Православный форум Игнатия Лапкина.
 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры


ответа по темам:

1. Бесы, колдовство
2. Библия
3. Богослужение
4. Болезнь
5. Грядущий суд
6. Вера
7. Взаимоотношения
8. Душа человека
9. Война, служба в армии
10. Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13. Дети, лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси, секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19. Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22. Лапкин, книги
23. Литература, искусство
24. Молитва
25. Монашество
26. Мощи
27. Мусульманство
28. Обращение ко Христу
29. Община
30. Объединение
31. Патриархия
32. Пища, посты
33. Покаяние
34. Политика
35. Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38. Промысл Божий
39. Проповедь, благовестие
40. Работа
41. Разбор выступлений
42. Разное
43. Рождение
44. РПЦ
45. Русский язык
46. Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50. Старообрядчество
51. Суды
52. Христос, Бог
53. Царство небес, Рай
54. Царь
55. Церковь

Православный форум Игнатия Лапкина

Вопрос 3251

Вопрос 3251: 18 т. 

Почему жития так похожи одно на другое ? 
Или такая была жизнь, или по-другому нельзя было описать её ?

Ответ: 

Надзирающие за благоприличием в мирском понимании стилизовали жития, и составители должны были входить в установленную форму написания. Вот как это выглядит, и это не моё видение, а инструкция на составление житий. По-другомунаписанное, как, например, про жизнь Давида, не пройдёт.

«Агиография  от греч. святой“ и “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы.

 Жития пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сферелитературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками). Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристикахмученических актов. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий».

Так и хочется составителю про многие жития сказать: Неем.6:8 – «ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Дан.13:43 – «Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». Сир.8:12 – «Не выдумывай лжи на  брата твоего, и не делай того же против друга».

 

Учите удивляться малышей

Всему, что так привычно, примелькалось;

Не пропустить трезвон мимо ушей,

И голос свой, что не такая малость.

       Рассматривая пальчики, суставы,

       Сумейте чувства чуда пробудить;

       Во всём, везде беззвучные октавы

       Проставьте к удивлению на вид.

Ладонь, подошву или же колено

Потрогать, как картинку рассмотрите;

Разумное всегда великолепно –

Созвучие чудеснейшего ритма.

       В любое время года или суток

       Ребёнку помогите веки разомкнуть,

       Чтоб он до старости мог с пузырями гукать,

       В учёбе не потребуется кнут.

Испытано не нами – пастушком

Из дома Иессея, младшим сыном;

Он пас овечек и ходил пешком,

Нам удивления на сотни лет отсыпал.

       Он слышал проповедь беззвучную небес,

       И как вещает мать-земля о Боге;

       Хватался за блокнот, едва успев присесть,

       Знал тайну скорби, словно жил в остроге.

Сравнениями сыпал неспроста,

Подстёгивал себя концом от смерти; –

Не видя, многое изрёк нам про Христа,

Тысячелетия его Псалтирь не меркнет.

       Не перестану удивляться снам, –

       Вся жизнь – почти что сонные мечтанья;

       При удивлениях осенняя весна,

       Подсчёт талантов завтра и настанет.

Ходите в лес с шуршащею листвой,

Смотрите перекаты горной речки,

Раскапывайте тайну – она за слоем слой…

Хвалитесь Господом, иначе будет нечем.       06.10.06. ИгЛа
















 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры
Яндекс цитирования Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU сайт Игнатия Лапкина сайт Игнатия Лапкина