Вопрос
3641:
24 т.
Наши
дедушка и бабушка строго блюли посуду и из своей чашки никогда нам
не давали, если мы за время отсутствия пили из
«мирской» посуды. Что-то
подобное есть ли у евреев? Не про это
ли мытьё посуды говорил Иисус Христос?
Ответ:
Как
две капли воды сие могло быть взято из Талмуда.
(Авода
Зара).
«Рассказывали, что Рав (великий Учитель Талмуда первого
поколения, 3‑й
век) не пил в домах неевреев даже воду — из соображений, что
воду накрывать у
них не принято (а в открытую воду мог попасть змеиный яд). Такую воду,
—
рекомендуют Учителя, — нельзя выливать в общественном месте,
нельзя мыть ею
пол, нельзя замешивать на ней глину, мыть ею руки, ноги и всё тело,
особенно,
если на теле есть раны, нельзя поить ею животных — ни своих,
ни чужих. Кроме — кошки.
Кошке разрешается дать такую воду, ибо ей змеиный яд не вредит. Это
решение
было принято на основе такого правила: если еврей отправляет вино,
рыбий жир и
солёную рыбу с самаритянином, пользоваться этими продуктами можно, если
они
запечатаны и печать не нарушена. Если евреи будут пить их пиво,
— поясняет Рами
бар Хама (Учитель Талмуда в Вавилоне, 4‑й век), — это может
привести к
сближению, в результате которого не исключена ситуация, что юноша из
еврейской
семьи захочет жениться на дочери идолопоклонника.
И
ещё рассказывают, раву Ахаю приносили пиво
домой, и он пил это пиво, не спрашивая, где его взяли. Это
свидетельствует о
том, — подчеркивает Талмуд, что рав Папа и рав Ахай, вслед за
Рами бар Хамой,
объясняли запрет на пиво идолопоклонников социологическими причинами. И
поскольку они пили пиво у себя дома, то и опасений
“сблизиться с семьей” того
или иного идолопоклонника у них не было… Но почему евреям
нельзя использовать
эти сосуды? Потому что, — поясняет Талмуд, — в них
разливали вино, предназначенное
для ритуалов служения идолам. Можно ли использовать в бытовых целях
черепки от
этих сосудов? — спрашивает Талмуд. Скажем, подкладывать их
под ножки кровати...
Можно, — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей
Мишны, 1‑й
век). Нельзя, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель
Талмуда в Эрец
Исраэль, 3‑й век).
Но
ведь в случае, когда вино еврея налито в
бурдюк идолопоклонника, пить его нельзя, но использовать в иных целях и
вино и
бурдюк — разрешается, — дают возражение на точку
зрения раби Йоханана другие
Учителя. Речь идёт о запрете делать из них попону для осла, —
объясняет Рабан
Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина
— Высшего Суда, 2‑й
век). — То есть в данном случае говорится об использовании
бурдюка не по
назначению, но и это запрещается. По аналогии нельзя подкладывать под
ножки
кровати и черепки от сосудов, принадлежащих идолопоклонникам. Когда
еврей
приносит в дом бурдюк идолопоклонника, — уточняет Рава
(величайший Учитель
Талмуда четвертого поколения; 4‑й век), — есть вероятность,
что в
какой-то момент он использует его на заплатку для собственного, когда
тот
порвется. Здесь же Талмуд обсуждает и другое положение Мишны (см. обзор
листа 29), которое запрещает пользоваться шкурой животного,
если в ней
есть прореха в области сердца (что указывает на то, что животное, о
шкуре
которого мы говорим, принесли в жертву идолу). Если дырка —
круглая, шкуру
использовать нельзя, — вносит свою лепту в обсуждение этой
проблемы Рабан Шимон
бен Гамлиэль, — если продолговатая — можно...
Приводит Талмуд и такой случай.
Один знатный вавилонский вельможа отобрал у евреев города Пумбедита
глиняные
сосуды. Держал в них вино, а потом — вернул.
Спросили
евреи у рава
Иегуды (амора
второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3‑й
век): «Что нам теперь делать с этими сосудами».
Ответил им рав Иегуда:
«Поскольку такие сосуды для длительного хранения жидкости не
предназначены,
достаточно промыть их водой и ими можно будет пользоваться».
Можно
ли пить из глиняных
чаш, из которых пили идолопоклонники? — спрашивает Талмуд.
«Можно», — отвечает
рав Аши.
«Нельзя»,
— говорит раби
Аси (Учитель Талмуда в Эрец
Исраэль; 4‑й век). Если еврею
достались от идолопоклонника чаши, стенки которых покрыты белой или
черной
эмалью, пить из них разрешается, — вносит свои уточнения рав
Звид. — Если —
зеленой, пить из них запрещено. Ибо состав зеленого красителя делает
внутреннюю
поверхность чаш более пористой, и вино впитывается в их стенки... И
еще: если
на стенках чаш есть трещины, использовать их после идолопоклонников,
независимо
от цвета эмали, запрещается...
