Вопрос 3261: 18
т.
Читаю
жития святых и там говорится об юродивых.
Разве Господь желал, чтобы мы выглядели как дураки? Притчи Соломона
и Сирах наоборот призывают к мудрости. Может, я что-то не допоняла?
Ответ:
Если
будете доверять Библии и Духу Святому, Который дал людям в Слове Своём
программу нашего поведения,
то вы не будете понимать то, что видите в церкви ныне, а будете
понимать то, что Господь желает сделать для вас понятным.
«Юродивый -
разряд святых подвижников, избравших особый подвиг –
юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради “поругания
миру”, радикального отвержения ценностей мирской жизни и
служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути
мирской мудрости и мирскому величию. Юродство как путь святости
реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа,
которое утверждает Апостол Павел: “Никто
не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем,
тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть
безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их”
(IКор.3:18-19),
ср. еще: “Мы безумны
Христа ради” (IКор.4:10).
Юродство
как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V
в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских
монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила
обособленно, выполняла всю грязную работу, но позднее обнаруживается её
святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из
Послания к Коринфянам, которые цитировались выше. Евагрий (ум. 600 г.)
рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые
питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир,
но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних
набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение
было исполнено
соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие,
неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим
подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием
Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в
Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса;
после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким
образом, юродство как определённый путь святости складывается к VI-VII
вв. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее
средство изничтожения гордыни, способность к прорицанию,
осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому
людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу,
обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные
тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днём и т.д. Юродство как
тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана
бесноватыми, жившими
у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых
(мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически
подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя
различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в
церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих
в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова,
исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в
бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на
евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф.8:29;
Мрк.5:7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив
восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как
исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея,
юродивого цареградского и т.д.). Подвиг юродства не получает
значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в
редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного
церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение
определённого времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни
аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях
преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона
Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (ум. 1175
г.) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные
рассказы о “божиих людях”, принимавших облик
безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся
исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цеце (XII в.) говорит,
например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые
в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу
и почитаемых
более, чем Апостолы и мученики; Иоанн Цеце пишет, однако, о них с
осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы.
Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей
этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество,
живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы.
При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых
официальной санкции не получало.
Если
в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России
оно приобретает весьма широкое распространение. Первым русским юродивым
следует считать Исаакия Печерского (ум. 1090 г.), о котором
рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых
отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в.
приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской
Руси. Русские юродивые ориентировались прежде
всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого
получило исключительно широкое распространение в России и вызвало
многочисленные подражания (житие было написано в Византии, видимо, в Х
в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V
в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают
думать, что Андрей Юродивый является вымышленной фигурой). К числу
почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий
Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай
Псковский Салос, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге
отчётливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской
традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип
поведения (перевёрнутое благочестие), обличение грешников и т.д. В
Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они
выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли.
Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие
юродивые почитаются ещё при жизни». Пр.3:13
– «Блажен человек, который снискал мудрость, и
человек, который приобрел разум». Пр.17:16 –
«К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости
[у] [него] нет разума». Сир.38:29 – «Мудрый
приобретет доверие у своего народа, и имя его будет жить вовек».
1Кор.1:21 – «Ибо когда мир [своею] мудростью не
познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством
проповеди спасти верующих». Кол.3:16 – «Слово
Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и
вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во
благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Зах.12:4
– «В
тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника
его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов
поражу слепотою».
|