Вопрос
3659:
24 т.
Вы
говорите, что, подавая милостыню, не
следует тратиться на пьяниц, а
нужно смотреть, кто перед тобой. А как насчёт милостыни у евреев?
Ответ:
Говорю
по книгам, сам в Израиле не был. И, может быть, всё, что здесь сказано,
это отношение к нищим из евреев?
(Бава
Батра).
«Обсуждая на предыдущем листе тему цдаки
(пожертвование на доброе дело), Талмуд исследует вопрос: какие критерии
определяют — надо ли
давать человеку деньги из кассы
общественной
помощи? Ясно, что из своих денег человек может давать цдаку,
руководствуясь не слишком строгими правилами. Здесь же — иное
дело, ибо речь
идёт о деньгах общественных. Рав
Гуна (амора,
учитель Талмуда
второго поколения; конец 3-го века) считает, что проверять надо только
в том
случае, когда бедняк просит еду — действительно ли он остался
без пропитания.
Когда проситель нуждается в одежде и пришёл к распорядителю
материальной
помощи, скажем, в рваном пальто, он и так стыдится своего внешнего
вида, и это
служит доказательством того, что ему действительно необходима одежда. Рав
Иегуда (современник рава Гуны)
говорит, что проверять, действительно ли
нищий нуждается в еде, не следует. Ведь проверка займёт какое-то время,
а
человек, возможно, страдает от голода. А вот потребность в одежде, по
его
словам, как раз необходимо проверять. Галаха
(Закон) следует определению
рава Иегуды. Далее Талмуд рассматривает обязанности общины по отношению
к
бедняку, который пришёл в город. И устанавливает, что община должна
снабдить
его едой на две трапезы (буханка хлеба весом не менее полкилограмма).
На ночь
обеспечить ему ночлег, дать кровать и подушку (как минимум). Если
бедный
человек проводит в городе субботу, община обязана — или
пригласить его на все
три трапезы, или дать еду, необходимую для трёх трапез. Уточняет Талмуд
и то,
каков минимум, который каждый еврей должен отдать на цдаку.
В принципе,
полагается жертвовать одну десятую часть дохода. Если доход —
невелик, это от цдаки
не освобождает. Но в данном случае устанавливается абсолютная
минимальная
сумма, которую в те временя (3‑й век) в Вавилоне и Эрец
Исраэль
определяли как треть шекеля в год. Сегодня это выходит по нескольку
долларов в
месяц. Рав Аси
сказал:
заповедь цдаки
“весит” как все заповеди, вместе взятые. Многие
комментаторы пытались
разъяснить эту, казалось бы, довольно странную фразу. Да, давать деньги
на
благотворительные цели, в первую очередь — на помощь бедным и
на изучение Торы,
чрезвычайно важно. Однако не так уж и очевидно, что одна эта заповедь
равна
всем остальным. Великий раввин прошлого века — рав
Йосеф Хаим (из
Багдада), известный под именем Рабейну
бен Иш-Хай, объясняет, что,
жертвуя деньги бедному, ты спасаешь его от физической смерти
(продлеваешь его
дни). Если даёшь на изучение Торы — спасаешь от духовной
смерти. Поэтому всё,
что спасённый тобой человек будет делать впоследствии, все исполненные
им
заповеди будут записаны и на
“твой счёт”.
Талмуд приводит диалог раби
Акивы
с римским
военным губернатором
Иудеи, которого звали, как написано в Талмуде, Турнус Руфус. Спросил
Турнус
Руфус раби Акиву: — Если Всевышний любит бедных, почему Он их
не кормит? «Чтобы
мы, давая цдаку,
имели возможность спастись от преисподней, (очищая
через цдаку
свои проступки», — ответил раби Акива.
