Вопрос
1862: 7
т.
Когда
либо церковь
как-то делала ли рассмотрение житий с
тем расчётом, чтобы высказать хотя бы пожелание, кому и кто должен
подражать, взирая на кончину жизни их? Кому-то постничество, кому-то
безмолвие, чтобы этому святому, сильному в этом подвиге, и молиться бы
можно было.
Ответ:
Страшный
вопрос. Да разве можно так вживе смотреть на жития? Они же как
сказки для разинувших рот дошкольников, чтобы могли ахать и
восторгаться и на этом всё закончилось. А если кто начнет так
подражать, то он будет сочтен умалишенным, полным идиотом.
Это тени святых еще позволяют выслушивать про них разные выдумки их. Но
в жизни-то они в большинстве своем невыносимо скучны и не
транспортабельны. У них нет нисколько послушания ни Библии, ни канонам
церковным. Они жизнь строили на выдумках, на вычурности вымыслов, как и куда деть
ноги, бороду, язык. Пс.118:113 –
«Вымыслы человеческие
ненавижу, а закон Твой
люблю».
Паисий Вел.
–19 июня «По
прошествии некоторого времени, преподобный, видя, что его безмолвная
жизнь постоянно нарушается приходящими к нему братиями,
стал тяготиться этим, ибо сам
он желал строго соблюдать подвиг безмолвия; поэтому он решил оставить
ту пещеру, где прежде жил, а вместе с этим – и попечение о
братии своей. И вот, тайно от всех, он ушел оттуда и отправился в более
отдаленные места пустыни; здесь в одном месте он нашел пещеру,
поселился в ней и три года пребывал там. И за это время сильно выросли
волосы на голове его и были так длинны, что, привязывая их с
некоторым искусством к
колу, который был водружен наверху пещеры, он мог, не засыпая ни на
минуту, совершать все свои всенощные моления; таким образом как
ночью, так и днем, он не давал себе покоя, всецело предаваясь труду, и
только в нем имел покой, ради любви Божией, которою всегда был
объят».
Иулиан –
18 окт. «Однажды
Астерий, вышеупомянутый ученик св. Иулиана,
сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и нередко
посещавший своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принес на
плечах своих в дар ему большой мешок смокв; он нёс на себе эту тяжесть
в продолжение семи
дней пути. Смущенный и огорченный тем, что ради него другой человек так
утрудил себя, Иулиан не
захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение.
Когда же Астерий стал уверять старца, что не сложит тяжести с своих
плеч, пока тот не согласится принять приношение, тогда преподобный,
хотя и тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но, увидев
искреннее желание услужить ему, принял эту услугу».