Вопрос
3646:
24 т.
Какое
представление о Суде Божьем у евреев,
воспитанных на Талмуде, и
схоже ли с нашим, христианским?
Ответ:
Если
по Ветхому Завету, то это и есть наше убеждение. Дан.12:2
– «И
многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,
другие на
вечное поругание и посрамление».
Новый Завет только более высвечивает
суть. 1Фесс.4:15
– «Ибо
сие говорим вам словом Господним, что мы
живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших».
Мф.25:34
– «Тогда
скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от
создания мира».
И
вот как ожидают увидеть
евреи:
(Авода
Зара). «За
три дня до праздников идолопоклонников (еврею) запрещается вступать в
переговоры с ними, одалживать им (вещи) или брать у них (вещи) в долг,
одалживать им деньги или брать у них деньги в долг, возвращать им долги
или
принимать у них деньги, отданные в долг... Далее Талмуд приводит
удивительный
рассказ о том, как в духовных мирах Всевышний обосновывает своё решение
отказать в уделе в олам а‑ба
(в мире грядущем, в Ган Эдене)
тем, кто отказался принять законы Торы, то есть —
идолопоклонникам. После
кульминационного периода человеческой истории — возвращения
всего еврейского
народа в Эрец Исраэль,
когда наступит эра Машиаха (мессии) и будет
восстановлен (Третий) Иерусалимский Храм — и перехода в
Седьмое тысячелетие,
Творец мира демонстрирует всему человечеству свиток Торы и говорит:
“Тот, кто
искал Истину в Торе — пусть придёт и получит
награду”. Тут предстал перед ним малах
(ангел), олицетворяющий в высших мирах Империю Рима, и сказал:
“Мы (римляне)
открыли по всей империи торговые рынки, общественные бани и накопили
огромный
капитал (валютные резервы) из золота и серебра. И всё это мы сделали
для того,
чтобы евреи могли спокойно учить Тору (то есть в поисках Истины
— и наша
заслуга)”. Ответил ему (малаху)
Всевышний: “Неужели вы так глупы (чтобы
считать, что сможете Меня обмануть)? Всё, что вы создавали, старались
вы для
себя. Торговые рынки были нужны вам, чтобы рядом разместить публичные
дома,
общественные бани — чтобы самим нежиться в них, а то, что вы
владели золотом и
серебром — лишь видимость, ибо всё принадлежит
Мне”. Услышав эти слова, малах
Рима ушёл пристыжённый.
И
тут появился малах
Персии и сказал:
“Много мостов мы, персы, построили; много крупных городов
захватили и вели
множество оборонительных войн, защищая империю. И всё —
только для того, чтобы
еврейский народ мог спокойно заниматься Торой”. И прозвучал
на это ответ
Всевышнего: “Всё, что вы делали — вы делали для
себя. Мосты строили — чтобы
взимать пошлины, города захватывали — чтобы наложить дань для
вашего
императора; а что касается оборонительных войн — победа в них
зависит от Меня”.
Ушёл пристыженный и малах
персов.
И
так все народы предстали
перед Всевышним, и каждый выдвигал свой довод и получал ответ, подобный
тому,
что получили римляне и персы. Если другие народы слышали, что Творец
ответил
римлянам и персам — на что же они надеялись, выдвигая свои
доводы? — спрашивает
Талмуд. И отвечает: каждый народ мог указать на период времени, когда
он хорошо
относился к евреям и надеялся, что это поможет ему оправдать
идолопоклонство. И
ещё спрашивает Талмуд: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия?
И
отвечает: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до
прихода
Машиаха.
А
теперь подведём некоторые итоги.
1. Строительство “материальной базы”
народа (империи, государства) не
может служить оправданием отсутствия связи с Всевышним.
2. Если такая
связь отсутствует, любое достижение (прогресс) несёт в себе потенциал
отрицательного влияния на существование человечества.
3. Хорошее
отношение к
еврейскому народу может быть поводом для награды в духовном мире, но не
в
состоянии “перевесить” поклонение любой силе, кроме
— Всевышнего… Талмуд
рассказывает: Сказали народы мира Всевышнему: “Но вот евреи,
о которых Ты так
хорошо говорил — разве были они верны Торе?”.
