Вопрос
1879: 7
т.
В
житиях очень часто герои-подвижники сравниваются с библейскими
персонажами. Насколько правомочен былжитописатель,
так говоря?
Ответ:
Поразительно
то, что любому непредвзятому читателю Библии с первого взгляда понятно,
что такие сравнения совершенно надуманы, и все они даже близко не
подходят друг к другу. Но вот так уж хочется походить на библейских
служителей, а делать всё по-монашески надуманно. Православные
исключительно плохо знают содержание Библии – так, по
верхушкам, по слухам. Если же кто-то прочитал что-то, то давно это
было. Если скитается по пустыне самовыдумщик новозаветный, инок потупленный
и безразмерно скучный, то обязательно сравнивается с теми, кого гнали
цари, кого искали убить. Но этого-то никто не трогал, не гнал. Если
убежала она от мужа, бросив ребёнка или жениха, или он ринулся на
остров или в отдаленнейший монастырь, оставив мать престарелую, или
жену, или невесту, только что обручившуюся ему, чью судьбу, жизнь он
безнадежно и нагло изломал и искалечил, как Алексий, не Божьим
поступком, то явно же, что эти сравнения их жизни с древними
избранниками Божьими – вычурно натянуты, искусственно
притянуты друг
к другу. При этом сравнении эти иноческие выходки еще только нагляднее
показывают, что они вытворяли эти свои подвиги по полному неверию в
искупительную Жертву Спасителя Иисуса Христа, в Его благодать, даруемую
даром, бесплатно, без наших заслуг. Иначе какая
бы это была благодать, если бы они ее заслужили за свои труды? Рим.11:6 –
«Но если по
благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А
если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело».
Виссарион –
6 июня. «Удалившись
в одно пустынное место, Виссарион принял
на себя обет
безмолвия; изнуряя себя многочисленными трудами и умерщвляя
свою плоть постническими
подвигами, он, будучи во плоти,
уподоблялся бесплотным. Пост его был беспримерным: иногда всю неделю он
ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и питья в продолжении 40
дней. Однажды, ставши на одном открытом месте посреди терния и воздев к
небу руки и очи, обратив туда же и ум свой, он 40 дней и ночей пробыл
на молитве, стоя неподвижно. В продолжении этих
сорока дней он не
двинулся с места, ничего не вкусил, ничего не сказал никому, не
вздремнул, не впал в изнеможение от естественной слабости, ни о чем
земном не подумал умом, но весь, подобно бесплотным, устремил духовные
очи свои к Богу. За это и сподобился святой от Бога великой благодати:
ему сообщен был дар чудотворения, так что он был подобен древним святым
пророкам».
На
русском!.. Переводчикам хвала!
Они
покровы сняли с тех событий,
Произнесли
«Господь», а не «Аллах»,
Всё
размололи и просеяли на сите.
На
русском разговорном языке
Хочу
молиться, прославляя Бога!
Я
не пустынник, не монах-аскет.
Мне
хлеба! Хлеба! Пусть совсем немного!
Евангелие
на русском языке!..
Духовно-пренебесное звучанье!..
Но
выпирает нынешний закхей,
И бесноватого безумное
мычанье.
Так
циркулярный фарисей-статист
“Традицию”
и “корни” оголяет:
«По-русски?..
Ты сектант!.. Баптист!..»
И
атмосферу визгом накаляет.
***
На непонятном создается
тайна.
Ключ
разуменья лишь у одного.
Под
скорлупой ореховой – питанье?
И
в бане моется, как думаешь, нагой?
Запаянный
сосуд с холодной влагой,
Сундук
закрытый – утеряли ключ.
С
непонимающим намного легче сладить:
Сдирай,
бодай, выталкивай и мучь!
***
Дворяне
на Руси… и по-французски
От
слуг скрывали тайный разговор.
Так
до Христа был доступ сделан узким –
Жаргоном
– «феней»
пользуется вор.
Цареву
тайну надобно хранить,
А
о Господней возвестится громко…
Понятное!
И молот бьёт в гранит! Иер.
23:29
А непонятное –
под саваном в сторонке.
Плен
Вавилонский нам не по-плечу.
К
смешенью языков как раки пятимся.
Я
непонятный сорок лет учу
Под
горницей… И жду
Пятидесятницу. Деян.
2 гл. 18.08.2001г. ИгЛа.
|