Вопрос
1934: 7
т.
Люди
привыкли, что всякое слово, исходящее из уст черноризцев –
истинно; но где мы можем найти
доказательства их истинности, или двух-трёх свидетелей, как учит
Св.Писание?
Ответ:
У
Ветхозаветных мужей было уважение к потомкам. Они оставляли на память
камни со дна Иордана, манну в сосуде, чтобы показать внукам и верующим. Иис.Нав.4:3,6-7 –
«И дайте им повеление
и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги
священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою,
чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в
последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти
камни?», вы скажете им: «в память того, что вода
Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он
переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким
образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.». Исх.16:33 –
«И сказал Моисей
Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор
манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши».
Но монахи пошли иным путем. Народ верил, что монахи более близки Богу,
и потому проверять ничего не надо. Если они написали сами о своих
товарищах, что тем было явление Ангела, слышалось благоухание , или
нашел он подвижника в пустыне, то заканчивается всегда исчезновением
этого чуда. Умерший завален им камнями в пещере; если у Онуфрия были
пальмы, то по смерти его мгновенно ручей пересох, пальмы исторглись и
следа нет. Даже дощечек Пахомия, на которых, якобы, ему Ангел дал устав
его монастыря, их тоже нет, как у Джозефа Смита, основателя мормонской
веры. Если это человек, который мог бы подтвердить истинность своего
пребывания в раю, то про него только пишут иные. И кто пишет
– тоже сокрыто. А где же этот свидетель? Его нет. Крайнее
неуважение к слушателям.
Сегодня
ни в одной газете такой материал не прошел бы, кроме как в Епархиальных
«мурзилках» нигде не пропечатали бы столь
недоказуемый и недостоверный материал. Писание нас предупреждает, чтобы
мы не доверялись людям, если их слова не подтверждаются Писанием. У
простолюдинов Священного Писания на руках много ли было? Почему же не
было заботы у пап и патриархов, чтобы на родном языке у каждого народа
было Евангелие? Чтобы не с чем было сравнивать, но чтобы брали всё на
веру, что прорекут монахи?
Евфросин
– 11 сент.
«Многие при знатности своего рода не имеют никаких
добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив, нередко люди
простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в
рай Божий.
…
По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских
яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех
яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились
тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы
поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и
скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда
именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться:
ибо если для него был открыт рай, то куда
же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали
многим на благословение, в особенности же – для исцеления:
ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней».
Паисий
Вел. –19 июня «Невидимый
же враг, завидуя всегда всем добрым людям и умея изобретать для рабов
Христовых различные и многообразные ухищрения, простер свое коварство и
на сих двух иноков и задумал так их обольстить: у одного из пустынных
отшельников, который еще не был совершен в иноческом нестяжании,
украдено было его убогое келейное имение. Отшельник этот, еще будучи
малодушным, и потому жалея украденные вещи, стал искать укравшего, но
не нашел его; услышав же об одном прозорливом старце, и надеясь, что
тот поможет открыть ему и украденное и укравшего, он отправился к нему:
к преподобному Паисию он не посмел идти, боясь, как бы тот не стал
укорять его в любостяжании.
Придя
к тому прозорливцу, инок стал просить его, что бы он сказал ему, где
находится украденное и кто именно украл. Но старец, не будучи на самом
деле просвещен благодатью Божиею в прозорливстве, но провидя всё силою
бесовскою, по научению злого беса, – оговорил тех двух
иноков, которые недавно поселились в пустыне: «Вот эти иноки,
– сказал прозорливец, – совершили покражу; взяв
этих безмолвников, не отпускай их, пока они не отдадут тебе
всего».
Услышав
это, отшельник тотчас же с поспешностью отправился в лавру той пустыни;
придя к игумену и выпросив у него сильную стражу, он пошел далее и как
бы нечаянно напал на тех безмолвствующих двух иноков; он схватил их как
злодеев и, с побоями влача их, привел в лавру; здесь они с бесчестием
заключены были в темницу. Игумен же вместе со старцами, поверив тому
прозорливцу, осудил тех иноков, как воров, к лишению иноческого чина и
стал пытать их побоями об украденных вещах. Преподобный же Паисий,
прозорливо узнав, по благодати Божией, обо всем совершившемся и жалея
тех двух братий, которые в это время неповинно так страдали, восстав,
отправился из келлии своей в ту лавру. Об его приходе повсюду тотчас же
было известно, так как среди пустынножителей не было имени более
славного, как имя Паисия, который везде прославлялся за свою
богоугодную жизнь. Для приветствия его собрались и братия из окрестных
монастырей и отшельнических келлий, сошлись к нему даже и старцы.
