Вопрос
3629:
24 т.
Если
евреи были наказаны именно за распятие Христа,
то как фарисеи, враги
Христовы, потом сумели взять такую власть над своим народом?
Ответ:
Есть
очень умные трактовки этой загадки. Мне же видится так, что в Божьем
сверхкосмическом плане каждому человеку и каждому народу отведена, как
по-Шекспиру, своя роль. И из этой упряжки он не вылезет до конца
мировой
истории. 2Тим.2:20
– «А
в большом доме есть сосуды не только
золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а
другие в
низком употреблении».
«В
70-м году, немедленно же вслед за этими
гонениями, на Иерусалим обрушились кары, предсказанные Христом.
Несмотря на то,
что фарисеи были полными господами Синедриона и общественного мнения
евреев,
они не смогли воспрепятствовать развитию сект, преимущественно среди
низших
классов; между ними образовались некоторые, требовавшие немедленно
независимости народа. Мятеж, вспыхнувший против Римлян, был успешен и
правитель
Иерусалима погиб; проконсул Сирии, пришедший на помощь, был в свою
очередь
разбит и потерял одного орла. Это восстание вызвало посылку против
евреев
Веспасиана и его сына Тита с огромной армией. Тит осадил Иерусалим во
время
праздников Пасхи, когда большая часть еврейского народа собралась в
святой
город для ежегодного жертвоприношения. Он завладел им после тяжёлой
осады,
полной ужасных происшествий и стоившей городу 600.000 евреев всех
возрастов и
полов, т. е. трети всего народонаселения Иудеи. После этого он приказал
поджечь
город и разрушить храм, от которого не осталось камня на камне,
согласно
предсказанию Иисуса Христа. Все осаждённые, не погибшие во время осады,
были
проданы с аукциона в рабство, правда, их родственники из Иудеи и других
областей империи быстро их выкупили, но рассеяние народа тем не менее
ещё
увеличилось. В этом восстание фарисеи играли лишь незаметную роль,
считая его
преждевременным. Они намеревались воспользоваться последствиями его,
чтобы
усилить своё влияние в еврейских колониях, в чем и успели без труда,
ибо
Римляне, подавив открытое восстание и разрушив Иерусалим, мало обращали
внимания на почти им неизвестную секту, находившуюся в сношениях с
обломками
народа, рассеянного по всему свету.
Вследствие
этого фарисеи смогли восстановить
преемственность власти Израиля, власти, которой они столько времени
были
вдохновителями. Еврейские колонии, с ужасом узнавшие о разорении
святого
города, разрушении храма, избиении большей части народонаселения и
уничтожении
Синедриона, вскоре услышали, что этот последний вновь собрался в Яффе,
близ побережья
Средиземного моря, и что, за невозможностью совершать жертвоприношения
в
разрушенном храме и за отсутствием первосвященника и церковного клира,
исчезнувших во время бедствия, академия являлась хранительницей
преданий
Израиля, и что патриарх управлял народом. Этот патриарх и эта академия,
долженствовавшие сделаться политическим и религиозным центром
еврейского
народа, состояли из главы, совета и книжников фарисейской секты,
единственной
оставшейся сплочённой среди общего разложения государственного
организма.
Ловкая махинация отдавала управление Израиля в руки тайного общества,
но
внезапное падение государства заставляло смотреть на этот захват
власти, как на
благодеяние, ибо давало евреям хотя бы видимость своего правительства.
Патриарх
и фарисейский Синедрион употребили тридцать лет на достижение признания
и
упрочения своей власти. Малоизвестные римлянам, считавшим всякую
правительственную власть Израиля уничтоженной, они не переставали
посылать
своих гонцов во все еврейские колонии и взимали налог дидрахмы,
вносившийся
исправно, несмотря на то, что императоры, немедленно по разрушении
храма,
потребовали уплаты его в пользу казны. В это же время фарисейская
каббала со
своими вымыслами и суевериями, со своими извращениями учений о
переселении душ
и человеческой сущности Мессии, со своей ненавистью ко всему
не-еврейскому, а в
особенности ко всем Христианам,
заканчивала своё проникновение в самые
отдалённые еврейские колонии. Таинственные гонцы объезжали еврейский
мир,
возвещая приближение времени пришествия Мессии, например,
Акиба-бен-Иосиф,
утверждавший, что происходит от Сизара, военачальника хананейского,
убитого во
времена судей Иаелем, и от еврейской матери. Отправившись из Яффы,
Акиба
побывал в Испании, Галлии, Италии, долго оставался в Риме, потом поехал
в
Грецию, оттуда в Малую Азию и Вавилон; наконец, он посетил Египет.
