Вопрос 3251: 18
т.
Почему
жития так похожи одно на другое ?
Или такая была жизнь, или по-другому нельзя было описать её ?
Ответ:
Надзирающие
за благоприличием в мирском понимании стилизовали жития, и составители
должны были входить в установленную форму написания. Вот как это
выглядит, и это не моё видение, а инструкция на составление житий.
По-другомунаписанное,
как, например, про жизнь Давида, не пройдёт.
«Агиография от
греч. “святой“
и “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся
изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами
святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской,
исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С
историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник
для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его
автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и
т.д. В историческом плане жития при соответствующей
историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по
истории церкви, равно как и по гражданской истории. В
социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать
характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в
частности, и так наз. народную
религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития,
наконец, составляют едва ли не самую
обширную часть христианской литературы.
Жития
пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и
различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация
житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что
относится к сферелитературного этикета. Это предполагает изучение
литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их
построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так,
например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому,
соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется
достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и
эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого,
рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с
другими подвижниками).
Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные
мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых
родителей, равнодушие
к детским играм и
т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных
типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших
образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной
и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного,
открывающегося подвижнику во время его страданий. Эта богословская
канва мученичества естественно отражается и в структурных
характеристикахмученических актов. Житие абстрагирует эту схему
спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим.
Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного
стиля житий».
Так
и хочется составителю про многие жития сказать: Неем.6:8 –
«ничего такого не
было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Дан.13:43 –
«Ты знаешь, что они
ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего,
что эти люди злостно выдумали на меня». Сир.8:12 –
«Не выдумывай лжи на брата
твоего, и не делай того же против друга».
Учите
удивляться малышей
Всему,
что так привычно, примелькалось;
Не
пропустить трезвон мимо ушей,
И
голос свой, что не такая малость.
Рассматривая
пальчики, суставы,
Сумейте
чувства чуда пробудить;
Во
всём, везде беззвучные октавы
Проставьте
к удивлению на вид.
Ладонь,
подошву или же колено
Потрогать,
как картинку рассмотрите;
Разумное
всегда великолепно –
Созвучие
чудеснейшего ритма.
В
любое время года или суток
Ребёнку
помогите веки разомкнуть,
Чтоб
он до старости мог с пузырями гукать,
В
учёбе не потребуется кнут.
Испытано
не нами – пастушком
Из
дома Иессея,
младшим сыном;
Он
пас овечек и ходил пешком,
Нам
удивления на сотни лет отсыпал.
Он
слышал проповедь беззвучную небес,
И
как вещает мать-земля о Боге;
Хватался
за блокнот, едва успев присесть,
Знал
тайну скорби, словно жил в остроге.
Сравнениями
сыпал неспроста,
Подстёгивал
себя концом от смерти; –
Не
видя, многое изрёк нам про Христа,
Тысячелетия
его Псалтирь не меркнет.
Не
перестану удивляться снам, –
Вся
жизнь – почти что
сонные мечтанья;
При
удивлениях осенняя весна,
Подсчёт
талантов завтра и настанет.
Ходите
в лес с шуршащею листвой,
Смотрите
перекаты горной речки,
Раскапывайте
тайну –
она за слоем слой…
Хвалитесь
Господом, иначе будет нечем. 06.10.06.
ИгЛа
|