«Наоборот, именно
из-за неё (цдаки)
вы попадёте в преисподнюю», — возразил Турнус
Руфус. И
пояснил свои слова притчей:
«Представь,
царь наказал
слугу, посадил его в тюрьму и велел морить его голодом. И вот
появляется некто,
кормит и поит этого узника. Какова будет реакция царя, когда он узнает
о
проявленной “инициативе”?.. Ведь ваша Тора называет
вас, евреев, слугами
Всевышнего. Как сказано: “Ибо у Меня вы —
слуги” (Ваикра,
гл. 25,
ст. 55). Ответил на это раби Акива:
«Расскажу
тебе другую притчу. Однажды царь рассердился на своего сына,
заточил его в тюрьму и не велел давать ему еду и питьё. Но нашёлся
человек,
который кормил и поил царского сына. Разве не пошлёт царь подарки тому,
кто
снабжал его сына пищей и водой?.. А мы — сыны Всевышнего, как
написано:
“Сыновья вы у Всевышнего” (Дварим,
гл.14, ст.1). Этот диалог
показывает глухоту римлянина к тонким духовным проявлениям. Слова, что
евреи —
“слуги Всевышнего” определяют обязательства,
которые евреи взяли на себя,
приняв Тору. Слова “сыновья у Всевышнего”
определяют отношение Творца к своему
народу. Римлянин не в состоянии постичь понятие рахамим
(терпеливая
доброта), что являет собой один из принципов Управления миром.
Далее
Талмуд приводит
случай с раби Йохананом.
Он увидел во
сне, что его племянники
потеряют в течение года 700 динаров (в переводе на современные денежные
единицы
— несколько десятков тысяч долларов). Все 12 месяцев раби
Йоханан побуждал
племянников давать цдаку.
И постепенно их пожертвования составили 683
динара. В конце года сборщик податей (римлянин) конфисковал у них 17
динаров.
Племянники боялись, что римлянин вернётся и опять потребует деньги. Но
раби
Йоханан успокоил их, сказав, что они уже потеряли столько, сколько
должны были
потерять в этом году. И поведал о своём сне. «Почему же ты не
говорил о своём
сне раньше? — обиделись племянники. — Уж лучше бы
мы отдали все 700 динаров на цдаку!»
«Я хотел, чтобы вы выполняли мицву
(заповедь) цдаки
из чистых
побуждений, — ответил раби Йоханан. Из этой истории мы
извлекаем урок: всё,
что человек
не отдаст на цдаку
(из положенных 10 процентов),
заберёт “римлянин”.
Обратим
внимание
на некоторые детали этой истории. Число “700”
символизирует высшую задачу,
высшую цель в духовном мире. “7”, как мы
неоднократно писали, означает —
“цель”. “Сотни” указывают на
то, что речь идёт о духовных мирах. Числовое
значение (гематрия)
ивритского слова тов
(в переводе на русский —
добро) — 17. Так Талмуд объясняет племянникам раби Йоханана,
а вместе с ними —
и нам, что заповедь “делай добро” —
высшая цель человеческой жизни». Втор.15:7
– «Если
же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ
твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не
ожесточи
сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим».
Деян.10:4
– «Он
же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел]
отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом».
Деян.24:17
– «После
многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню
народу моему и приношения».
Ударил
гром и
вздрогнула земля
–
Землёю
при потопе стали
люди,
Веселье
кончилось, теперь
волнам гулять,
Закашляли,
как при лихой
простуде.
Сначала
тучи долго громоздились,
Ворочались,
чернея к горизонту.
Сверканье
молнии глухонемых достигло,
И до слепых
— по перепонкам звонко.
Вначале
капли первые так
редко,
Застукотил
затем сплошной
поток,
Увязли
вмиг шикарные
кареты,
По
руслу новому шальной
напор потёк.
Вот так
предупреждает Бог, грозя, –
Армагеддона
давние приметы.
И ничего
нам изменить нельзя,
Конфликты
вспыхивают, поражая метко.
Тот
близок час,
сорвётся тишина,
Такая
нежная, натянутою
стрункой.
Как
говорят, и крышка, и
хана,
Поймём,
что молотили в то,
что хрупко.
Великой
блуднице придётся расплатиться
За прошлые
обиды и соблазны,
Серп
неземной в крови обрежет кисти,
В точило
бросит, словно в банный тазик.
И
даже всем отверженным и
падшим
Бог
не желает смерти и
мученья.
Раскается
ли терние на
пашне –
Предлог
к помилованью
показать хоть в чём-то.
Ожесточение
спалили все пределы,
А
самоправедность все всходы заглушила
И тело
блудницы-Москвы сожгут за дело —
Грех не
сокрыть, не утаить, как шило.
Заслышав
гром, историю
вершу,
На
благовестие успеть бы за громами.
По Библии
сверяю свой маршрут,
Бегущим
за Христом не захромать бы.
09.08.07.
ИгЛа