Вопрос 3252: 18
т.
На
основании чего вы утверждаете, что многое в житиях и
многие жития выдуманы ?
Ответ:
На
основании Библии и на внутреннем восприятии при сравнении с жизнью
библейских святых. Теперь о том открыто пишут и церковной печати.
«Акты
мучеников (лат.
acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников
древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов.
Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех
процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого
рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся
акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14
сентября 258 г.; эти протоколы были составлены канцелярией проконсула
Африки. Фрагменты такого рода протоколов могут сохраняться и в
позднейших переработках житий мучеников (таковы, например, акты
скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония). Другой тип
мученических актов – это записи очевидцев-христиан,
стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и
победы подвижника; такие акты носят наименование мученичества (от лат.
passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св.
Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей
древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся
Мученичество св. Иустина Философа (ум. ок. 165 г.). Мученичество свв.
Перпетуи и Фелицитаты (ум. 202 г.), Мученичество св. великомученика
Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских
мучеников, пострадавших во время гонений IV-V вв.
Собирание
актов мучеников начинается ещё в период гонений. Согласно древнему,
хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых
нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от
разных христианских общин. После прекращения гонений собирание
свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный
характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего
“Собрание древних мученичеств” (Евсевия
Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и
“История палестинских мучеников”, сохранившаяся в
сирийском переводе; оба этих памятника составили основу
“Церковной истории” Евсевия, одного из важнейших
источников для ранней истории христианства. В многочисленных
последующих переработках этот материал вошёл затем в минеи, месяцесловы и
синаксари; на этой почве развились различные типы агиографических
повествований с определёнными структурными
схемами, отбором деталей и содержательными клише. Процесс собирания и
переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных
или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные
представления соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались
рассказами о чудесах и видениях, которые, естественно, не
могли быть
частью подлинных судебных протоколов. В такого рода литературных
обработках часто прослеживается фольклорный материал, представляющий
интерес для социально-культурной истории. Ряд актов содержит настолько явные
элементы вымысла, что побуждает сомневаться в самом существовании
соответствующих святых; таковы, например, мученичества св. Екатерины
Александрийской или св. Георгия Победоносца. Испытывая влияние
литературного процесса как такового, литература актов святых может
включать в себя переработки чисто литературных источников (примером
может служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о
Будде, или житие Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части
литература актов святых представляет интерес не столько для церковной
истории, сколько для агиографии, т.е. изучения литературных приёмов,
структурных схем и общих мест житийной литературы. Уже в древнейших
актах мучеников может быть прослежена их связь с евангельскими
повествованиями о Страстях Христовых. Поскольку мученики выступают как
идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу над
смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто
молитва перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят
прямые соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии
мучеников). Это взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит
основой для появленияапокрифических повествований, в которых
новозаветные события излагаются по образцам актов. К такого рода
апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже Иустином
Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического
Никодимова Евангелия; в этих актах сделана попытка реконструировать
процесс Христа. Сходный характер имеют апокрифические акты
(мученичества) отдельных Апостолов (акты Апостола Павла, акты апостола
Петра, акты Апостола Андрея), также получившие распространение с
древнейших времен (не позднее III в.)». Фил.3:17 –
«Подражайте, братия,
мне и смотрите на тех, которые поступают
по образу, какой имеете в нас».
Фундамент
– это главное у дома,
До
твёрдого, до прочного копать.
Тогда
и пертрубации не сломят, –
Готовь
заранее ломы и не жалей лопат.
Выравнивай
по уровню основу,
На
чём положишь первый ряд, бревно;
Вот
так же в основании и Слово,
Так
заповедало оно само давно.
Строитель
мудрый был Апостол Павел
И
благовестием фундамент заложил;
В
основе крест, на нём Христа восславим –
Фундаменты
такие хороши.
Никто
иного положить не смог, –
Не
обрекай строителей к крушенью;
На
ветер графики, расчёты, сотни смет,
Перекосит
весь дом и сломит шеи.
На
вере во Христа и потрудись,
Строй
не из дерева, из сена и соломы.
Сгорит
подобное, останки рухнут вниз,
Упрямым
головы, обрушившись, проломит.
В
горах обтёсывают на постройку камни,
В
притирку к одному один годами.
И
будет храм, жильё стоять на память –
Такое
в дождь и в бурю не придавит.
Из
золота построй и серебра,
На
драгоценный камень не скупись.
Придётся
постараться и собрать,
Голодных
накормить и жаждущим дать пить.
Душе
и телу не давай покоя,
Из
милостыни, жертвенности строить,
При
поношеньях оказаться стойким,
Когда
еретики, гонители напротив.
Тот
дом есть церковь каждого из нас, –
С
размахом строить будем или худо;
Откроется
в огне в последний судный час,
Осмеяны,
прославлены ли будем? 16.08.06.
ИгЛа
|