Пришел между прочим и тот старец, который, по бесовскому обольщению,
выдавал себя за прозорливца. И когда все отцы и братия воздавали
святому любезное о Христе целование, великий отец наш Паисий спросил
их: «Куда вы удалили двух юных иноков –
пустынножителей?»
Братия
молчали. Потом некоторые из них, отвечая, сказали: «Отче, они
воры, и за дурные дела свои теперь затворены в темнице».
Святой на это сказал им: «Кто сказал про них, что они
воры?» Тогда братия, указывая на прозорливого старца,
отвечали: «Вот этот прозорливый отец указал на них, как на
воров».
Тогда
великий Паисий вопросил того старца: «Правда ли то, что ты
сказал про них?» Он же ответил: «Сказанное мною
– истина: это открыто мне было от Бога». После
этого святой Паисий сказал: «Если
бы это твое прозорливство было от Бога, а не от бесовского прельщения,
то на твоих устах не было бы видно диавола».
Слушая
это, все были объяты страхом: ибо всем ясно было, что слова, исходящие
из уст Паисия, истинны; и все стали укорять обольщенного того
прозорливца, и понуждали его просить прощения у преподобного; и он,
объятый стыдом, припал к честным ногам святого, произнося:
«Отец, прости меня и помолись обо мне,
прельщенном». И лишь только святой сотворил молитву за него,
как на глазах у всех, из уст прельщенного, вышел тщеславный и лживый
бес и, превратившись в большего дикого вепря, с великою яростью
устремился на преподобного, желая как бы растерзать его зубами своими.
Но блаженный отец, закляв нечистого духа, послал его в пропасть. А
старец тот, который прежде был обольщен диаволом, ощутил и даже глазами
увидел исходящую из него бесовскую силу прельщения; исполнившись
великого ужаса и трепета, он пал на землю, валяясь у
ног Паисия, и со слезами молил получить от него совершенное прощение.
Также и прочие братия, которые, предавшись обольщению, оскорбили
неповинных, – все они, припавши к святому, просили у него
прощение. И вывели из затвора тех двух юных иноков, и все, смотря на
них, с умилением плакали, а обидевшие их просили у них молитв.
Преподобный же Паисий поучал всех – с осторожностью избегать
подобных вражеских прельщений и не верить лжепророчеству тех, которые
стараются казаться святыми и прозорливыми. А лаврскому игумену,
наедине, он указал, где положены украденные вещи, об украдших же ничего
не сказал. Потом, преподав всем прощение и сотворив за всех молитву, он
возвратился в свою келлию».
Библия
переполнена увещаниями прислушаться к тому, что в ней написано, ибо она
есть истинное слово Божие. Слова «Так говорит
Господь» встречается в Библии – 476 раз;
«Говорит Господь Бог» – 243 раза;
«Господь Саваоф» – 95 раз;
«говорю тебе» – 33 раза;
«говорю вам» – 134 раза. Еще есть
«говорил мне»; «говорил
народу». Итого более тысячи раз Господь обращается к нашей
душе, чтобы мы верили не через посредников, не через сомнительные
книжки, а прямо к Нему обращались; прямо через Библию, ибо только в ней
Его вечное слово оставлено смертным.
И
нам этого не достаточно, чтобы поверить Говорящему и подтвердившему
Свои слова на страницах вечной Библии? Нам этого настолько
недостаточно, что мы ищем еще голоса в пустынях, прислушиваемся, что
этим пустынникам скажет некий голос, скажет явно вопреки Священного
Писания? Да в уме ли мы? И какую веру и в кого тогда мы исповедуем?
Какой
смелостью, настырностью и нахрапистостью обладают защитники пустынной,
монастырской жизни! А любящие Бога и любящие Его вечное Слово так
боязливы, так нерешительны противостать этим неверам, что бы как их не
обвинили в неправославии. Такое стало возможно только тогда, когда душа
не полюбила Бога, не полюбила Его святое Слово. Когда читаешь Библию,
она умудрит тебя и сделает смелым против всех ухищрений диавола. Пс.118:
97-100 –
«Как люблю я закон
Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее
врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей
моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо
повеления Твои храню»
|