Вопрос
3644:
24 т.
Русские
понаслышке про кошерную пищу сторонятся, как заразы этой надписи.
Что им можно сказать, и нужно ли
бояться еврейских знаков, приравнивая
такую
пищу к идоложертвенной?
Ответ:
Так
считать можно только в отместку, как дети поступают, когда их назовут
глупыми, а они в ответ: «А ты сам дурак!»
Еврейский
знак о чистоте пищи – очень даже точно и верно показывает,
что она более
безопасна, она не соприкасалась с заразой. Этому не следует придавать
такой
мистический смысл, как они делают, устрояя
из
определения пищи целую систему мелочных придирок.
(Авода
Зара
). «В Мишне
нашего листа сказано: Вино, выжатое
идолопоклонником из винограда, разрешено для употребления до тех пор,
пока оно
не слито из виноградного пресса (давильни, в которой из винограда
выжимают сок)
в специальный резервуар. Попав в резервуар, оно становится запрещённым.
Разрешается
давить виноград
(даже если пресс считается ритуально нечистым) вместе с
идолопоклонником, но
при условии, что гроздья в давильню положил идолопоклонник. Но если
еврей давит
виноград некошерным
прессом, нельзя выжимать вино
вместе с ним; разрешается лишь приносить и уносить бочки для его вина.
Нельзя
месить тесто вместе с пекарем в некошерной
пекарне,
но можно помогать ему
ставить вылепленные из этого
теста
изделия в печь... Однако,
сам раби
Натан запрещал продавать вино, которого идолопоклонник коснулся именно
рукой, а
виноград в давильне, выжимая из него сок, как известно, давят ногами.
Рассказывает Талмуд по этому поводу и другую историю. На этот раз дело
было в
городе Бирам.
Некий идолопоклонник забрался на
пальму, чтобы сорвать с нее ветвь. Спускаясь вниз, он случайно коснулся
пальмовой ветвью, которую он держал в это время в руке, кошерного вина.
Владелец вина пришёл к Раву
(великий Учитель Талмуда
первого поколения, 3‑й век), чтобы спросить, что делать теперь с этим
вином. Это вино можно продать неевреям,
— сказал Рав.
То есть разрешил извлечь из него выгоду. Узнав об
этом, рав
Каѓана
и рав
Аси спросили Рава:
«Разве не
вы постановили, что даже новорождённый ребенок идолопоклонника,
коснувшись
вина, делает его запрещённым, хотя как будто бы очевидно, что дитя дотронулось
до вина без каких бы то ни было
намерений?
Почему это вино, к которому, пусть — случайно, прикоснулся
взрослый
идолопоклонник, вы разрешили использовать?» «По
поводу вина, к которому
случайно прикоснулся идолопоклонник, я говорил, что его нельзя пить,
— ответил
им Рав,
— но по поводу того, что его нельзя как-то
использовать, я ничего не сказал».
Приводит
Талмуд и другую историю. Однажды
спросили у рава
Каѓане:
можно ли использовать вино, если при его изготовлении идолопоклонник
подавал
виноград в давильню? Нельзя, — ответил рав
Каѓане,
— ибо в данном случае не исключается ситуация, что
идолопоклонник, подавая в давильню виноград, все-таки коснулся выжатого
сока и
сделал его запрещённым. Понятно, что существует лишь вероятность
возникновения
подобной ситуации. Но наши Учителя, как мы видели, стараются, как
правило,
оградить людей от соблазнов и невольно совершенных проступков. Поэтому
и сама
вероятность служит для них достаточным поводом для запрета. Рав
Каѓане
подразумевал ситуацию, когда вопрос ему задают
еще до того, как приступить к изготовлению вина, и винодел сомневается,
стоит
ли ему, например, приглашать в помощники (подавать в давильню виноград)
идолопоклонника. Поэтому он и советует не делать этого, чтобы в будущем
избежать каких бы то ни было проблем.
Однажды,
— рассказывает
Талмуд, — у одного еврея глиняная бочка с вином по вертикали
раскололась
надвое. Вовремя подоспевший идолопоклонник успел соединить части бочки
и спас
ее содержимое. Что же, спрашивается, делать с этим вином? Еврей не
должен его
пить, — говорит Рафам
бар Папа, — но может продать
идолопоклонникам. Было бы действительным такое решение, если бы бочка в
аналогичной
ситуации раскололась по горизонтали? — спрашивает Талмуд. И
отвечает: в этом
случае вино остается кошерным и пригодным для питья, ибо
идолопоклоннику
пришлось бы лишь удерживать половины бочки — одна на другой.
