Вопрос
3657:
24 т.
У
нас есть 5 томов «Добротолюбия», где святые отцы
подробно
растолковывают, как стремиться к совершенству.
А как евреи рассуждают о
духовном возрастании без Христа ?
Ответ:
Узнать
о том мы можем по их исследованиям Талмуда.
(Бава
Батра).
«Мы узнаём, например, что Моше
Рабейну
записал (под диктовку Всевышнего) не только текст Торы. Его перу
принадлежит и
книга Иова.
Пророк Шмуэль
(по-русски его называют иногда —
Самуил) написал не только ту книгу, которая носит его имя, но и две
других: Шофтим
и книгу Рут.
В
свою книгу Теилим
(Псалмы), состоящую из 150 отдельных текстов, царь Давид включил не
только те,
что основаны на его пророческом видении (состоянии), но и
дополнительные,
которые попали к нему, а до него были получены десятью другими людьми.
В их
числе — первый человек Адам
(псалом 139), Малки Цедек
(110
псалом), Авраам
(89-й), Моше
(от 90 до 100-го). Остальные шесть —
из колена Леви, служители Мишкана
(переносного Храма). Помимо
собственной книги, Иермиягу
написал Мелахим
и Кинот
(или — Плач Иеремии). Последняя книга Танаха Диврей
а-Ямим
(Хроники) частично, до времени его смерти, написана Эзрой и завершена
Нехемией.
Оба, кстати составили и предпоследнюю книгу — Эзры и Нехемии.
Говоря
о Диврей
а-Ямим,
Талмуд
задаётся вполне очевидным вопросом: кто написал последние восемь фраз
Торы?
Ведь они начинаются со слов: “И умер Моше, слуга
Всевышнего...” (Дварим,
гл. 34, ст. 5). Раби Иегуда
(ученик раби Акивы; первая половина 2-го
века) поясняет: эти фразы дописал Иегошуа
бин Нун, который возглавил
еврейский народ после смерти Моше.
Однако
это противоречит
нашему пониманию процесса получения Торы. Ведь сказано, что всю Тору,
от начала
до конца, под диктовку Творца записал Моше. Кажущееся противоречие
разъясняет
раби Шимон бар Йохай
(ученик раби Акивы, составитель книги Зоѓар):
всю Тору Моше записывал под диктовку, и, прежде чем писать, повторял,
произносил их. Но последние восемь фраз он не слышал и написал не
чернилами, а
слезами (своей души). Он как бы
наметил буквы, полностью же их вывел
чернилами Иегошуа бин Нун. Мы узнаём, что точно так же были дописаны
книги Иегошуа
и Шмуэля
— в конце каждой из них говорится о смерти автора.
Первую окончательно завершил Пинхас,
главный коэн
(первосвященник, внук Аарона), вторую — пророки Гад
и Натан.
Далее Талмуд возвращается к разговору о книге Иов,
написанной
Моше Рабейну. Приводится ряд высказываний, основанных на тонком анализе
текста.
Из них следует, что Иов мог бы жить и в период Судей (100-200 лет
спустя после
смерти Моше), и после разрушения Храма (то есть — периода
составления последних
книг Танаха). С другой стороны, можно найти намеки на то, что Иов жил
во
времена праотца Яакова. Это, конечно же, не противоречит утверждению,
что книгу
Иова составил Моше. Как же быть с тем, что в книге имеются некоторые
намёки на
то, что Иов как будто бы жил в период смерти Моше?
Противоречия
здесь нет. Надо помнить, что все
книги Танаха — пророческие. Автор книги, получивший текст в
момент пророческого
состояния, то есть — от Всевышнего, составляет книгу на все
времена. Поэтому в
книгах Танаха мы находим фрагменты, которые написаны как будто бы о
наших днях.
1.
Как Сатан
(объект
духовных миров, нечто, что условно можно считать каналом, по которому
“вверх”,
к Центру Управления миром — трон Всевышнего —
поднимается информация об
отклонениях в поведении человека) пытался сбить Иова с праведного пути?
Мы
узнаём, что Сатан
может “подкачивать” стремление к неправильным
поступкам. Следовательно, по этому
каналу спускается к человеческой душе
склонность к злу.
2.