Произведя,
таким образом, смотр всем еврейским силам, он вернулся в Палестину, где
и
руководил Синедрионом и фарисейской академией с таким успехом, что его
считают
одним из отцов талмудического предания; другой раввин Самуил Малый,
приблизительно в то же время, написал торжественное
проклятие против
Христиан, с тех пор благоговейно повторяемое при ежедневных молитвах в
Синагоге.
Вскоре
волнения среди евреев показали,
что работа возрождения их национальности продолжается. Частичное
восстание
Иудеи в 115 году было с трудом подавлено полководцами Траяна и имело
отражение
в Египте и Киренаике, где, по свидетельству Диона Кассия, вооружённые евреи
перебили 200.000 христиан
и язычников,
и были побеждены лишь после трёхлетней войны. В то же самое время евреи
Кипра
захватили остров, разорили город Саломину и перерезали
240 тысяч Киприотов,
по большей части христиан, а
евреи Мессопотамии стойко, в течение
нескольких месяцев, оборонялись против римских армий; менее серьёзные
беспорядки происходили в разных местах.
Эти
беспорядки были предвестниками ещё более
грозного восстания. В 134 году Иосиф бен Акиба помазал на царство
некоего
Баркохебу (сын звезды), в котором он, по его утверждению, узнал
признаки
грядущего Мессии. Самозванец быстро собрал армию из 200.000 евреев, из
которых
было много прибывших из других стран; он одержал ряд побед над войсками
римского правителя Иудеи Тинная Руфуса и воспользовался кратким
временем своего
правления, чтобы учинить в подвластных ему областях ужасающие
зверства над
христианами. Адриан выставил
против него своего лучшего полководца Юлия
Севера, вызванного из Британии; Баркохеба был разбит после двух лет
войны. Он
попал вместе с Акибой и его сыном Паппюсом в руки Юлия Севера,
содравшего с них
живьём кожу. Иерусалим, хотя и не бывший центром сопротивления, был
вторично
взят штурмом, место, на котором стоял храм, было вспахано и засыпано
солью.
Наконец, Иудея была почти совершенно очищена от евреев, те, которые не
погибли,
были проданы в рабство или переселены в Египет.
Это
поражение было тяжким ударом для
фарисейских вожделений. Яффский Синедрион был разогнан и рассеян
подобно
Иерусалимскому, и ужас царил в Израиле. Но фарисейская секта была
живуча. Не
успел смолкнуть топот шагов римских армий в Иудее, как фарисейский
Синедрион
снова сорганизовался в Тивериаде, куда была также переведена Яффская
академия;
и, прибыв в Египет, Император Адриан нашёл там следы пребывания
Патриарха
Иудеев (тогда Симеона III), приезжавшего для осмотра местных синагог.
На этот
раз Римляне опять не сочли нужным произвести расследование этой
таинственной
власти, исчезавшей, чтобы вновь возродиться из пепла, и влияние которой
оставалось непоколебимым в еврейских колониях. Не считая её опасной,
они
впоследствии официально признали её существование, наравне с верховными
священниками других религий. Время этого признания в точности не
установлено,
и, без всякого сомнения Тивериадские патриархи действовали осторожно;
но,
по-видимому, нужно серьёзно принять во внимание раввинское предание о
том, что
Император Антоний, в начале царствования враждебный евреям, стал
впоследствии
очень к ним благосклонен. Во всяком случае, начиная с Александра Севера
(в 252
году), по происхождению сирийца и полуеврея по матери, существование
Тивериадских Патриархов и их господство над всеми евреями были
утверждены
императорскими указами. Константин, несмотря на то, что был Христианин,
не
собирался уничтожать эту должность, и даже согласился освободить
еврейских
патриархов от несения некоторых обязанностей, как, например, декуриона,
мало
завидных, тяжёлых и отнимавших много времени.
