Вопрос
3676:
24 т.
Как
сегодня католическая церковь относится к евреям
и что говорит
о
гонениях на них в прошлые века?
Ответ:
Папы
неоднократно приносили слова покаяния евреям и осуждают гонения. Было
бы
это от души и сердца!
«Только
отход от подлинно
христианского разумения новозаветных текстов, от вероучительных
концепций,
содержащихся в посланиях Апостола Павла, мог привести к антииудаистской
интерпретации Нового Завета. Следует отметить, что уже в I веке после
Рождества
Христова, одновременно возникает и враждебное отношение евреев к
христианам,
особенно среди их религиозной и политической элиты. Из Иерусалима
изгоняют
обращённых в христианство евреев, в том числе святого Апостола Петра;
казнят
как еретиков: первомученика Стефана, обоих Иаковов и Варнаву. Апостол
Павел
обязан своим соплеменникам бичеванием. Аресты христиан, угрозы смертью,
доносы
на них римским властям - свидетельство этой вражды. Даже
нероновское гонение на христиан
было инспирировано евреями.
С другой стороны, известна симпатия к ученикам Христа
фарисея Гамалиила и равви Елиезера. Евреи укрывали спасающихся от
преследований
христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих
кладбищах…
Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели,
помимо своей
воли, истины христианства - должны быть обречены на «унижающий
их образ жизни»
(бл. Августин),
на «суровое милосердие» (Мартин
Лютер). Начиная от враждебного
по отношению к евреям эдикта императора
Константина (313 г.) влияние Церкви в мире всё более возрастало. Всё
более
возрастало и «обучение презрению» к евреям. В свою
очередь это приводило к их
социальной дискриминации, к кровавым преследованиям, к еврейским
погромам,
совершавшимся христианами с благословения Церкви, в том числе погромам,
инспирировавшимся непосредственно Церковью. В 1096 г. начался Первый
крестовый
поход. Целью его было освобождение от «неверных»
Святой земли, Гроба Господня.
Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы.
Немалую
роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда
погромщиков-крестоносцев. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от
евреев
носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых
головных
уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В странах ислама
власти предписывали
и христианам и евреям исполнять точно такие же унизительные
установления. В XVI
веке сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы
были
созданы обязательные для поселения евреев резервации – гетто.
Гетто, в котором
жили исключительно евреи, отделяло их от остального населения.
Свирепствовал в
эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в
церковных
проповедях. Большая вина за это лежит на доминиканском и францисканском
монашеских орденах. Ещё более мрачной страницей в истории католической
церкви
была инквизиция.
Она
преследовала не только «еретиков»
христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (насильно) в
христианство евреи,
христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские
миссионеры.
Весьма далёкими от духа проходящих ныне были тогдашние так называемые
христианско-еврейские «диспуты». Участие в них было
принудительным.
Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми
расправами
(убиты были тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием,
сожжением святых
книг, полным уничтожением
целых еврейских общин. В
Испании, перепуганной
тем, что многие знатные дворянские фамилии породнились с евреями,
принявшими
христианство, были введены чисто расистские законы «о чистоте
крови». К счастью,
нашлись христиане, со всей решительностью выступавшие против этих
попирающих
христианское вероучение порядков. Среди них были святой
Игнатий Лойола
(1491-1556) - основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила.
Святая
Тереза деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе
Бенедикте
(Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой и монахиней-кармелиткой (с той
разницей,
что Терезе удалось живой вырваться из рук «святой
инквизиции», а Эдита погибла
в гитлеровском лагере смерти Освенциме). Церковь и светские власти в
эпоху
средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как
союзники в
тесном единстве. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще
безрезультатно, евреев. Христианство наконец отреклось от самой древней
ереси,
какой является антисемитизм. Этим я не хочу сказать, что евреи никогда
не
давали никаких поводов, способствовавших деятельности антисемитов.
Можно
назвать, например, их активное участие в коммунистическом движении, в
преступлениях
тоталитарной власти против польского народа. Правда, это были евреи,
совершенно
оторвавшиеся от своего народа и его религии…
Можно
добавить еще, что антисемитизм
- это предательство
христианской веры,
поражение
христианской надежды, смерть христианской
любви. Он
является грехом, и грехом смертным. «...Церковь, осуждающая
все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями
наследие и
движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по
Евангелию,
сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма,
которые
когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против
иудеев» (Второй
Ватиканский собор 1962-1965 гг.: «Декларация об отношении
церкви к
нехристианским религиям», § 4). «Духовные
связи и исторические взаимоотношения,
связывающие церковь с иудаизмом, делают само собой разумеющимся полное
неприятие антисемитизма, как противоречащего духу христианства.
Антисемитизм и
дискриминация в любых формах несовместимы с достоинством человеческой
личности,
и этого уже достаточно, чтобы их решительно отвергнуть»
«Антисемитизм и все
другие разновидности расизма суть «грех против Бога и
человечества» и вместе с
ними должен быть отвергнут и осуждён» – Иоанн Павел
II. Ксендз Михаил
Чайковский. Пс.43:15
– «Ты
сделал нас притчею между народами,
покиванием головы между иноплеменниками».
Иер.23:2 – «Посему
так говорит
Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец
Моих, и
разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния
ваши,
говорит Господь».
Иез.36:19 – «И
Я рассеял их по народам, и они развеяны
по землям; Я судил их по путям их и по делам их».
«Что,
я сторож
брату моему?!»
–
Буркнул,
пряча руки, первый
Каин;
Всё
равно, мол, люди не
поймут,
Зубы
пожелтевшие оскалил.
Хуже
безразличья лишь обман
С умыслом,
что не дознаться людям;
Против
ближнего виновны, и весьма,
На словах
же, как артисты, любим.
Безразличие
к себе, к
стране повсюдно,
Нет
огня, старания гореть,
Значит,
бед пришедших не
избудем —
И
не избежать грядущих
скоро впредь.
До всего,
что рядом и вдали
Дело есть
живому человеку.
Совесть
пробуждённая велит
Как-то
обиходить бы калеку.
Там
слепец вот-вот шагнёт к
ущелью,
Здесь
ребёнок перелез
ограду;
Если
в силах, помоги хоть
чем-то,
Сколько
тех, кого закон
ограбил.
Безразличье
с жиром на мозгах,
Лень души,
нечувствие к страданьям.
Потрудись
— и Бог тебе воздаст,
С
сострадательностью сами лучше станем.
Смотрим
ли кино, читаем
книгу,
Если
видим доброту сердец;
Что
кого-то горе там
постигло –
Может
то случиться с нами
здесь.
То, чему
там хлопали в ладоши,
Будет ли
для нас с рукоплесканьем?
Бог одарит
в вечности хорошим,
Рядом с
добротой и падший лучше станет.
Грех
ужалил тысячи
несчастных,
Помоги
взглянуть им на
Христа;
Суд
грядёт и с нас ему
начаться –
И
от безразличья поспеши отстать. 07.02.07.
ИгЛа