Православный форум Игнатия Лапкина.
 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры


ответа по темам:

1. Бесы, колдовство
2. Библия
3. Богослужение
4. Болезнь
5. Грядущий суд
6. Вера
7. Взаимоотношения
8. Душа человека
9. Война, служба в армии
10. Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13. Дети, лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси, секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19. Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22. Лапкин, книги
23. Литература, искусство
24. Молитва
25. Монашество
26. Мощи
27. Мусульманство
28. Обращение ко Христу
29. Община
30. Объединение
31. Патриархия
32. Пища, посты
33. Покаяние
34. Политика
35. Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38. Промысл Божий
39. Проповедь, благовестие
40. Работа
41. Разбор выступлений
42. Разное
43. Рождение
44. РПЦ
45. Русский язык
46. Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50. Старообрядчество
51. Суды
52. Христос, Бог
53. Царство небес, Рай
54. Царь
55. Церковь

Православный форум Игнатия Лапкина

Вопрос 3646

Вопрос 3646: 24 т. 

Какое представление о Суде Божьем у евреев, воспитанных на Талмуде, и схоже ли с нашим, христианским?

Ответ: 

Если по Ветхому Завету, то это и есть наше убеждение. Дан.12:2 – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Новый Завет только более высвечивает суть. 1Фесс.4:15 – «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших». Мф.25:34 – «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

И вот как ожидают увидеть евреи:

(Авода Зара). «За три дня до праздников идолопоклонников (еврею) запрещается вступать в переговоры с ними, одалживать им (вещи) или брать у них (вещи) в долг, одалживать им деньги или брать у них деньги в долг, возвращать им долги или принимать у них деньги, отданные в долг... Далее Талмуд приводит удивительный рассказ о том, как в духовных мирах Всевышний обосновывает своё решение отказать в уделе в олам а‑ба (в мире грядущем, в Ган Эдене) тем, кто отказался принять законы Торы, то есть — идолопоклонникам. После кульминационного периода человеческой истории — возвращения всего еврейского народа в Эрец Исраэль, когда наступит эра Машиаха (мессии) и будет восстановлен (Третий) Иерусалимский Храм — и перехода в Седьмое тысячелетие, Творец мира демонстрирует всему человечеству свиток Торы и говорит: “Тот, кто искал Истину в Торе — пусть придёт и получит награду”. Тут предстал перед ним малах (ангел), олицетворяющий в высших мирах Империю Рима, и сказал: “Мы (римляне) открыли по всей империи торговые рынки, общественные бани и накопили огромный капитал (валютные резервы) из золота и серебра. И всё это мы сделали для того, чтобы евреи могли спокойно учить Тору (то есть в поисках Истины — и наша заслуга)”. Ответил ему (малаху) Всевышний: “Неужели вы так глупы (чтобы считать, что сможете Меня обмануть)? Всё, что вы создавали, старались вы для себя. Торговые рынки были нужны вам, чтобы рядом разместить публичные дома, общественные бани — чтобы самим нежиться в них, а то, что вы владели золотом и серебром — лишь видимость, ибо всё принадлежит Мне”. Услышав эти слова, малах Рима ушёл пристыжённый.

 И тут появился малах Персии и сказал: “Много мостов мы, персы, построили; много крупных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И всё — только для того, чтобы еврейский народ мог спокойно заниматься Торой”. И прозвучал на это ответ Всевышнего: “Всё, что вы делали — вы делали для себя. Мосты строили — чтобы взимать пошлины, города захватывали — чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня”. Ушёл пристыженный и малах персов.

И так все народы предстали перед Всевышним, и каждый выдвигал свой довод и получал ответ, подобный тому, что получили римляне и персы. Если другие народы слышали, что Творец ответил римлянам и персам — на что же они надеялись, выдвигая свои доводы? — спрашивает Талмуд. И отвечает: каждый народ мог указать на период времени, когда он хорошо относился к евреям и надеялся, что это поможет ему оправдать идолопоклонство. И ещё спрашивает Талмуд: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? И отвечает: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха.