Юлиан,
так жестоко преследовавший Христиан,
посвящённый Максимом Эфесским в таинства Каббалы, в своём послании к
еврейскому
народу, называет Патриарха братом и, по его просьбе, приказывает
восстановить
Иерусалимский храм; работа, которую только чудо сделало невозможной.
Феодосий
Великий, восточно-римский Император, напротив, запретил патриарху
Тивериадскому
взимание с синагог дидрахмы. Этот указ был подтвержден его сыном
Гонорием в 390
году, но пять лет спустя патриарх добился отмены этого запрещения.
Наконец,
Феодосий Младший, сначала ограничивший власть патриархов, в 415 году
окончательно упразднил патриархат в 420 году, при обстоятельствах, к
которым мы
ещё вернёмся. Как мы видим, фарисейская секта вполне достигла своей
цели:
сперва создать для евреев подобие духовного отечества, которого
правительством
являлись они, затем добиться признания этого еврейского правительства
Императорской властью. Название «еврейское
правительство» не покажется слишком
громким, когда мы узнаем, что Императорские указы, упоминая о
патриархах
Тивериадских, именуют их: Именитейшими и Светлейшими, званиями,
присвоенными
лишь высшим сановникам того времени. Эти преимущества были столь же
значительны, как те, которыми первосвященники пользовались до
разрушения храма.
Действительно, патриарх имел право надзора за синагогами всего мира,
взимал с
них «дидрахму», решал все вопросы, касавшиеся
вероучения, испрашивая лишь мнение
Синедриона, назначал или сменял «Рош-Абот», или
старейшин народа, управлявших
всеми синагогами одной области, он же руководил ими, при посредстве
своих
«апостолов» или облечённых полномочиями чиновников,
на обязанности которых было
непрерывно объезжать Восток, Запад, римскую Африку и Малую Азию для
передачи
приказаний или взимания податей, его судебная власть была весьма
обширна; он не
только имел право судить лично или через своих судей, разбирать тяжбы,
возникавшие среди евреев, но и ведал делами уголовными, что давало ему
право
приговаривать к штрафам, тюремному заключению и ко всем видам телесного
наказания, за исключением смертной казни. Наконец, в то время, как
должность
главы Синедриона, подчинённая патриарху, оставалась постоянно выборной,
власть
патриарха, по-видимому с давних пор, была сделана наследственной, чтобы
этим
придать этой верховной власти еврейского народа как бы характер власти
царской.
Создание
этой власти, конечно, не было делом
одного дня, и патриархи лишь медленно укрепляли свою власть в
промежуток
времени от второго разрушения Иерусалима в 135 году до царствования
Александра
Севера в 252 году. Однако, их власть, по-видимому, была уже прочно
утверждена в
190 году, в начале патриаршества Иуды Святого, величайшей личности всей
их
истории. Этот учёный фарисей (рождённый, по словам раввинских
историков, в
самый день казни Акибы, душа которого в него и перевоплотилась) понял,
что
Израиль должен на долгое время, быть может, навсегда, отказаться от
мысли обратно
завоевать Иудею силою оружия, и тем создать национальный центр
разрозненным
членам еврейского народа. Эта мысль заставила его опасаться, что учение
фарисеев, лишь с трудом подчинившее себе еврейские колонии, могло бы в
них не
удержаться, если бы возникли какие-либо гонения и фарисейский Синедрион
был бы
распущен или лишён возможности поддерживать связь с евреями,
рассеянными по
всему миру. Поэтому он решил дополнить устную пропаганду
«апостолов» Синедриона
письменным памятником, систематизирующим тайное учение фарисеев, и его
толкование нравственного, религиозного и гражданского законов
еврейского
народа. Иуда Святой сам положил основание этому громадному труду,
составив Мишну,
или «второй закон», составивший существеннейшую
часть Иерусалимского талмуда.
