Вопрос
2073:
8 т.
Какие
заслуги ставили
себе отшельники ?
Ответ:
Наиглавнейшей
заслугой себе
они ставили первейшее
нарушение
главнейшего наказа Христа – нести
благую весть не знающим ещё истины спасения. Мрк.16:15
–
«И
сказал им: идите по всему миру и
проповедуйте Евангелие
всей твари».
Иоанн
Прозор. – 27
март
«Я вспомнил тогда, что
сказал мне преподобной, увещевая меня остаться в пустыне:
«Сорок
лет я пребываю в этой келлии и
за всё это время я не видел ни лица женского, ни какой-либо монеты, ни
кого-либо ядущим или пьющим; равным образом и меня никто не видал
ядущим или
пьющим».
Никандр
– 24 сент.
«Как
сам он,
так и супруга его Анастасия вели богоугодную жизнь, часто бывали в
храме Божием,
слушая слово Господне и поучаясь заповедям Христовым. Старший сын их
Арсений,
постоянно видя пред собой благочестивый пример своих родителей, оставил
мирскую
суету и принял монашеское
пострижение. Но еще более
прославился своими
подвигами и чудесами его брат Никон, впоследствии преподобный отец наш
Никандр».Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал
евангельские слова: «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго
Мое
на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете
покой
душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя
Мое легко»
(Мф.11:28-30).
Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое
заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном,
удалённом
от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом, среди
диких лесов и
непроходимых болот; но не знал
Никон человека, который бы мог точно указать
ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные Духом
Святым
чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко
удалился бы я, и оставался
бы в пустыне; поспешил
бы укрыться от
вихря, от бури»
(Пс.54:8-9),
- смиренный подвижник усердно молил
Господа, говоря: «Господи и Владыко живота моего, Иисусе
Христе, Сыне Божий,
услыши молитву мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа,
который бы
наставил меня на путь спасения и указал бы мне то уединённое
место».
Молитва
святого была
услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова он отправился в свое
родное
село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному человеку по имени Феодор
известно
то место. Придя к Феодору, преподобный стал просить его: «С
юного возраста
слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто бы указал мне его.
Тебе
известно место сие; ради великого имени Божия, укажи мне его; за сие и
сам ты
получишь награду от Господа и моей грешной душе будешь
наставником».
Вопрос
2074:
Встречались
ли Вам в «Житиях» такие случаи,
когда страждущие, обращаясь к «великим» пустынникам
с вопрсами, тем самым хотя
бы на миг отвлекали их от самоубеждения: «пустынник всгда
прав»?
Ответ:
Иногда такими алмазами истин обсыпали этих
«Великих»,
что диву даёшься, склоняясь на
сторону просителей – столько в
их словах
знания Писания и столько грубого упорства и непоколебимой замшелости в
беглецах
в драных хламидах. Иоан.3:8
– «Дух
дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со
всяким,
рожденным от Духа».
2Пет.2:16
– «но
был обличен в своём беззаконии: бессловесная ослица,
проговорив человеческим голосом, остановила
безумие пророка».
Иларион
Вел. - 21
окт.
«Когда Иларион почивал, то
рядом с ним как будто ложились бесстыдно глумившиеся
нагие женщины… Он
устроил себе маленькую келейку, наподобие гроба, так что она едва
вмещала его в
себе, и жил в ней, подвизаясь в борьбе с невидимыми духами.
Когда
преподобный Иларион прожил много лет в
той пустыне, слух о святости его жизни прошёл по всей Палестине, и к
нему
начали стекаться люди, искавшие помощи в его святых молитвах. Первою
пришла
некая женщина из Елевферополя, проведшая в супружестве пятнадцать лет и
оставшаяся бездетной. Терпя от мужа за неплодие постоянные укоры и
оскорбления,
она дерзнула прибегнуть к святому и припасть к его ногам. Иларион,
увидав её,
отвернулся. Тогда она начала со слезами молить его:
Зачем ты
отвращаешься от меня, раб Божий,
когда я нахожусь в печали? Зачем бежишь от меня, когда я умоляю тебя с
рыданиями? Воззри не на женщину, а на боль ее сердца и на ее слезы!