 А теперь подведём некоторые итоги. 1. Строительство “материальной базы” народа (империи, государства) не может служить оправданием отсутствия связи с Всевышним. 2. Если такая связь отсутствует, любое достижение (прогресс) несёт в себе потенциал отрицательного влияния на существование человечества.

3. Хорошее отношение к еврейскому народу может быть поводом для награды в духовном мире, но не в состоянии “перевесить” поклонение любой силе, кроме — Всевышнего… Талмуд рассказывает: Сказали народы мира Всевышнему: “Но вот евреи, о которых Ты так хорошо говорил — разве были они верны Торе?”. Ответил Всевышний: “Я сам свидетельствую, что они (как народ) остались верны Торе”. “Разве отец имеет право свидетельствовать о сыновьях? — возразили на это народы. — Ведь сам Ты указал в Торе — Сын мой, первородный — народ Израиля” (Шемот, гл. 4, ст. 22). Согласился с ними Всевышний и произнёс: “Пусть Небо и Земля свидетельствуют о них”. Но и на это возразили народы: “Небо и Земля — необъективные, заинтересованные свидетели. Ибо сообщает пророк Иермиягу — “Если бы не Мой Союз (с евреями, т.е. — Тора), который выполняется и день и ночь, Я бы не определил законы (Природы) Неба и Земли” (гл. 33, ст. 25). И с этим согласился Всевышний и сказал: “Среди вас самих есть свидетели, что евреи всегда оставались верны Торе”. Далее в Талмуде перечисляются имена известных людей (неевреев) разных поколений, на глазах которых отдельные евреи проявляли абсолютную верность законам и идеалам Торы. И среди прочих называет имена Нимрода (он же — император Хаммураби), Невухаднецара (император Вавилонии), Дарьяваша (Дарий Второй — император Персии) и т.д. Но народы отказались “признать поражение” и сказали: “Правитель мира! Дай нам ещё шанс, и мы будем соблюдать (на этот раз) законы Торы”. Ответил им Всевышний: “Неужели вы настолько глупы? Только тот, кто трудился все шесть дней недели, может подготовить всё необходимое для празднования Шаббата (седьмого дня)”.

 То есть Он сказал им, что в их распоряжении были шесть тысяч лет от сотворения мира, но они не выполняли Волю Творца. Как же могут они надеяться перейти в седьмое тысячелетие — на удел в будущем мире. И всё же Всевышний решил не лишать их шанса на исправление и сказал: “Есть в Торе одна заповедь, не требующая даже материальных жертв. Идите и попробуйте исполнить её. Заповедь эта — построить сукку (простенький шалаш с ветками вместо крыши) и сидеть в ней семь дней праздника Суккот”. Не мешкая, отправились народы строить, и каждая семья сделала для себя сукку. Сели все, каждый — в своей сукке, и тут температура воздуха повысилась, и стало так жарко, как в самые знойные летние дни (иногда бывает такое в Эрец Исраэль, несмотря на то, что праздник Суккот наступает обычно в конце сентября — начале октября). Но крыша сукки по правилам — “дырявая” и от жары не защищает. Встали все и, “хлопнув дверями” своих шалашей, скрылись в прохладных домах. Так что не удалась и “вторая попытка” принять и выполнять законы Торы. Но ведь и по законам Торы, если человеку мучительно находиться в сукке (из-за дождя, холода или жары), он имеет право, даже — обязан (!) покинуть ее? — спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда, 4‑й век). Безусловно, при неблагоприятных обстоятельствах еврей уходит из сукки, — объясняет Талмуд. Но разве “хлопает он при этом дверью”? — Нет, он уйдёт из сукки, опустив голову от стыда, что возникла ситуация, лишившая его возможности выполнить заповедь.