Этот
многословный, нестройный труд,
полный противоречий и ошибок,
довольно хорошо уясняет взгляды еврейских
книжников, воспитанных фарисейством. Он делится на шесть частей: первая
говорить о посевах и жатве, и касается права владения, налогов с дохода
и т.
д.; вторая касается правил о соблюдении праздников и обычаев, к ним
относящихся; третья заключает в себе все вопросы, касающиеся брака;
четвёртая —
вопросов судебных и торговых, а также вопросов ересей; пятая и шестая
разбирают
вопросы обязанностей (?)
и очищений. Эта книга в одно и то же время и
гражданское уложение, сборник религиозных постановлений, собрание притч
и
анекдотов и книга нравственного учения еврейского народа; в дальнейшем
мы
увидим, какого! Иуда Святой, посвятивший его составлению тридцать лет
своего
патриаршества и распространявший его, отдел за отделом во всех
синагогах, не
мог рассчитывать дать в нём разрешение всех случайностей человеческой
жизни,
цель, к которой стремились все фарисейские учителя. Поэтому, и при его
жизни, и
после его смерти, Тивериадский Синедрион предпринял составление
дополнений к
его труду, нашедшему бесчисленное количество толкователей. Сборники Мишны
и её толкований (из коих важнейшее есть Гемара,
принадлежащая рабби
Иоханану, раввину IV века) составляет Иерусалимский Талмуд, составление
которого длилось всё время пребывания в Тивериаде Патриарха и
Синедриона,
полученный и принятый без всякого сопротивления синагогами всего мира,
кроме,
нескольких тысяч недовольных, отпавших и увеличивших количество евреев-караимов.
Однако,
покровительство, которым пользовались
Патриархи в царствование императоров из Сирии, сделалось очень
непрочным с того
момента, когда Христианство, в лице Константина, взошло на
Императорский
престол: и, действительно, мы видим, что после царствования Юлиана
Отступника
императоры занимаются ими лишь для ограничения их привилегий. В 429
году Феодор
Младший решил низложить патриарха Гамалиила IV, продолжавшего,
по-видимому,
после своего низложения в безвестности заниматься в Иудее врачебной
наукой, и
одновременно упразднил Патриархат. Эта мера не произвела особого
смятения в
Израиле, и понятно почему. Отец Гамалиила IV, Гиллель III, подорвал
доверие
евреев к своему роду, приняв перед смертью Христианство, которое он,
для борьбы
с ним, серьезно изучал. Низложение его сына было, следовательно, почти
столь же
желательно для Синедриона, как и для императорской власти. С другой
стороны,
предшествующие указы и утверждение власти христианских Императоров
оставляли
мало надежд на спокойную работу правительства Израиля, если бы столица
его
оставалась в одной из областей, подчинённых Империи. По всем этим
причинам
Синедрион обратил свои взоры на восток, где евреи, населявшие
персидскую
империю Сассанидов, вполне процветали, и решился переместиться в
Вавилон. Это
устройство правительства еврейского народа в Вавилоне относится, если
верить
некоторым писателям, особенно аббату Шаботи в его труде
«Евреи — наши учителя»,
ко II веку нашего летоисчисления. В доказательство он приводит фразу из
заключения Гемары (Вавилонский
Талмуд), утверждающую, что Иуда
Святой в
конце II века признавал верховную власть Гуны, князя изгнания и главы
всего
Израиля, царствовавшего в то время в Вавилоне. После зрелого изучения
этого
вопроса и по причинам, которые мы считаем решающими, мы должны
отбросить это
показание. Тивериадский Синедрион, исчезнувший со страниц истории в 249
году,
после указа Феодосия оказался вновь восстановленным в Вавилоне лишь лет
через
20, в том же составе, с теми же полномочиями и той же властью, как и
ранее, его
влияние было вновь признано всеми колониями, а над ним царил один из
наследственных «Князей изгнания», происходивших,
согласно преданию, из
царственного рода Иуды, как и древние патриархи Иудеи. Этим кажущимся
упразднением и перемещением правительство еврейского народа только
избежало
надзора римских императоров, не имевших более возможности на него
воздействовать.
