Вопрос
758:
2 т.
В
канонах написано, что с
еретиками нельзя молиться, а известно,
что вы молились с баптистами.
А с
католиками можно? Патриарху Алексию ставится в вину,
что он молился на литургии
с армянами и католиками, как это понимать?
Ответ:
У
православных много чего не разработано с
определением многих вещей, и многое приходится делать наощупь.
Согласно
догматов, принятых на шести
вселенских
соборах, еретиками названы только те, кто не признает святую Троицу или
исповедует ее неправославно.
Если бы мы жили до 787
года, перенесясь
туда со всеми нашими понятиями на
сегодняшний день, то католики и
баптисты
– не еретики, определенно. Если их сегодня называют
еретиками, то это
самостийные решения, не соборные. Но вот мы вернулись с седьмого
вселенского
собора, каждому из нас вручили его решения, декреты, и теперь я
поворачиваюсь к
моим вчерашним друзьям и говорю: «С шести
часов вечера
вчерашнего дня вы – враги и еретики, и пошли вон отсюда, я
патриот и признаю
только решения последнего собора». Так вот, в данном случае я
не был виноват до
шести вечера вчерашнего дня; тем более решения этого о конкретном
человеке не
было. Главное, что
даже находясь там, он не хулил бы
иконы, не называл их идолами, но если в совместной молитве будет
звучать что-то
еретическое, я не скажу «аминь», т.е. я с ними не
молился. Говорю о тогдашних
католиках, не о сегодняшних шпионах-иезуитах, врагах России. С ними
нельзя
молиться не из-за их ереси, а из-за их сатанинской злобы против
православия и
России. Самая главная ересь католиков – это непогрешимость
папы и претензии на
главенство во всемирной церкви. У баптистов этого нет, они просто
сироты, не
имеющие священства. Слово «молиться совместно»
имеет смысл участвовать с ним,
приветствовать его в его заблуждении. То,
что сегодня
ура-патриоты православия называют ересью, готовые умереть за единый
«Аз», как
протопоп Аввакум, можно предположить, что они или не знают, или
накрепко
забыли, что некоторых учений, которые некогда называли ересями,
придерживались
святые отцы, но время показало, что это были незначительные
разномыслия, как
говорит апостол Павел: 1Кор.11:19
– «Ибо
надлежит быть и
разномыслиям между вами, дабы открылись между
вами искусные».
Относительно
патриарха Алексия трудно сказать, не быв
с ним вместе, в каких молитвах он участвовал. Если
звучали монофелитские
молитвы
и он говорил: «аминь» – он повинен
– он не просто присутствовал, а был
участником в самом их таинстве. Впрочем, думаю, что навряд
ли он сказал в тот момент армянам об их заблуждении.