 Этот рассказ Талмуд заканчивает так: “Когда произошло (с народами мира) то, что произошло, впервые воцарилась радость на Небе”. Подводя итоги, разъясним значение финальной фразы рассказа. От сотворения мира и до того момента, причины — почему был избран еврейский народ, не были очевидны и ясны “всему Творению”. Более того, всегда существовали те или иные основания для сомнений в справедливости решения Творца именно на евреев возложить самую ответственную миссию в истории человечества. И это “бросало тень” на справедливость всего Устройства мира. Но после этого длинного диалога в духовных мирах (мы привели здесь лишь его часть), Высшая Справедливость стала ясна всему Творению, что и позволило завершить период материалистической истории человечества... Отметим, что речь идёт о нашем будущем, но в высших мирах оно уже существует. Поэтому Талмуд рассказывает о нём в прошедшем времени…

В Танахе, в частности, сказано: “И будет в тот день — Я попрошу уничтожить все народы...” (книга пророка Захарии, гл. 12, ст. 9). К кому Всевышний обращается с просьбой? — спрашивает раби Александри. И объясняет: здесь имеется в виду, что Всевышний попросит у народов списки их заслуг; если заслуги найдутся — народ будет спасён, если заслуг не найдётся — народ будет уничтожен. Талмуд подчеркивает, что, выражая свою Волю, Всевышний особый счёт предъявляет к евреям, как сказано в Танахе: “Грех, грех, грех возложу...” (книга пророка Иехезкеля, гл. 21, ст. 32). Что это значит? Раскрывая смысл этой фразы, Талмуд говорит, что евреи будут получать наказание за каждое нарушение заповедей. Но и соблюдение мицвот (заповедей), даже незначительное, будет занесено в общий счёт заслуг. И если будут евреи молиться — придёт к ним спасение.

 Записано в Танахе: “Я сказал — выкуплю их, а они говорили про Меня ложь” (книга пророка Ѓошеа, гл. 7, ст. 13).

Талмуд разъясняет эту фразу так: евреи, теряя своё имущество (ложно) утверждали, что Всевышний оставил их, но, по Воле Творца, они лишались материальных благ — во искупление, ещё в этом мире, их проступков, чтобы удостоились они удела в Будущем мире. Разъясняя смысл пророчеств в Танахе, Талмуд рассказывает такую историю. Было, что в присутствии неввреев прославлял раби Абаѓу (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль; начало 4‑го века) рава Сафру, говоря, что он — признанный и великий мудрец. Эти слова так подействовали на аудиторию, что рава Сафру на 13 лет освободили от уплаты налогов. Однажды встретил рав Сафра группу идолопоклонников, и они попросили его растолковать им смысл фразы: “Только вас я знал из всех семей земли, поэтому взыщу с вас за ваши проступки” (Танах, книга пророка Амоса, гл. 3, ст. 2). — Разве будет кто-либо, даже в гневе, наказывать своего самого близкого друга? — недоумевали они. Но ничего не ответил им рав Сафра, промолчал. Тогда накинулись они на него и стали над ним издеваться. Шёл мимо раби Абаѓу и, увидев отвратительную сцену, спросил: «Почему вы издеваетесь над ним?» Ответили они ему:

«Ты говорил, что он — мудрец, а он не может разъяснить нам даже фразу из пророков». «Я подразумевал, что он — большой специалист в Талмуде, но про Письменную Тору ничего не говорил», — сказал им раби Абаѓу, пытаясь оградить коллегу от хулиганов. «Тогда ты объясни» — обратилась эта группа к раби Аба у. «Приведу вам пример, — начал своё объяснение раби Абаѓу. «Некий человек дал двоим людям деньги в долг. Один из должников был его другом, другой — врагом. С друга он взыскивал долг понемногу, а с врага хотел получить сразу всю сумму... Так и Всевышний. С евреев он взыскивает за каждое нарушение, чтобы не получили они сразу тяжкое наказание... Сказано в Торе: “Недостойно Тебе делать так — убивать праведника вместе со злодеем” (Берешит, гл. 18, ст. 25). Говорил Авраам Всевышнему: недостойно убивать и праведника и злодея. Но ведь и в Танахе написано: “И уничтожу в народе твоём праведника и злодея” (книга пророка Иехезкеля, гл. 21, ст. 8). Речь идёт о неполных праведниках, — объясняет Талмуд. — И получают наказание даже те, кто выполняет заповеди Торы. За то, что могли остановить других, воспрепятствовать их нарушениям, но не остановили. Рассказывает Талмуд и такую историю:

