Вопрос
1803: 7
т.
Можно
ли полностью доверять тому, что написано в житиях у Димитрия
Ростовского,
у Филарета и у других?
Ответ:
Полностью
можно доверять только Священному Писанию, то есть Библии, а жития
писались через столетия после жизни тех, кого хотели сделать более
известными. Все эти их разговоры, прямая речь, видения их, всё это
часто плод писательской благочестивой фантазии, воображение
патриота-монаха, ратующего за распложение монашествующих. Подлинны
только те жития, что есть в Библии. А таких очень мало. Почти везде
добавки, выдумки, видения и сновидения, как сами жизнеописатели пишут.
Иак.3:17 –
«Но мудрость,
сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива,
полна милосердия и добрых плодов,беспристрастна и
нелицемерна». В житиях
очень много написано пристрастно; и как всякий полемист, лишь бы
добиться победы, пишет, выдавая желаемое за как бы бывшее. И стилизация
под существующий строй допускалась, как пишут исследователи.
Были
бы эти писатели такие же верные Иегове, как Михей, тогда и житий этих
не было, а все они вместились бы не в 12 книг, а в одном стихе, который
отсеял бы всё это подыгрывание. 2Пар.18:13 –
«И сказал Михей: жив
Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я».Евр.13:7 –
«Поминайте наставников
ваших, которые проповедывали вам
слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайтевере
их». Кто прятался от
людей – все эти пещерники уже не были бы в житиях, если бы
следовал Димитрий Ростовский совету Апостола Павла. И тех, кто не
проповедывал слово Божие, их тоже нам и знать не следовало бы, быть
может, согласно этого же совета Апостола Павла.
Димитрий
Рост. – 21 сент. «Промыслом
Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления
Миней-Четьих, которыми он принёс величайшую пользу всему народу
Русскому. … принять на себя труд исправления и
составления Житий
святых. … Душа его, наполненная образами святых,
жизнеописанием коих он занимался, сподоблялась духовных видений во
сне.
«Августа
десятого 1685 г.,— повествует сам святой Димитрий,
— в понедельник, услышал я благовест к заутрене, но, по
обыкновенному своему ленивству,
разоспавшись, не поспел к началу, и проспал даже до чтения Псалтири. В
сие время видел следующее видение. «Казалось, будто поручена
была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святые мощи.
Осматривая со свечою гробы святых, увидел там же, якобы почивающую,
святую великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую
боком, и гроб ее являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить,
вынул мощи ее из раки, и положил на другом месте. Очистив раку,
приступил к мощам ее, и взял оные руками для вложения в раку; но вдруг
узрел в живых Варвару святую. «Святая дева Варвара,
благодетельница моя! умоли Бога о грехах моих»,—
воскликнул я.
Святая
ответствовала, будто бы имея сомнение некое: «Не ведаю, умолю
ли, ибо молишься по-римски». «Думаю, что сие мне
сказано для того, что я весьма
ленив к
молитве, и уподоблялся в сем случае Римлянам, у коих весьма краткое
молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва».
… Димитрий смиренно замечает: «Бог ведает, что сей
сон знаменует, и каково оного событие воспоследует! О когда бы
молитвами святой Варвары, покровительницы моей, дал мне Бог исправление злого
и окаянного жития моего»!
Другое
сновидение,
случившееся через три или четыре месяца после первого, было следующее:
«В 1685 г. в Филиппов пост,—пишет святой
Димитрий,— в одну ночь окончив письмом страдания святого
мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или
меньше до заутрени, лёг отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении
узрел святого мученика Ореста, с лицом весёлым ко мне вещающего сими
словами: — «Я больше претерпел за Христа мук,
нежели ты написал». … В то самое время учиненный к
заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное
видение скоро окончилось.
…
я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, сие под
клятвою моею священническою
исповедую».
Иоанн
Богосл. – 26 сент.
«Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по
имени Романа (Ромена), прославившаяся даже до Рима злобою дел своих,
которая держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и
Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своею она
привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать
огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и
немало оставались они в толикой беде
...
В то время как Иоанн спрашивал Прохора о случившемся, Романа увидев их
беседующими, схватила Иоанна и начала наносить ему побои, укоряя и
возлагая вину смерти Домна на Иоанна. Наконец сказала: «Если
ты не воскресишь Домна, я убью тебя».
Бог
пользуется в деле самым малым, 2Кор.10:10
Заброшенным,
ненужным, завалящим. 1Кор.1:28
Не
важно из чего, из дерева, из стали, 2Кор.4:7
Одна
копейка в банке, или целый ящик. Мрк.12:43
Но
это малое, попав в пастушью сумку, 1Цар.17:40
Пристроившись
в пращу мальчонки псалмопевца, Суд.15:15
Уже
во лбу врагов готовит лунку, Суд.3:31
Пшеничинка
течёт из плена тестом. Исх.12:34
Малюсенькие
капельки дождя, 1Кор.3:6
Такие
глыбы размягчает в поле. Пс.64:11
Слезинки
сиротинки до неба долетят, Иов.24:3
В
руке отважной женщины ракеты – чудо колья. Суд.4:21
Напрасно
христианами враги пренебрегают: 1Цар.17:42
Их
мало, за себя не постоят. Деян.5:29
Но
вот уж их дивизии, бригады. Деян.2:41
Позорный
крест – над скалами маяк. Еф.3:18
Такие
незначительные люди, 1Кор.1:28
Незнатны,
неизвестны и в оковах. 2Кор.6:9
Растёт
и ширится из Галилеи Чудо – Лук.23:5
Победное,
Божественное Слово. Лук.21:15
Что
значит проповедь о Плотнике распятом, 1Кор.2:2
И
понесли ее с десяток рыбаков? Иоан.6:70
Для
иностранцев вдруг заговорили внятно, Деян.2:6
И
слушатели бросили в огонь своих богов. Деян.19:19
Христианин,
с Иисусом ты повсюду не один, Евр.13:5
В
великой немощи всегда Христова сила. 2Кор.12:9
Из
уст у Агнца меч, огонь и дым, 3Ездр.13:27
Сгорают
ленины, нероны и аттилы. 3Ездр.15:23
Перебирая
чётки по утрам, 1Фесс.5:17
Высказываем
тайные желанья. Лук.18:7
От
сырости слезы с грибной головкой храм, Деян.12:5
Мой
враг на водопой пришел не львом, а ланью. Пс.41:2
Каким
бы ты себя несчастным ни считал, Иов.3:24
До
праха малосильным, убогим, бесталанным – 3Цар.17:12
Пастушья
палка-жезл, пробьет утробу скал, Чис.20:11;11:9
Пустой
сосуд с рассветом наполнишь чудной манной.ИгЛа.8.6.03.
|