На переживаниях Иова,
его стремлении выстоять несмотря на несчастья (гибель детей, утрата
всего
имущества, тяжелая болезнь), не виня Творца (ведь Иов не мог видеть,
откуда
пришли к нему страдания). 3. На попытках друзей Иова, которые пришли к
нему
издалека, убедить его в том, что он, Иов, сам виноват в том, что
случилось. На
том, что слова их, хотя и были искренними, но — неглубокими.
Попутно мы узнаём,
как трое друзей Иова смогли в один и тот же день и тот же час придти к
страдающему другу. А это было непросто. Ведь жили они в трёх разных
странах, и
их разделяли сотни километров. Но они были высокодуховными людьми и
умели
чувствовать, когда одному из них — плохо. Так определяется
степень близости
людей — мерой чувствительности к переживаниям в душе
товарища. 4. На ответе
Творца Иову. Мы понимаем, что рассуждения друзей Иова были попыткой
докопаться
до сути причинно-следственных связей между проступками человека и
наказанием. В
принципе, конечно, это понимание — одна из задач человека на
этой земле... Но в
чём же была их ошибка? В том, что они полагали, что “всё
ясно”, что можно
понять до конца механизм управления судьбой человека. Яркими словами
обращаясь
в пророческом видении к Иову, Творец рисует непостижимость
многоплановой
(точнее, бесконечной, спланированной и взаимосвязанной) картины мира
человеческим разумом и его рациональной душой. Эта непостижимость
и есть
вакуум, который должна заполнить
эмуна
(вера человека в Творца и в
Его справедливость). Первым такой уровень веры самостоятельно постиг
Авраам. И
Талмуд переходит к некоторым “аспектам” жизни
Авраама. Мы узнаём, что ему (в
результате его веры в Творца и непостижимости
Управления миром; вот он,
парадокс, или — закон Творения) были открыты многие законы
причинно-следственных связей. В частности, астрологического плана (в
данном
случае понятие “астрологии” совсем не обязательно
совпадает с вульгарным
изложением истин астрологического характера в популярных книгах) и
духовного
воздействия. Авраам помогал людям исправлять “приговоры
судьбы”, в том числе —
вылечиваться от болезней. После смерти Авраама часть этих знаний была
“подвешена” на орбите Солнца, чтобы, стремясь
“вверх”, вникая в суть устройства
мира, мы могли получать крупицы этих знаний, каждый — в
соответствии со своим
духовным потенциалом и усилиями, приложенными для его
реализации». Неем.6:8
– «Но
я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чём ты говоришь;
ты выдумал это своим умом».
Иер.23:32
– «Вот,
Я - на
пророков ложных
снов, говорит Господь,
которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими
обманами и
обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой
пользы
не приносят народу сему, говорит Господь».
Наум.3:1
– «Горе
городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нём
грабительство».
«Ты
чей?» – всё
чаще вопрошают нас
И
с этим же мы лезли,
дознавались.
Коль
супостат, он сдачи
сразу даст,
Таким
в их рот не положите
палец.
«Ты
чей? – от совести обыденный допрос –
Кому ты
служишь, идолопоклонник?»
Украл
молитву и нарушил пост,
И вера
– не реальность, а условно.
Пространно
сей вопрос
развороши,
Прикинь,
какое общество
нам мило,
Где
вытрясет из нас
последние гроши,
И
вместо Библии — лишь угли
да кадило.
По запаху
мы живы или мёртвы,
Определяем
ближних по обряду.
Ведь вера
не в стропилах – в наших рёбрах,
В
Библейских строках, а не в красивых тряпках.
Кому
послушники мы,
числимся в рабах,
Чьим
именем назваться не
стыдимся,
Ты
в чьём саду прожарился,
пропах
Солёным
потом и осенним
дымом?
«Ты
чей?» – нас вызволить пытаются слова,
За кем
шагаем, не стыдясь концовки;
Чьи грядки
с радостью пришлось нам поливать,
Чтобы при
исходе не судила совесть?
Вчера
ещё был искренний
гонитель,
Преуспевающий
зануда-фарисей,
Мужчин
и женщин
раздевал до нитки,
По
просьбе дьявола избранников
рассеял.
Восстань,
скажи, не дрогнув: «Я – Христов,
И Кровь Его
меня переродила».
Плоды
умножить лучше бы на сто –
Ленивых
ждёт конечная погибель.
Да
буду признан Господом
своим:
«Я
Твой, Иисус, рождённый
Приснодевой».
Конечно,
если Царство не проспим,
Тогда
не устрашит и Суд с Престолом белым. 04.12.07.
ИгЛа