История
«князей изгнания» и вавилонского
Синедриона нам особенно хорошо известна из еврейских летописей,
разукрасивших
их всякими небылицами и баснями всех сортов. Род Сассанидов,
царствовавший в то
время в Персии, сперва оказывал им своё покровительство и окружал их
некоторым
блеском, но они, без сомнения, вскоре убедились, что деятельность
еврейского
правительства для них гибельна, ибо кончили тем, что приняли против
него
решительные меры: несколько «князей изгнания» было
последовательно убито.
Синедрион был рассеян и еврейские школы были закрыты. Вследствие этого
евреи
всем своим влиянием поддерживали завоевание арабов, которое, положив
конец
персидской империи, дало им возможность вновь возродиться. Сделавшись
более,
чем когда-либо могущественными, «нази» (главы
Синедриона) просуществовали под
властью калифов до 1005 года — времени, когда калиф
Кадер-Биллах, охваченный
теми же опасениями, что и прежние цари Сассаниды, велел повесить
Езеклию —
«князя изгнания» и уничтожил в своих владениях
засилие евреев. С тех пор ни сан
«князей изгнания» никогда более не был законно
восстановлен, ни Синедрион
созван; но имеются все основания думать, что еврейский народ не остался
без
центрального органа, обеспечивающего беспрерывность его племенного
единства. Ко
времени своего исчезновения вавилонский Синедрион уже давно закончил
свою
работу, начатую в Тивериаде в 190 году Иудою Святым: Талмуд, писанное
изложение
тайного фарисейского учения, был доведён до конца. Рабби Аши и его
сотрудник
рабби Абина были непосредственными продолжателями трудов Тивериадского
Синедриона; с 440 до 470 года они составили в Вавилоне
«Заключение Гемары»,
труд, ещё более подчеркивающий противообщественную сущность Талмуда,
возбуждая
племенную гордость народа и надежды всемирного
господства еврейства.
Эта работа продолжалась и после них. Собранный и
распространённый в синагогах всего мира, этот громадный
труд, над созданием которого работало более
двухсот книжников или толкователей,
увековечивал с новой силой фарисейское мышление. Таково происхождение
Талмуда,
слившегося с еврейской мыслью уже 2000 лет, и о котором можно сказать,
что он
является евангелием
лжи, мошенничества, грабежа и убийств.
По этой книге обучались все поколения евреев до наших дней и её
необходимо
знать, если мы желаем разгадать такое странное существо, каким является
еврей».
Флавиан
Бренье де Сен-Кристо. Ис.1:5 – «Во
что вас бить ещё, продолжающие
свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло».
Разминировать
поле
и зданье опасно –
Сапёр
ошибается только
однажды;
Свеча
при опасности мигом
погаснет.
Засыплет
и стёжку
тротиловой сажей.
Так сколько
же мин заложили монахи
Под чистой,
святою Евангельской верой?!
Прежде
цветения скрылись под прахом,
Смирились с
такою вселенской потерей.
Моленье
прославили, –
главная мина, –
Растяжки-каноны
возвысили в
святость.
Тысячелетней
затянуто
тиной,
В
глубины пустыни погрязли,
как в слякоть.
Ворота
затворников не прошибёшь
И
бронебойным прямою наводкой.
Подобно
Давиду не скажут, что вошь
Засела
поглубже, чем в море подлодка.
Моления,
службы несли
мертвецам,
Учили
столбами стоять,
коченея;
Канонизацией
будут бряцать,
Что
нет ничего, мол, на
свете точнее.
О
миссионерах-героях не слышно –
Без
семени-слова пустая утроба.
Натыкали
мин под рождение свыше,
Заслугой
считается Библию гробить.
Так
кто ж разминирует поле
традиций,
Пройдётся
по ним, поминутно взрывая?!
В видения
ложные сходу врубиться,
Сжигая
засохших преданий
завалы.
Минёры не в
моде, как прежде пророки,
От
книжников чёрных и солнца не видно.
Торите
скорей к благовестию тропки,
Иначе от
стада останки погибнут!
Всё
храмы да храмы… Блестят
купола,
Трезвонят
без устали по
перепонкам.
Все
признаки жизни повыжгли
дотла,
А
вера на паутиночке тонкой. 05.10.07.
ИгЛа