Ответил Всевышний: “Я сам
свидетельствую, что они (как народ) остались верны Торе”.
“Разве отец имеет
право свидетельствовать о сыновьях? — возразили на это
народы. — Ведь сам Ты
указал в Торе — Сын мой, первородный — народ
Израиля” (Шемот,
гл. 4, ст. 22). Согласился с ними Всевышний и
произнёс: “Пусть Небо и
Земля свидетельствуют о них”. Но и на это возразили народы:
“Небо и Земля —
необъективные, заинтересованные свидетели. Ибо сообщает пророк Иермиягу
— “Если
бы не Мой Союз (с евреями, т.е. — Тора), который выполняется
и день и ночь, Я
бы не определил законы (Природы) Неба и Земли”
(гл. 33, ст. 25). И с
этим согласился Всевышний и сказал: “Среди вас самих есть
свидетели, что евреи
всегда оставались верны Торе”. Далее в Талмуде перечисляются
имена известных
людей (неевреев) разных поколений, на глазах которых отдельные евреи
проявляли
абсолютную верность законам и идеалам Торы. И среди прочих называет
имена
Нимрода (он же — император Хаммураби), Невухаднецара
(император Вавилонии),
Дарьяваша (Дарий Второй — император Персии) и т.д. Но народы
отказались
“признать поражение” и сказали:
“Правитель мира! Дай нам ещё шанс, и мы будем
соблюдать (на этот раз) законы Торы”. Ответил им Всевышний:
“Неужели вы
настолько глупы? Только тот, кто трудился все шесть дней недели, может
подготовить всё необходимое для празднования Шаббата (седьмого
дня)”.
То
есть Он сказал им, что в их распоряжении
были шесть тысяч лет от сотворения мира, но они не выполняли Волю
Творца. Как
же могут они надеяться перейти в седьмое тысячелетие — на
удел в будущем мире.
И всё же Всевышний решил не лишать их шанса на исправление и сказал:
“Есть в
Торе одна заповедь, не требующая даже материальных жертв. Идите и
попробуйте
исполнить её. Заповедь эта — построить сукку
(простенький шалаш с
ветками вместо крыши) и сидеть в ней семь дней праздника
Суккот”. Не мешкая,
отправились народы строить, и каждая семья сделала для себя сукку.
Сели
все, каждый — в своей сукке,
и тут температура воздуха повысилась, и
стало так жарко, как в самые знойные летние дни (иногда бывает такое в Эрец
Исраэль, несмотря на то, что
праздник Суккот наступает обычно в конце
сентября — начале октября). Но крыша сукки
по правилам — “дырявая” и от
жары не защищает. Встали все и, “хлопнув дверями”
своих шалашей, скрылись в
прохладных домах. Так что не удалась и “вторая
попытка” принять и выполнять
законы Торы. Но ведь и по законам Торы, если человеку мучительно
находиться в сукке
(из-за дождя, холода или жары), он имеет право, даже — обязан
(!) покинуть ее?
— спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда, 4‑й век).
Безусловно, при
неблагоприятных обстоятельствах еврей уходит из сукки,
— объясняет
Талмуд. Но разве “хлопает он при этом дверью”?
— Нет, он уйдёт из сукки,
опустив голову от стыда, что возникла ситуация, лишившая его
возможности
выполнить заповедь.
