Вопрос
3096:
16 т.
Почему
слово «синагога» не встречается нигде в Ветхом
Завете ?
Ответ:
По
всей вероятности, потому, что синагог ещё и не было, когда была
написана
последняя книга Ветх.Завета.
А может, не было случая пророку Малахии
упомянуть про
них. Всё внимание было обращено на храм. Пророки в основном были в
Иерусалиме. Мал.3:10
– «Принесите
все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и
хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для
вас
отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
Беру данные из различных словарей.
CИHAГОГА
(греч.), молитвенный дом в иудействе и иудаизме. Слово С. также
употребляется
как синоним иудаистской религ.
общины.. Согласно
Иосифу Флавию, обычай собираться по субботам для
чтения Закона был введён ещё Моисеем (Против Апиона,
II,17). Однако в действительности начало его не прослеживается ранее
Плена
периода. В это время ветхозав.
Церковь лишилась
возможности совершать богослужение в Храме; между тем со дней царя Иосии,
с 621 до н.э., Храм был единств.
местом,
где позволялось приносить жертвы. В результате
в среде изгнанников сложился иной вид богослужения, состоявший из
чтения Библии
и общих молитв. Такие молитвенные субботние собрания происходили,
по-видимому,
в частных домах; позднее для них стали строиться спец. здания. Во
Второго Храма период,
несмотря на восстановление
жертвоприношений, обычай молиться и читать Писание вне Храма
сохранился. Так
возникли «дома собрания», или, по-гречески,
синагоги. Они сооружались не только
в Палестине, но и в диаспоре, где почти каждая иудейская община имела
собств.
молитв.
дом.
Нек-рые
из них отличались обширными размерами и роскошным
убранством (напр., в Александрии, Риме, Коринфе и др.) и служили религ.-обществ.
центрами
иудейства. В 1 в. н.э. в одном Иерусалиме было ок.460 С. После
разрушения
Второго Храма в 70 С. стали единств.
местом
молитвы для последователей иудаизма. Архитектура и
внутреннее убранство: как свидетельствуют развалины С. эллинистич.
времени, они строились по образцу римских базилик. Большие С., такие,
напр.,
как в Капернауме,
имели внутренние колоннады,
делившие здание на неск.
частей. Иногда в них
сооружались и хоры (вероятно, для женщин, хотя вначале мужчины и
женщины
молились вместе). Пол нередко украшался мозаикой, стены - фресками и
лепниной
(это были орнаменты, символы, сцены из свящ.
истории). До сих пор не установлено, когда появились такие
художественно
отделанные С., и не найдены причины допущения в них изобразительного
искусства.
Археология
свидетельствует,
что такие здания существовали уже в 4-3 вв. до
н.э. У той стены, к-рая
обращена в сторону
Иерусалима, находился ковчег для свитка Пятикнижия и возвышение,
предназначенное для чтеца и проповедника (род амвона).
Народ сидел на скамьях
или циновках, поднимаясь лишь в особо торжественные моменты службы.
Старейшины
и книжники сидели лицом к
молящимся. Синагогальное
богослужение совершалось по субботам и др. праздничным дням. Его чинопоследование
начиналось возгласом «Благословен Бог».
Ведущий читал нараспев молитвенные прошения и славословия, на к-рые
народ отвечал: «Аминь». Далее шло чтение Слова
Божьего и молитвословия, завершавшиеся словами: «Свят, свят,
свят Господь
Саваоф...», к-рые
произносил весь народ. Кончалась
служба проповедью местного раввина либо любого заезжего человека,
имеющего
права учителя. Это чинопоследование
складывалось
веками и приняло более
законченный характер в первые
столетия н.э.
Историч.
значение С. для христ.
Церкви. Сам Господь Иисус часто проповедовал в С.
(см., напр., Мф.4:23; 9:35; Мрк.1:39; Лк.4:44). Его примеру следовали и
первые
благовестники Христовы. Для св. ап.Павла
и его спутников С., рассеянные по городам диаспоры, были местом, где
они
начинали проповедовать Благую Весть (Деян.13:5,14). Как явствует из
Иак.2:2,
иерусалимские христиане называли дома своих молитвенных собраний
«синагогами». Деян.6:9
– «Некоторые
из так называемой синагоги Либертинцев
и Киринейцев
и Александрийцев и некоторые из Киликии
и Асии
вступили в спор со Стефаном».
Пс.25:12
– «Моя
нога стоит на прямом [пути]; в собраниях благословлю Господа».