Вопрос
3593:
24 т.
Иоанн
Златоуст признан всем миром. Когда он
жил, иудеев не боялись и
говорить об их национальности ещё не было государственным
преступлением, и
тогда не было закона об экстремизме, протащенного в уголовный кодекс.
Как
сегодняшние евреи воспринимают то, что Константинопольский патриарх
говорил для
их же пользы, не обижаются ли они и на Златоуста? А то и его они
потянули бы в
суд за оскорбление их.
Ответ:
Всё
же это было 1600 лет тому назад, и тогда положение было иное. Вот
только
маленький отрывок из его первого слова «Против
иудеев», том первый.
«Знаю,
что некоторые сочтут
меня дерзким за то, что я сказал: нет никакого различия между театром и
синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе. Если я решаю
так сам
собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими решение. Знаю,
что
многие уважают иудеев, и нынешние обряды их считают священными: потому
спешу
исторгнуть с корнем это гибельное мнение. Я сказал, что синагога
нисколько не
лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка; иудеи,
конечно, не
больше пророков заслуживают вероятия. Так что же говорит пророк?
“У
тебя
был лоб блудницы, ты отбросила стыд”
– Иер.3:3.
А где блудница
предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше
сказать,
синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп
разбойников и
логовище зверей: “Не
соделался ли вертепом разбойников
в глазах
ваших дом сей, над которым наречено имя Моё?”
(Иер.12:8;
7:11),
– вертеп не просто зверя, но зверя нечистого. И ещё:
“Я
оставил дом Мой;
покинул удел Мой”
– Иер.12:7;
а когда Бог оставит, то какая уже
надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем
демонов. Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняется Богу. Но этого
сказать
нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын
Божий. “если
бы вы знали Отца Моего, - говорит
Он, - то
знали бы и Меня».
Какое ещё можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак,
если они не
знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа, то кто не может смело
сказать,
что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу,
нет – там
место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к
этим
местам, как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию
самого
опыта.
Ибо
за три дня пред этим – поверьте, не лгу, –
я видел, что какой-то негодяй
и безумец,
выдающий себя за
христианина (не могу назвать истинным христианином отважившегося на
такой
поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную
женщину
войти в синагогу еврейскую, и там поклясться по спорному между ним и ею
делу.
Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое
беззаконное
насилие, говоря, что ей, причастнице божественных тайн, не подобает
идти в
такое место, то я, возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не
дозволил влечь
её на такое преступное дело, но освободил от этого нечестивого
принуждения.
Потом я спросил влекшего, христианин ли он? И когда он признал себя
таким, я
строго выговаривал ему, порицая его за бесчувственность и крайнее
бессмыслие, и
говорил, что он ничем не
лучше осла,
если, говоря о себе, что
покланяется Христу, в то же время влечёт кого-нибудь в вертепы иудеев,
распявших Его. И долго говорил я ему, во-первых, на основании
Божественных
Евангелий, что вовсе не должно ни самому клясться, ни другого
принуждать к
клятвам; потом, что не должно принуждать к клятве не только верную и
посвященную (в таинства христианские), но и никого из непосвященных.
Когда же,
поговорив много и долго, изгнал я из души его ложную мысль (о важности
синагоги), то спросил его и о причине, по которой он, оставя церковь,
влёк эту
женщину в еврейское сборище. Он отвечал, что многие сказывали ему,
будто
клятвы, там даваемые, особенно страшны. При этих словах я застенал,
воспламенился гневом и потом засмеялся. Видя коварство диавола и то, к
чему
успел он склонить людей, я стенал; размышляя о беспечности обольщаемых,
я
воспламенился гневом; а смотря опять на то, каково и как велико
неразумие
обольщённых, я смеялся. Об этом я рассказал и сообщил вам потому, что
вы
бесчувственны и несострадательны к тем (из христиан), которые и сами
делают и
другим позволяют делать с собою такие вещи. Видя, что кто-нибудь из
ваших
братий впадает в подобные беззакония, вы считаете это чужою бедой, а не
вашею,
и думаете оправдаться пред обличающими вас, говоря: а мне какая забота?