Этот
рассказ Талмуд заканчивает так: “Когда
произошло (с народами мира) то, что произошло, впервые воцарилась
радость на
Небе”. Подводя итоги, разъясним значение финальной фразы
рассказа. От
сотворения мира и до того момента, причины — почему был
избран еврейский народ,
не были очевидны и ясны “всему Творению”. Более
того, всегда существовали те
или иные основания для сомнений в справедливости решения Творца именно
на
евреев возложить самую ответственную миссию в истории человечества. И
это
“бросало тень” на справедливость всего Устройства
мира. Но после этого длинного
диалога в духовных мирах (мы привели здесь лишь его часть), Высшая
Справедливость стала ясна всему Творению, что и позволило завершить
период
материалистической истории человечества... Отметим, что речь идёт о
нашем
будущем, но в высших мирах оно уже существует. Поэтому Талмуд
рассказывает о
нём в прошедшем времени…
В
Танахе, в частности,
сказано: “И будет в тот день — Я попрошу уничтожить
все народы...” (книга
пророка Захарии,
гл. 12, ст. 9). К кому Всевышний обращается с
просьбой? — спрашивает раби Александри. И объясняет: здесь
имеется в виду, что
Всевышний попросит у народов списки их заслуг; если заслуги найдутся
— народ
будет спасён, если заслуг не найдётся — народ будет
уничтожен. Талмуд
подчеркивает, что, выражая свою Волю, Всевышний особый счёт предъявляет
к
евреям, как сказано в Танахе: “Грех, грех, грех
возложу...” (книга пророка Иехезкеля,
гл. 21, ст. 32). Что это значит? Раскрывая смысл этой
фразы, Талмуд
говорит, что евреи будут получать наказание за каждое нарушение
заповедей. Но и
соблюдение мицвот
(заповедей), даже незначительное, будет занесено в
общий счёт заслуг. И если будут евреи молиться — придёт к ним
спасение.
Записано
в Танахе: “Я сказал — выкуплю их, а
они говорили про Меня ложь” (книга пророка Ѓошеа,
гл. 7,
ст. 13).
Талмуд
разъясняет эту фразу
так: евреи, теряя своё имущество (ложно) утверждали, что Всевышний
оставил их,
но, по Воле Творца, они лишались материальных благ — во
искупление, ещё в этом
мире, их проступков, чтобы удостоились они удела в Будущем мире.
Разъясняя смысл
пророчеств в Танахе, Талмуд рассказывает такую историю. Было, что в
присутствии
неввреев прославлял раби Абаѓу (амора,
один из крупнейших Учителей
Талмуда в Эрец Исраэль;
начало 4‑го века) рава Сафру, говоря, что
он — признанный и великий мудрец. Эти слова так подействовали
на аудиторию, что
рава Сафру на 13 лет освободили от уплаты налогов. Однажды встретил рав
Сафра
группу идолопоклонников, и они попросили его растолковать им смысл
фразы:
“Только вас я знал из всех семей земли, поэтому взыщу с вас
за ваши проступки”
(Танах, книга пророка Амоса,
гл. 3, ст. 2). — Разве будет
кто-либо, даже в гневе, наказывать своего самого близкого друга?
— недоумевали
они. Но ничего не ответил им рав Сафра, промолчал. Тогда накинулись они
на него
и стали над ним издеваться. Шёл мимо раби Абаѓу и, увидев
отвратительную сцену,
спросил: «Почему вы издеваетесь над ним?» Ответили
они ему:
«Ты
говорил, что он —
мудрец, а он не может разъяснить нам даже фразу из пророков».
«Я подразумевал,
что он — большой специалист в Талмуде, но про Письменную Тору
ничего не
говорил», — сказал им раби Абаѓу, пытаясь оградить
коллегу от хулиганов. «Тогда
ты объясни» — обратилась эта группа к раби Аба у.
«Приведу вам пример, — начал
своё объяснение раби Абаѓу. «Некий человек дал двоим людям
деньги в долг. Один
из должников был его другом, другой — врагом. С друга он
взыскивал долг
понемногу, а с врага хотел получить сразу всю сумму... Так и Всевышний.
С
евреев он взыскивает за каждое нарушение, чтобы не получили они сразу
тяжкое
наказание... Сказано в Торе: “Недостойно Тебе делать так
— убивать праведника
вместе со злодеем” (Берешит,
гл. 18, ст. 25). Говорил Авраам
Всевышнему: недостойно убивать и праведника и злодея. Но ведь и в
Танахе
написано: “И уничтожу в народе твоём праведника и
злодея” (книга пророка Иехезкеля,
гл. 21, ст. 8). Речь идёт о неполных праведниках,
— объясняет Талмуд.