На нашем
листе сказано, что многие Учителя в этом вопросе открывали иную грань
Истины и
разрешали извлекать выгоду из рыбьего жира, приготовленного
профессиональным
поваром-неевреем, ибо специалист не станет подмешивать в него вино. При
условии, что его извлекают из той же рыбы не более двух раз,
— подчеркивает
Авими бар раби Абагу. — Если больше, такой рыбий жир
использовать евреям
запрещается. Ибо уже на третий раз в рыбе остается не так много жира и
даже
специалисту приходится разбавлять его вином. По этому поводу Талмуд
рассказывает такую историю. В порт Акко прибыл корабль, гружёный рыбьим
жиром.
И раби Аба тут же отправил на этот корабль специальных наблюдателей
—
проследить, чтобы никто не подмешал в жир вино. «Разве до сих
пор его
кто-нибудь охранял? - спросил Рава (величайший Учитель Талмуда
четвертого
поколения; 4‑й век). — Быть может, еще в пункте отплытия в
него успели
добавить вино. «За это я не беспокоюсь»,
— ответил ему раби Аба. «В том месте,
откуда прибыл корабль, вино стоит в четыре раза дороже рыбьего жира.
Это только
у нас вино дешевле, чем рыбий жир. Поэтому у нас есть
опасения» «Но они могли
сделать остановку в порте Цор (Ливан), — заметил раби
Ирмиягу, - а там рыбий
жир продают по такой же цене, что и вино». «Вряд ли
они избрали такой маршрут,
он слишком тяжел для мореплавателей», — сказал раби
Аба. На примере этого
рассказа мы можем убедиться, настолько детально обсуждали наши Учителя
все
обстоятельства, прежде чем дать разрешение на использование того или
иного
продукта... В частности, выдвигают на обсуждение такой вопрос: может ли
еврей
использовать в бытовых нуждах навоз (скажем, в качестве удобрения),
образовавшийся во дворе идолопоклонника. И дают ответ: можно
использовать навоз
из стойла быка, который совершил преступление и приговорен к казни (к
примеру,
бык убил человека и его должны забить камнями); но из стойла теленка
— нельзя,
ибо теленок, вполне вероятно, готовится в жертву идолам. Это правило,
—
отмечает Талмуд, — вытекает из положения Мишны, в котором
содержится запрет на
всё, что может иметь отношение к ритуалу служения идолам.
Но
почему же тогда нет
запрета на извлечение какой-либо выгоды из рыбьего жира, изготовленного
идолопоклонниками с примесью вина (как мы знаем, принимать такой рыбий
жир
еврею запрещено — подробнее см. обзор листа 34)?
Ведь вино — это точно
известно — в таких ритуалах используется. Потому, —
отвечают наши Учителя, —
что в нём примесь вина незначительна. “...Мне твоя близость
приятней вина...”
(Танах, Шир а‑Ширим
— “Песнь песней”, гл. 1,
ст. 2), —
цитирует раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1‑й
век).
И дает этим словам разъяснение. Здесь речь идет о еврейском народе,
который
сказал пред Всевышним — “приятней вина Торы мне
слова мудрецов Твоих”.
Лев.10:10
– «чтобы вы
могли отличать
священное от несвященного и нечистое от чистого».
Иез.44:23 – «Они
должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять
им, что
нечисто и что чисто».
Специалисты
в
каждом деле нужны,
Их
ценят, больше платят и
прощают;
Гид
настоящий не вслепую
кружит,
Глядишь,
и во главе, уже
начальник.
И спорить
нечего о том общеизвестном,
Как ищем
лучшего врача и друга;
С таким,
как принято, пойдём в разведку вместе,
В беде не
бросит раненным с испугу.
Жизнь
переводит стрелки к
небесам,
Когда
решимся устремиться к
небу;
Здесь
для души специалист
ты сам,
Не
ошибиться за Христом по
следу.
К чему-то у
ребёнка ранний интерес,
Авторитетом
станет много позже;
Прославится
он мастером окрест,
Хотя по
этой области, быть может, сложно.
Один
в одном, а кто-то и в
другом
Достигнет,
может статься, и
вершины.
Без
знания Писанья не
взойдём,
Слепцы
духовные там путь не
завершили.
Главнее
главного — познать спасенья путь,
А он, тот
путь, по Библии доступен;
Не
покусись, беспечный, куда-то отвернуть,
Такой
погиб, лишь на начало вступит.
Из
тьмы, из леса вывести
других
Дано
не каждому, но ищущим
свободу.
Из
выведенных есть и
злейшие враги,
Нас
в перекрестье
снайперски наводят.
Быть
затоком открытых мыслей Бога
Есть
величайшее искусство, суперценность.
Всем
сбившимся с пути укажут на дорогу,
Снабдят
инструкцией, чтоб оказаться целым.
Разряд
воителя умейте
повышать
По
блёсткам приоткрывшихся
пророчеств.
Кто
по Христу примеривает
шаг,
Тем самый
дальний путь окажется короче. 02.04.07.
ИгЛа