что у
меня общего с ним? – слова, выказывающие крайнее бесчеловечие
и сатанинское
жестокосердие! Что говоришь ты? Будучи человеком, имея одну и ту же
природу,
или даже, – если уже говорить об общности природы,
– имея одну главу – Христа,
ты осмеливаешься сказать, что у тебя ничего нет общего с твоими
членами? Как же
ты исповедуешь, что Христос есть глава церкви? Глава, естественно,
соединяет
все члены, с точностью направляет их друг к другу и связывает между
собою. Если
(на самом деле) у тебя ничего нет общего с твоими членами, то ничего
нет у тебя
общего и с твоим братом, и Христос не глава тебе. Иудеи пугают вас, как
малых
детей, а вы не чувствуете этого. Как негодные слуги, показывая детям
страшные и
смешные личины (сами-то по себе они не страшны, но только
представляются такими
по слабости детского ума), возбуждают большой смех; так и иудеи пугают
только
слабых христиан своими личинами. Могут ли, в самом деле, устрашать
обряды их,
срамные и постыдные, – обряды людей, прогневавших Бога,
подпавших бесчестию и
осуждению?»
«…Они,
призванные к
усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами,
возмогли,
по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до
почести
сынов (Божиих). Из чего это видно? “Не
хорошо взять хлеб у детей и
бросить псам”
– Мф.15:26
– так сказал Христос хананейской жене,
называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после
изменился
порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. “Берегитесь
псов, –
говорит о них Павел, – берегитесь
псов, берегитесь злых делателей,
берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы”
– Флп.3:2-3.
Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и
мы,
бывшие прежде псами, сделались чадами? “А
тем, которые приняли Его,
– говорит Евангелист, – дал
власть быть чадами Божиими”
– Иоан.1:12.
Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственного спасения.
Когда
надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон
перестал
действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть
жальче
тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но
и
соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан): “Жестоковыйные!
люди с
необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому”
–
Деян.7:51, – не только нарушением закона, но и
неблаговременным желанием
соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что
они не
понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего
тяжкого
и изнурительного…. Но от чего произошла эта жестоковыйность?
От пресыщения и
пьянства. Кто говорит об этом? Сам Моисей: “И
(ел Иаков, и) утучнел
Израиль … и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его”
– Втор.
32:15. Как животные, когда
пользуются обильным кормом, разжирев, делаются
буйными и неукротимыми, не допускают к себе ни ярма, ни узды, ни руки
возничего, так и иудейский народ, от опьянения и пресыщения низвергшись
в
крайнее нечестие, заскакал, не взял на себя ига Христова и не повлек
плуга
(евангельского) учения. На это указывая, и другой пророк говорил:
“Ибо
как упрямая телица, упорен стал Израиль”
– Ос. 4:16;
а другой
называет народ иудейский: “телец
неукротимый”
– Иер.31:18.
А такие животные, будучи негодны для работы, годны бывают для заклания.
Это
случилось и с иудеями: сделав себя негодными для работы, они стали
годными
только для заклания. Поэтому и Христос сказал: “Врагов
же моих тех,
которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и
избейте предо
мною”
– Лк.19:27.
Могут ли, в самом деле, устрашать обряды их,
срамные и постыдные, – обряды прогневавших Бога, подпавших
бесчестию и
осуждению?»
Вот
почему иудеи во все
века так ненавидели
Иоанна.
Златуост
доказывал на
основании Слова Божия, кто есть кто. Но когда иудейские учителя поносят
учение
христиан, они основываются только на своей непокоривости Духу Святому,
и потому
в христианстве не видят ничего
святого,
и Талмуд их переполнен ненавистью ко Христу, Богу истинному.
Откр.2:9
– «Знаю
твои
дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех,
которые
говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское».
Откр.3:9 – «Вот,
Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые
говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я
сделаю то,
что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я
возлюбил тебя».
Свинья
на барский двор когда-то
затесалась;
Вокруг
конюшен так и кухонь наслонялась;
В
сору, в навозе извалялась;
В
помоях по уши досыта накупалась:
И из гостей
домой
Пришла
свинья свиньёй.
«Ну
что ж, Хавронья, там ты видела такого? –
Свинью
спросил пастух. – Ведь идет слух,
Что
всё у богачей лишь бисер да жемчуг;
А в
доме так одно богатее другого?»
Хавронья
хрюкает: «Ну, право, порют вздор.
Я
не приметила богатства никакого:
Все
только лишь навоз да сор;
А, кажется,
уж, не жалея рыла,
Я
там изрыла Весь задний двор».
Не
дай Бог никого сравненьем мне обидеть!
Но
как же критика Хавроньей не назвать,
Который,
что ни станет разбирать,
Имеет дар
одно худое видеть? Крылов.
1811