Вопрос
2003: 8
т.
Иногда
писатель, создавая образ героя,
наделяет его личностными чертами. Не то же ли мы видим и в
«Житиях»?
Ответ:
Только
так! Он монах и всё гнёт только под спасительность пострига и ухода от
активной жизни в дебри самости и угнетения
иизничтожения плоти.
Если он отрёкся от богатства, то и в житиях он своих героев наделяет
такими же
чертами – бессребренники.
А на
деле-то легче святого найти, чем нестяжательного. 2Тим.3:5
– «Имеющие
вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых
удаляйся». 1Пет.5:2 –
«Пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не
для гнуснойкорысти,
но из усердия».
Но
особенно наглядно это видно в житиях первых веков, которые совершенно
непохожи на жития, начиная с четвертого века, со времени бурного роста
монашества. И вот, описывая живших в первом веке, житописатель-монах 17-го
века, гнёт их
жития под свою монашескую колодку, явно и неприкрыто-обманно вставляет
такие, якобы бывшие поступки
даже у Апостолов, как у Фомы, что достойно сие горького сожаления.
Будто бы Фома разводил семейных.
Да не мог же он идти вопреки тому, что знал от Господа и вопреки тому,
как учили другие Апостолы. 1Кор.7:5 -
«Не уклоняйтесь друг
от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана
невоздержанием вашим».
Фома
Ап. - 6 окт. «По
окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал
к себе святого
Апостола Фому и сказал: «Войди
во дворец и благослови отданную замуж дочь мою». Апостол,
войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению
чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился. Во
сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола
Фомы и с любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним –
Фома, сказал ему: «Ты вышел от нас раньше всех –
каким образом ты снова очутился здесь?» Господь ответствовал:
«Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от мира
и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими
братьями в будущей жизни, но и наследуют Мое царство. Итак не
забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно
его совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь
нетленных венцов в Моем небесном чертоге».
Сказав сие, Господь стал невидим; они же, пробудившись от сна,
рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши, всю ночь
усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце,
как драгоценные жемчужины…
Мигдония умилилась
сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой,
она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с
племянницей своей Синдикией о
Христе, утверждалась в любви к Нему. С того времени она стала гнушаться
неверующими, как врагамиБожиими,
и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем
отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить
супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и
когда он не мог заставить Мигдониюизменить
свое решение, то стал просить царя Муздия,
чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не
гнушатьсясупружеским сожитием
(царица Тертиана и Мигдония,
жена Каризия,
были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и
спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу.
Мигдония отвечала:
«Потому, что он – язычник и враг Божий, а я
– раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть
оскверненной человеком неверующим и нечистым»...
Он
же, проповедуя им Христа, просветил их светом веры, омыл купелью
святого крещения и научил их хранению заповедей Божиих и
всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония,
запечатлевши в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе
служить Господу в чистоте и не
сообщаться с мужьями своими, как с неверными…
Царица Тертиана,
возвратившись от Мигдонии,
пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться
от плотского сожительства с мужем своим. Царь, удивившись такой
перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию:
«Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою
собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к
тебе».
Есть
ли место Христу и за скудным столом,
Приглашён
ли Он Сам
среди званых?
Когда
даром дают, сколько прёт напролом
-
Редко-редко
увидишь не пьяных.
Место
тем, кто воистину беден и бледен,
Погорелец,
вдова, сирота.
Сколько
беженцев может сидеть за обедом,
Кто
промок под
забором, так ночь коротал.
Есть
ли место для Библии в нашем шкафу
И
на нашем столе, в
рюкзаке?
В
нашем сердце есть место хотя бы стиху,
Или
так и бредём налегке?
Место
голубь нашёл не на трупах скота,
Он
масличный листок углядел. Быт.8:11
У смиренных есть
повод увидеть Христа, Иоан.14:23
Среди
множества суетных дел.
Просвещённых умом
Дух Святой посетит -
Тех,
кто жаждет воды родниковой. Иоан.7:37
Не
в пещеры к отшельникам или же в скит,
А
туда, где Священное слово в
оковах.
На
безводных пустынных местах
Что
же бисер горстями
метать? Мф.7:6
Кто
забыл о нужде за столом у Христа,
Тот
манкурт, православный мутант.
Им
кусочки от трапезы
тучной возьми, Лук.9:13
Раскроши всем хотя понемногу.
Тут
враги завопят: «Будет много возни!».
Рвы
нарыв, перекроют дорогу. 1Фесс.2:15
Им
пудами взамен из огарков свечей
Выльют
идола – мироточенье,
Не
Христа, а иконы, частицы мощей...
О
подобном ином попеченье.
Среди
речи, статей вы позвольте Христу
Свою
мысль довести до конца.
У
дверей на дворе слышен Странника
стук. Откр.3:20
Кто
такой?.. Нам
не видно лица. 30.9.03
ИгЛа Иоан.5:43
|