 Знали мудрецы, что Всевышний гневается в три первых часа после восхода солнца, когда у петуха белеет гребешок. И вот как-то раз решил раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3‑го века) проклясть одного иноверца, который уж очень ему докучал. Взял он в руки курицу и стал ждать, когда побелеет её гребень. Ждал-ждал, да и задремал — как раз когда наступил нужный момент. «Милость Всевышнего распространяется на все Его создания, — говорил он потом. — Дурное задумал я, и Творец этого не допустил». Всевышний гневается утром, когда цари земные возлагают на головы короны и поклоняются солнцу, — объяснял раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны; 2‑й век). Не стоит в одиночку читать в первые три утренних часа праздника Рош а‑Шана молитву Мусаф, — говорит рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4‑го века). — Ибо как раз в это время все создания предстают перед Судом, и вина одиночки может перевесить его заслуги. Но тогда, быть может, и в общем собрании евреев не следует читать эту молитву в это время? — задается вопросом Талмуд. И отвечает: много людей — много и заслуг, и проступки отдельного человека не перевесят их число... Мы должны быть благодарны нашим праотцам за их проступки, — отмечает Реш Лакиш (ученик, а позднее — коллега раби Йоханана; великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3‑й век). — Если бы они не ошибались, мы не появились бы на свет. То есть, если бы они не грешили, люди, подобно ангелам, не могли бы рожать детей. В Торе есть такая фраза: “...Это — книга истории Адама”. Разве у Адама была книга? — спрашивает Талмуд. И объясняет: Всевышний показал Адаму последующие поколения и Учителей Торы и, когда дошёл до раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2‑й век), порадовался его глубоким познаниям в Торе и опечалился по поводу его смерти. И сказал тогда Адам: “И мне дороги приблизившиеся к Тебе, Всевышний” (Теилим, гл. 139, ст. 17). Не придёт сын Давида (Машиах), пока не спустятся с Небес в тела все души, — говорит раби Йоси (ученик раби Акивы, великий Учитель Мишны; 2‑й век). То есть Машиах не придёт до тех пор, пока не родятся все поколения сынов Израиля. Талмуд обсуждает позицию, суть которой состоит в том, что создание золотого тельца привело в мир смерть. Евреи приняли Тору для того, чтобы ангел смерти обрел власть над ними, — говорит раби Йоси. Применив метод сравнительного анализа, Талмуд приходит к выводу, что слово “смерть” в данном случае обозначает четыре “дефекта”, которые могут быть у людей. Это — бедность, слепота, проказа и бездетность». 2Кор.5:10 – «ибо всём нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое». Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».

 

«Страшный Суд!» – говорим,

А живём мы на этом свете,

Краской лжи наложивши грим, пожилые и малые дети,

Если верим, что Суд, окончательный приговор будет.

Дело каждого там принесут, и по правде законной рассудят.

Ангел Божий по небу летит, Кодекс жизни он держит в руках,

По нему нам и надобно жить, Чрез него наученье и страх.

Это слово – святой благовест, Словом проповеди звучит,

Им прикрыт усталый пловец, Для него он - и меч, и щит.

«Страшный Суд» – говорим, А живём мы на этом свете,

Если с жизни сорвать весь грим,

То суда будто вовсе и нету.                       Тюрьма. 1980 г.














 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры
Яндекс цитирования Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU сайт Игнатия Лапкина сайт Игнатия Лапкина