Умилосердись надо мною, угодник Христов! Вспомни, что Спаситель
почтил наш пол, облекшись
от него человеческой плотью, что и сам ты рождён женщиной.
Посему не отвергни без помощи меня, притекшую к тебе
и ожидающую от твоих молитв разрешения своему неплодию, за которое мой
муж
постоянно укоряет и оскорбляет меня».
Вопрос
2075:
Что служило источником прозорливости для насельников монастырей, и не
им ли
сказал пророк Михей 3:7
- «И
устыдятся прозорливцы, и посрамлены
будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа
от Бога»?
Ответ:
Они не искали ответа строго по Писанию, а ждали каких-то
откровений, знамений. Им всё время нужно было, чтобы кто-то извне
указал
им. Ис.47:10
«Мудрость
твоя
и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце
твоем: «я, и
никто кроме меня»».
Мария
Египетская – 1 апр.
«Иоанну, игумену монастыря, где ты живёшь, скажи:
смотри за собой и своей братией, во
многом надо вам исправиться,
но скажи
это
не теперь, а когда Бог
наставит тебя…
Игумен Иоанн, как о том передавала еще преподобная Мария авве Зосиме,
нашёл
некоторые неисправности в монастыре и устранил их с Божиею
помощью».
Вопрос
2076:
Разве
плохо, что человека в монастырях
приучали к
полному послушанию старшему?
Сегодня нигде
нет никакой дисциплины и
навыки таковые не были бы лишними.
Ответ:
Послушание – великая вещь. Но у всего великого есть начало и
возрастание.
1Цар.15:22
– «И
отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны
Господу, как
послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и
повиновение
лучше
тука овнов».
Послушание Господу
спасает от блужданий ума, ведет к
достижению
благой цели. Ис.29:24
– «Тогда
блуждающие духом
познают мудрость, и непокорные научатся послушанию».
На
послушании строится и добро и злодейство.
Какие послушные были гитлеровцы, большевики, киллеры всех веков. Но Бог
дал
человеку свободу, и эта свобода начинается в свободе духа, в разуме,
чтобы ты
мог избрать и принести послушание в здравомыслии
Богу. Если
же свет Евангельский погашен, то
отдающий приказание делается орудием дьявола, а исполнитель
следует за
слепцом и обеих ожидает провал в
ад. Самое
преступное то, что этого послушания
стали требовать во имя Христа; и всю вину за исполнение безумств своих
теперь
уже взваливали на Иисуса. Священное Писание учит нас
иметь
послушание Богу;
и это вполне достижимо, когда душа
возродилась
свыше и движима
Духом Святым, всё делает с любовью и
самоотречением. 1Пет.1:22
– «Послушанием
истине чрез Духа, очистив
души ваши к нелицемерному
братолюбию,
постоянно любите друг друга
от чистого сердца».
В
монастырях шло часто
извращение личности, и самые садистские замыслы
без
затруднений покрывались тем, что это творилось якобы для полушания
Христу. Бездумность, полное выхолащивание
мысли,
приводило к бегству из монастырей, ярому
бунту, так
что игумену
приходилось спасаться бегством или
погибать. Рим.6:16
–«Неужели
вы не знаете, что, кому вы отдаете
себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы
греха к
смерти, или послушания к праведности?»
Уставы
повелевали наказывать
розгами непослушных. Это во всех
уставах самых знаменитых монастырей. И самым страшным преступлением
было
бегство из монастыря. Равным ему было только сокрытие подготовки к
побегу или
заступничество за наказанного – этих без милосердия предавали
проклятию.
