Вопрос
3654:
24 т.
Можно
ли евреям держать голубей, чтобы не нарушить их закон ?
Ответ:
Я
сам интересовался этим делом у раввина. Вот что Талмуд раскрывает нам.
Они
заботятся о голубях, как у нас и о корове не позаботятся.
(Бава
Батра).
«В Мишне,
например, сказано: Тот, кто
строит голубятню,
обязан разместить её
на расстоянии (не менее) 50
амот
(25 метров) от окраины города.
Точно так же,
тот, кто строит голубятню на своём участке, обязан обеспечить
расстояние до соседского участка не менее 50 амот.
Это постановление имеет резонное обоснование: известно, что для того,
чтобы
клевать зерно, голуби летают на территории в радиусе 25 метров от своей
голубятни, не более. Мишна
приводит случай, который
служит основой для построения всего рассуждения: Птенец голубя,
найденный (в
месте, расположенном на расстоянии) меньше 50 амот
(25 метров) от голубятни, принадлежит владельцу голубятни. Если его
нашли (в
месте, которое удалено) от голубятни (на расстояние) более 50-ти амот,
он принадлежит тому, кто его нашёл. Если птенец
найден в точке между двумя голубятнями, он принадлежит владельцу
ближайшей
голубятни.
Комментатор
Талмуда Раши
разъясняет, что последняя фраза Мишны
ведёт речь о
птенце, который оказался на расстоянии, которое меньше 50 амот
от каждой из голубятен. Раби
Ханина определяет:
в случае конфликта между
ров
и каров,
следуем принципу ров,
то есть —
принципу «большинства». В приведенной ситуации с
потерявшимся птенцом это
означает: если в одной из двух голубятен больше голубей, чем во второй,
птенец
принадлежит владельцу первой, даже если он найден ближе к голубятне, в
которой
меньшее количество птиц. Решение раби
Ханины принять
не просто. Ведь сказано в Торе: если между городами обнаружен убитый
человек,
публичную церемонию «очищения от вины» за смерть
человека обязаны провести
власти ближайшего к тому месту, где найден убитый, города
(см. в книге Дварим
гл. 21, ст. 1-9). При этом,
факт, что в данном городе никто, скажем, не только не знал
убитого, но даже и не слышал о нём, в расчёт не принимается. Тора
говорит прямо
и ясно: руководители ближайшего города. Следует ли из этого указания,
что Тора
не учитывает, что другой, более отдалённый город может иметь большую
численность населения? Если сделать такой вывод, получается, что
принцип каров
имеет большую силу, чем принцип ров.
Возражая раби
Ханине, постановившему,
что принцип ров
предпочтительнее, Талмуд приводит порядка десяти
аргументов.
Какое
же постановление
выносит практический закон (галаха)?
Галаха
следует решению раби
Ханины. Однако дебаты на этом не
закончились. Вплоть до составления Кодекса еврейских законов (Шулхан
Арух)
крупнейшие раввины Испании, Франции и Германии
(11-15 вв.) продолжали обсуждать нюансы этого решения. Само решение
определено
в Талмуде, и, следовательно, Истина установлена. Но нюансы оставались
открытыми
для анализа». Ис.60:8
– «Кто
это летят, как облака, и как голуби -
к голубятням своим?»
Лев.19:15
– «Не
делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай
лицу великого; по правде суди ближнего твоего».
1Кор.4:4
– «Ибо
[хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне
Господь».
Ис.43:26
– «припомни
Мне; станем судиться; говори ты, чтоб
оправдаться».
Трагедией
считают
катастрофу,
Вытаскивают
трупы из машин;
У
лайнера моторы вдруг
заглохли,
И
жизни всех мгновенно он
лишил.
Сочувствие
родным и сожаленья
Высказывают
лично или
же в печати;
Нередко
завершат церковным пеньем,
И катафалк
на кладбище отчалит.
Но
если и не так, тогда
иначе,
Но
всё равно умрём же мы
когда-то,
Серьёзней
смерти темы нет,
а значит,
С
собою не захватишь свой
остаток.
А о душе ни
слова, ни молвы,
Куда она,
преступно одинока,
Пойдёт, влекомая,
её начнут ловить
И бить
исчадья спереди и сбоку.
Душа
у каждого – будь нищий
или царь,
Покинув
тело, жмётся, растерявшись.
Описаны
мытарства были
встарь,
Истративших
отпущенное
зряшно.
Бог свят и
строг, Он любит чистоту
Душевную,
ревнует о спасанье.
Расслышим
ли приход Его и стук,
Не строить
бы для пламени из сена.
В
ученье нелегко
преуспевать,
Крупицы
с крошками
наращивать успешно,
Плод
появляется, не только
лишь листва, –
О
внешнем
лицемерит плут и грешник.
Из
сребролюбия легко создать кумира,
Который
душу к краху приторочит,
Цель жизни
– удовольствия проявит жирно,
Иуда кончил
этим, между прочим.
Сумел
же выбраться из
пропасти Давид,
Со
дна морского — в
древности Иона.
Душа
в бессмертье лишь со
Христом глядит,
На
тихих водах
под
Его законом.
26.09.07
ИгЛа