий
Вел. –19 июня.
«Среди
учеников преподобного Паисия был некий старец, который имел совершенно
мирские
обычаи и нравы; и когда иноки, для наставления, приходили к
преподобному и
слушали его богодухновенные слова, — слушал с ними и старец
тот, но пользы от
этого он никакой не получал, ибо не имел в себе хорошо возделанной и
влажной
почвы, но сердце его было, как камень, ожесточено, и потому доброе семя
божественных бесед не могло в нём укорениться и прозябнуть: по временам
он даже
поносил слова святого; ибо, отойдя от лица преподобного, старец тот
пред
другими братиями иногда позволял себе и ругаться над беседами святого
Паисия,
говоря при этом одну только растлевающую и хульную ложь, как и подобает
людям
мирским и нечестивым, — и некоторые иноки соблазнялись
хулениями, слышанными от
него. По прошествии довольно продолжительного времени братия, не желая
более
слышать развращающих слов его, но и не смея сами поведать о том святому
отцу,
отправились к некоему боголюбивому и добродетельному подвижнику,
жалуясь на
того злонравного старца; тогда подвижник этот отправился вместе с ними
к
великому Паисию.
В
то время, когда святой
наедине упражнялся в богомыслии, послышался Ангельский голос:
«Да известно тебе
будет, отец, что старец тот, который находится вместе с твоими
учениками,
производит соблазны и совращает других братий; итак, нужно пресечь
безчинный
его обычай и исправить его при помощи заповедей». На сей
голос святой Паисий
ответил: «Давно бы сделал это, если бы знал, что могу
исправить его. Но так как
диавол готов погубить его и, являясь, заманивает его своим коварством в
сеть
свою, то поэтому я не могу сказать ему что-либо жестокого, дабы он не
принял
слово моё с горечью и не счёл его для себя обидным: ведь в этом случае
он может
выйти из среды братий и из пустыни и снова пойти в мир; тогда я окажусь
виновником его погибели и буду повинен пред Богом, так как не мог
потерпеть
брата, обуреваемого врагом; нужно же молиться о нём, да исцелит его
Господь от
такого недуга». Сказав это, он начал молиться о старце том, и
тотчас же увидел
хульного и бесстыдного духа, исходящего из старца. Потом с тем
боголюбивым
подвижником пришли братия к отцу, но прежде чем стали рассказывать о
бесчинном
старце, пришел и он в след им и, припав к ногам святого отца, стал
слезами
омывать их, каясь и прося прощения, и обещая исправить свою жизнь.
После этого
он стал кротким и послушливым: он с радостью слушал богодухновенные
беседы,
исходящие из уст преподобного отца, и всячески старался исполнить на
деле то, что
воспринимал из его поучений. И вскоре он многих превзошёл в
добродетели, и стал
опытным отшельником, — и всё это при помощи и по молитвам
святого Паисия,
испросившего ему у Бога великую милость».
Вопрос
2048:
Чем можно сегодня объяснить, что такие умные люди, образованнейшие
представители своего времени не служили Богу в миру? Или это позднейшие
добавления к их биографии, что они шли в горы, в монахи?
Ответ:
На этот вопрос трудно ответить, потому что документов о том
времени уже не добыть. Да и документы-то все
побывали в
руках этих монахов. А они искусно подделывали, как хотели, и
что хотели. Этим пользовались всегда те, кто чтил в первую очередь не
Бога, не
славу Иегове искал,
а честь
друг от
друга. И был социальный, конфессиональный заказ на биографию и они
переписывали
такие биографии-жития на свою колодку. Так даже Иоанна Кронштадтского
католики
называли своим латинянином, что
Иоанн
категорически отрицал. И святых еретики выдавали за своих, чтобы их
авторитетом
сломить непокорных. И во времена Апостолов были поддельные подписи под
еретическими
посланиями, что Павел и
разоблачил.
2Фесс.2:2
– «не
спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от
послания, как бы нами
посланного, будто уже наступает
день Христов».
Рим.3:8
– «И
не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые
злословят нас и говорят, будто
мы так учим? Праведен суд на
таковых».
Так что, может быть, все жития в этом плане, где говорится о знающих
путь
спасения, что они были монахи – весьма сомнительны. А, может,
и были они
иноками, значит это поветрие, эта
заноза
сидела глубже, чем
любовь к
Богу по слову Его святому и
неизменному.
Исидор
Пелусиотский –
4 февр.
«Он
происходил
от благородных и благочестивых
родителей и был родственником
Феофилу,
архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила. С
успехом
изучив светские науки и навыкнув в божественной премудрости, Исидор
пожелал
посвятить себя на служение Богу. Еще в молодых летах он оставил славу
мира сего
и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая
как бы за
прах, ушёл в гору
Пилусиотскую. Там, приняв
иночество, он
проводил строгую подвижническую жизнь. Духовная мудрость и строгая
жизнь
Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он
избран был в
сан настоятеля и пресвитера. Строгими подвигами и высокой
образованностью
преподобный Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы
и
вельможи, но и сам император и патриархи александрийские
обращались
к нему за советами и
наставлениями, и он у всех был в большом уважении».
Левкий
– 20 июня.
«Как
мальчик остроумный, всё усваивавший бистро и без особенных усилий,
Евтропий, с помощью Божией,
настолько успел
в книжном учении, что превзошел в этом отношении многих. При том он был
кроток,
преисполнен смирения и послушанияи; всем, жившим в монастыре, он служил
с
усердием, и все любили Евтропия, –
одни за его
добронравие и послушание,
другие за его книжную начитанность и знания, дарованные ему Духом
Святым.
Блаженный игумен Никита преставился ко Господу, когда Евтропию было еще
только семнадцать
лет; несмотря на это, братия,
посоветовавшись между собою, просили юношу,
еще не постриженного в иночество, быть их игуменом».
Читай
Священное
Писание усердно,
Не
по нужде, от скуки, под
давленьем.
Псалтирь
затёртую читай
живым, не мертвым,
Читай
от Бытия до
Откровенья.
Вначале с
ходу мало что поймёшь,
Но возжигая
душу, разгораясь,
Посевом
станешь, благодатный дождь
Начнёт
кропить на то, что умирает.
Читая
ежедневно по утрам,
Вникая,
всё примеривай к
себе.
Увидишь,
не спасёт ни царь,
ни храм,
Поймешь,
что в Библии спасенье
для людей.
Запомни,
если сможешь, наизусть,
Стихи
и
главы чудных
изречений.
Во всех
событиях за всем мой Иисус
Раскаявшимся
дарует прощенье.
Не
заменяй ничем Библейских
строк,
Как
Ветхого, так Нового Заветов.
К
отступникам Бог Иегова строг
Лишает
смысла, Своего совета.
Читая,
развивай воображенье:
А если бы и
я участник был
Событий тех
и тяжких поражений,
Мой дом и я
пошли бы на распыл?
Уже
известное, знакомое из
Слова,
Внезапно
вспыхивает: это
обо мне.
И
перечитываешь читанное
снова,
Переживанья
ближе и
больней.
Феофилакт
Блаженный растолкует
Казавшееся
ясным и понятным.
С Писаньем
и в страдании ликуют
Среди
волков невинные ягнята.
Ответ,
как поступить, что
только так,
Ответить
на допросах и в
беседах,
Вкушайте
Библию в обед и
натощак.
Она
вам гарантирует победу.
ИгЛа
6.7.03