Произошла подмена Царствия Божия монастырем и воля Бога
была
полностью заменена волей,
хотением
начальника
монастыря. Пахомий Великий так и пишет : «всех зол хуже
–
противиться воле Божией и угождать своему хотению».
И
поэтому всякое
непослушание безжалостно каралось. Человек мог прожить только в
беспрекословном
послушании любому
эксперименту своего
аввы. Евр.2:2
– «Ибо,
если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое
преступление
и непослушание получало
праведное воздаяние».
Стр. 155 п.
8. «Древние иноческие
уставы».
«Теперь предложу о достопамятном деянии аввы Муция, который,
когда, отрекшись
от мира, искал приятия в обитель, прождал за воротами монастыря в
томительном страдании
долее, нежели кто
другой и своим неутомимым терпением достиг того, что его сверх обычая
киновийского, приняли в обитель вместе с маленьким сыном, которому было
тогда
около 8 лет. Когда они, наконец, были приняты, то тотчас были размещены
в
разные келлии и отданы под науки разным старцам, чтобы отец не
помышлял, что из
всего, им оставленного,
у него
остался по
крайней мере сын, а напротив, чтобы, как
знал он, что
теперь уже не богат, так
перестал
сознавать
себя и отцом. Чтобы
потом яснее обнаружилось, что в нём берёт перевес: кровное ли
сострадание, или
повиновение самоумерщвлению, которое по любви ко Христу
должен
всему
предпочитать, нарочно оказывали пренебрежение
к его
детищу, одевали его в тряпки более, чем
в настоящую одежду,
держали
неумытым и
нечёсаным, так что взгляд на него мог скорее скорбь причинить отцу, чем
доставить
утешение. К
тому же часто
и побои
наносили ему; и отец своими глазами
видел, что
невинного малого бьют
понапрасну. Не смотря
однако же
на то,
что с сыном
его так
поступали
каждодневно
на глазах его, он от любви ко Христу Господу и добродетели
послушания хранил
сердце свое
свободным от всякой тревоги и
смущения. Ибо, не считая уже его своим, после того, как
вместе с
собою и его принёс в жертву Христу и
не на настоящие оскорбления его смотрел, а
паче
утешался верою,
что они
никогда не бывают переносимы
бесплодно, почему мало думал о сыне и
слезах его,
а всю заботу обращал на свое преуспеяние в смирении, такое
отрешенное настроение его ума и сердца не могло укрыться от аввы
киновии, и
он, желая
показать твёрдость его духа,
в один
день, когда сын его о чём-то плакал, как бы в сердцах на него,
приказал отцу схватить
его и бросить в
реку. Тот, как бы от самого Господа прияв повеление, бегом побежал,
схватил
сына и на своих руках
притащил
его на
край реки,
бросил его в неё. Такова была
горячность его веры и стремительность послушания. И утонул бы отрок,
если бы наперёд
нарочно посланные туда братия, и заботливо обложившие берег речной, его
брошенного уже не вытащили из
глубины
реки». (Древние
иноческие уставы» стр. 572. глава 27).
В
тот день была
жара и духота,
И
мог под солнцем выстоять
не каждый,
Когда
Спаситель, свесившись
с креста,
Сказал
в толпу, что Он
томится жаждой.
Был старший
стражник
слишком
зол и груб,
Чтоб дать
воды из глиняного
кубка.
–
Ползет на
трости до Христовых губ
Злым
уксусом напитанная губка.
Так
шли часы, мучения
полны,
И
пот тяжёлый смешивался с
кровью.
Вверху
креста крепилась к
изголовью
Доска-табличка
с
надписью вины.
Читались
буквы крупные на ней
По-римски,
гречески и арамейски:
«И»
- значит Иисус, «Н» - Назорей,
В насмешку
«Ц» и «И»
-
Царь иудейский.
Над
площадью, над скопищем
голов
Все
взоры эта надпись
призывала.
«И»,
«Н», «Ц»,
«И» - и сокращенье слов
С
тех самых пор зову – инициалы. Надеж.
Веселовская 1990