Вино (изготовленное
из винограда идолопоклонника), которое хранится в бочках в его
складском
помещении, кошерно, если это складское помещение расположено неподалеку
от
дороги города, где живут евреи и неевреи,
и хорошо
просматривается с ее проезжей части. В противном случае пить вино и
торговать
им евреям запрещается. Если идолопоклонник написал расписку, в которой
указано,
что он получил с еврея деньги за вино (то есть, что вино —
выкуплено), это вино
считается кошерным...
Почему
Мишна
выдвигает такое “странное” условие? Разве
местонахождение складского помещения
может повлиять на кошерность
вина? Талмуд поясняет: в
ситуации, когда склад, где хранится вино, виден с дороги, владеющий им
идолопоклонник не будет входить в складское помещение
и не притронется к вину, опасаясь, что проезжающие мимо люди заметят
его,
объявят вино некошерным
и он потеряет
клиентов-евреев. Талмуд выдвигает на обсуждение новую ситуацию. Еврей
держал
кошерное вино в гостинице. И вот видят люди — сидит
идолопоклонник среди бочек
с этим вином. Как поступают в таком случае?
Если
идолопоклонника поймали в момент, когда
он хотел налить себе из бочки вина, это вино остается кошерным,
— говорит Рава.
— Ибо сделать с ним что-либо он не успел. Если же о
том, что идолопоклонник что-то возился у бочек, узнали постфактум,
пользоваться
этим вином запрещается... Рассказывают, что однажды люди услышали рев
льва,
который раздавался из ямы, где давили вино. Испугавшись, идолопоклонник
спрятался среди бочек с кошерным вином. Спросил Раву
еврей — хозяин вина:
«Что
мне теперь с этим
вином делать?» Ответил Рава:
«Ничего с твоим вином не
произошло. Если бы идолопоклоннику и пришло в голову воспользоваться
ситуацией,
он на это всё равно не решился бы, полагая, что и ты прячешься где-то
поблизости и видишь его». Выявив в ситуациях общие черты,
выведем правило:
кошерное вино остается кошерным, если идолопоклонник, который крутился
возле
него, не может быть уверен, что его манипуляции с этим вином не будут
замечены.
В противном случае, пользоваться этим вином еврею запрещено».
Гал.4:10-11
– «Наблюдаете
дни, месяцы, времена и годы.
Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Кол.2:20-23
– «Итак,
если вы со
Христом умерли для стихий мира, то для чего
вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не
прикасайся», «не вкушай»,
«не дотрагивайся» - что все истлевает от
употребления, - по заповедям и учению
человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении,
смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении
плоти».
Страх
Божий
поселился при Адаме,
Бог
преподал урок всего
один,
Коль
съест запретное,
навек погибнет в сраме,
Да
будет
той угрозою водим.
Угроза
смертью не была
напрасной,
Она
проникла в уши и в
окрестность,
Боятся
человека даже барсы,
Хвосты
поджавши, утишают зверство.
Страх
Божий – мудрости
начало,
Не
унижающий,
возвысивший святых,
При
нём бы мы ласкались, не
рычали,
Не
презирали нищих и
слепых.
Над всеми
Бог, Всемирный Судия,
Вложивший
в душу совесть человеку;
С
благоговением такие
на Творца
глядят,
За страх и
будут получать отметку.
К
заглохшей совести Писанье
на подмогу,
До
чувствованья во Христе
тянуться.
Чтоб
древо
запрещённое не трогать
И
одобрять в себе святое
чувство.
Боязнь
любимому хоть чем-то досадить,
Страх
потерять его расположенье.
И в том
любовь – в душе цветут сады,
Окончит
жизнь такой
без сожаленья.
Страх
Божий жизнь продляет
простецу,
Неохраняемый
объект не
загорится,
На
кладбище надгробья не
снесут,
Не
вырвут в биографии
страницы.
Со страхом
поприще свершивши, завершить,
Боясь
нарушить заповедь Господню.
Таким не
главное — дворцы и гаражи,
Печь
разожжённая их не сожжёт в исподнем.
Испросим
страха Божия
стране,
Не
браться за оружие, не
клясться.
Нет
ничего надёжней и
верней –
При страхе
потушить удастся
страсти. 13.04.07.
ИгЛа
|