— И получают наказание даже те, кто выполняет заповеди Торы.
За то, что могли
остановить других, воспрепятствовать их нарушениям, но не остановили.
Рассказывает Талмуд и такую историю:
Знали
мудрецы, что Всевышний гневается в три
первых часа после восхода солнца, когда у петуха белеет гребешок. И вот
как-то
раз решил раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого
поколения; Эрец
Исраэль, середина 3‑го века)
проклясть одного иноверца, который уж
очень ему докучал. Взял он в руки курицу и стал ждать, когда побелеет
её
гребень. Ждал-ждал, да и задремал — как раз когда наступил
нужный момент.
«Милость Всевышнего распространяется на все Его создания,
— говорил он потом. —
Дурное задумал я, и Творец этого не допустил». Всевышний
гневается утром, когда
цари земные возлагают на головы короны и поклоняются солнцу,
— объяснял раби
Меир (один из крупнейших Учителей Мишны; 2‑й век). Не стоит в одиночку
читать в первые три утренних часа праздника Рош а‑Шана молитву Мусаф,
— говорит рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего
поколения, начало 4‑го
века). — Ибо как раз в это время все создания предстают перед
Судом, и вина
одиночки может перевесить его заслуги. Но тогда, быть может, и в общем
собрании
евреев не следует читать эту молитву в это время? — задается
вопросом Талмуд. И
отвечает: много людей — много и заслуг, и проступки
отдельного человека не
перевесят их число... Мы должны быть благодарны нашим праотцам за их
проступки,
— отмечает Реш Лакиш (ученик, а позднее — коллега
раби Йоханана; великий
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3‑й век). — Если бы они не
ошибались, мы не появились бы на свет. То есть, если бы они не грешили,
люди,
подобно ангелам, не могли бы рожать детей. В Торе есть такая фраза:
“...Это —
книга истории Адама”. Разве у Адама была книга? —
спрашивает Талмуд. И
объясняет: Всевышний показал Адаму последующие поколения и Учителей
Торы и,
когда дошёл до раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2‑й век),
порадовался
его глубоким познаниям в Торе и опечалился по поводу его смерти. И
сказал тогда
Адам: “И мне дороги приблизившиеся к Тебе,
Всевышний” (Теилим,
гл. 139, ст. 17). Не придёт сын Давида (Машиах), пока
не спустятся с
Небес в тела все души, — говорит раби Йоси (ученик раби
Акивы, великий Учитель
Мишны; 2‑й век). То есть Машиах не придёт до тех пор, пока не родятся
все
поколения сынов Израиля. Талмуд обсуждает позицию, суть которой состоит
в том,
что создание золотого тельца привело в мир смерть. Евреи приняли Тору
для того,
чтобы ангел смерти обрел власть над ними, — говорит раби
Йоси. Применив метод
сравнительного анализа, Талмуд приходит к выводу, что слово
“смерть” в данном
случае обозначает четыре “дефекта”, которые могут
быть у людей. Это — бедность,
слепота, проказа и бездетность». 2Кор.5:10
– «ибо всём
нам должно явиться
пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому],
что он
делал, живя в теле, доброе или худое».
Иоан.3:36
– «Верующий
в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но
гнев Божий
пребывает на нём».
«Страшный
Суд!» –
говорим,
А
живём мы на этом свете,
Краской
лжи наложивши грим,
пожилые и малые дети,
Если
верим, что Суд,
окончательный приговор будет.
Дело
каждого там принесут,
и по правде законной рассудят.
Ангел
Божий по небу летит,
Кодекс жизни он держит в руках,
По
нему нам и надобно жить,
Чрез него наученье и страх.
Это
слово – святой
благовест, Словом проповеди звучит,
Им
прикрыт усталый пловец,
Для него он - и меч, и щит.
«Страшный
Суд» – говорим, А
живём мы на этом свете,
Если
с жизни сорвать весь
грим,
То
суда будто вовсе и нету.
Тюрьма.
1980 г.
|