Вопрос
1498: 5
т.
Можно
ли сравнить старцев Оптиной пустыни и современных старцев,
таких, как Иоанн Крестьянкин и т.д. Откуда старчество пошло?
Ответ:
Книжные
знания нужно обкатывать в жизни. Опыт долголетних всегда почитался во
всех народах, там аксакалы, совет старейшин был и есть. Они могут
давать советы с проглядом вперед. Молодые же, не имея опыта, любят
властвовать, гонор показать, независимость свою. И плоды их советов
будут глотать поколение за поколением. Сын мудреца Соломона был уже не
в отца, как говорят: природа отдыхала на сыне, выдалаСир.47:28 –
«Скудного разумом
Ровоама, который отвратил от себя народ чрез свое совещание».
Скудоумие его заключалось в том, что он пренебрегал совет старших. 3Цар.12:14 –
«И говорил он по
совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я
увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать
вас скорпионами». 2Пар.10:8 –
«Но он оставил совет
старейшин, который они давали ему, и стал советоваться с людьми
молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его».
Иов.12:12 –
«В старцах
– мудрость, и в долголетних – разум». Сир.6:35 –
«Бывай в собрании
старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную
повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя». Сир.25:7 –
«Как прекрасна
мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и
совет!»
Но
это только тогда так, когда старцы сами упражняются в законе Божием,
верят в Бога и верят Богу. А что спрашивать с тех, кто в Библию не
заглядывает, а только теплится на том, что познал в детстве от бабушек,
день и ночь на службе простоял, думая не по слову Божию, а как научился
от тех, кто тоже не по Писанию мыслил.
Пс.118:99-100 –
«Я стал разумнее всех
учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более
старцев, ибо повеления Твои храню». Сир.42:8 –
«Не стыдись
вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с
молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от
всякого человека». Иов.32:9 –
«Не многолетние
только мудры, и не старики разумеют правду».
Просвещенный от Духа Божия по слову Божию может и другим дать совет. А
старчество мыслится именно как иметь доброго старшего товарища,
советника. А из него сделали и кормушку для этих старцев, и путь к
безумной канонизации их, и вырастили племя совершенно безмозглых
прихожан, которые шагу не могут шагнуть без этих неразумных,
непросвещенных Словом Божиим старцев. Лезут в такие старцы очень охотно
молодые, зеленые, желторотые, но чрезвычайно надменные и гордые,
неканонично, до 30-летнего возраста возведенные в сан пресвитера и в
игумена – недоросли советские. Водимый Духом Божиим
востребован Богом,
Пс.104:22
– «Чтобы
он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости».
Тит.2:2 – «Чтобы
старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви,
в терпении».
Прем.Сол.4:9 –
«Мудрость есть седина
для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости».
Какие
были оптинские старцы – этого уже никогда не узнать. Но то,
что они жили не по прямому указанию Христа, не шли в мир на проповедь,
а забились за толстые монастырские стены – уже ставит их не в
число чутких учеников Христовых. Они скрылись в монастыри, которые не
по указанию Слова Божия основывались, а по византийщине, пришедшей к
нам с князем Владимиром. Истинно Евангельского пути на Руси никогда не
знали и не шли точно Евангельским путем никогда. Возникновение
старчества, как спец. института, это ведь тоже не от того, что народ
знал Библию. Как раз наоборот, что ничего не знали по Слову Божию и не
понимали, и за каждым пустяком лезли к этим мудрецам бородатым в
монастыри, и слово их принимали, как бы от Самого Господа Бога. Как
нынешние решения суда от имени Российской Федерации. А в советах-то тех
столько было не просто не Евангельского, но даже и явно
противоевангельского. Этот капкан захлопнулся для старчества очень
крепко и очень быстро.
К
этому положению всезнающих оракулов и советников-шептунов человек
привыкает в один день. А потом начинают безумные канонизации; и даже
уже сошедшего с ума под старость, любое движение губ их, даже во сне
сказанное ими слово, прихожане, приверженцы этих мудрецов провозглашают
великой им несравненной, божественной мудростью. Только и скажешь:
юродивая Русь. И сравнивать не нужно этих с теми, а сравнивать нужно их
жизнь и слова только и единственно со Словом Божиим. Ис.8:20 –
«Обращайтесь к закону
и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Иер.4:23 –
«Смотрю на землю, и
вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света».
«Известный
в Московской Патриархии «старец» Иоанн
Крестьянкин сошел
с ума.
Публикуемое
ниже письмо говорит само
за себя. Архим. Иоанн (Крестьянкин) – личность широко
известная среди паствы РПЦ
МП. Многие считают его опытным духовником и прозорливцем. С другой
стороны известна непреклонная позиция о. Иоанна в отношении РПЦЗ иКатакомбной
Церкви, которых он публично
именовал расколами и сектами. Его призывы сохранять верность МП,
«сплотиться вокруг патриарха», его восхваления прежним
советским патриархам отражены в его проповедях, опубликованных частично
в ЖМП. Известно также, что в молодости о. Иоанн был
«непоминающим», отказываясь признать духовную
власть митр. Сергия (Страгородского). Однако черезнекоторое
время он резко изменил свое отношение лично к митр. Сергию и к
его церкви. Это произошло, по признанию самого о. Иоанна, после того,
как митр. Сергий однажды явился ему в видении, представив себя в образе
мученика за Церковь Христову и укорив его за
сомнения. Являясь почти постоянным насельником Псково-Печерского
монастыря и свидетелем совершавшихся там в советское время
экуменических молений и служений, о. Иоанн
не произнес
ни одного слова обличения и даже сожаления по сему поводу. Наоборот,
несмотря на многочисленные обращения к нему с просьбой объяснить: как
можно оставаться в МП при таких вопиющих ересях и беззакониях, которые там
совершаются, о. Иоанн ссылался
на свидетельства митр. Вениамина Федченкова
о «богодухновенности» сергианства и оправдывал все добродетелью
послушания Патриарху...
Письмо
из Печер Псковских
«...Как
известно, в епархиях МП последнее время усиленно распространяется слух
о болезни, немощи и «затворе» широкоизвестного
«великого старца современности» о. Иоанна
Крестьянкина из знаменитого Псково-Печерского Свято-Успенского мужского
монастыря МП. Говорят, что он якобы даже уехал в Эстонию, где
«проходит курс лечения» и проживает в загородном
доме одного из своих многочисленных «духовных чад».
Его нежелание жить и лечиться в самом монастыре, имеющем Лазаревский
лечебный корпус, оборудованный немецкими протестантами-экуменистами по
последнему слову медицинской техники, объясняют его
«серьезными разногласиями» с наместником Тихоном
(Секретаревым) – личностью, действительно более чем одиозной.
Что
же происходит на самом деле?
Как
рассказала недавно покинувшая монастырь бывшая много лет келейницей
другого «знаменитого старца» Адриана Елена
Густоварова, о. Иоанн Крестьянкин попросту впал в старческий маразм как
простой и грешный мирянин. Это вызвало дикий страх среди насельников,
считавших его «великим старцем» и прекрасно знающих
по святогорско-старческому опыту, что подобное может случиться только с
лжестарцем-еретиком, так как настоящие старцы сохраняют полную ясность
ума до последнего момента земной жизни.
На
наших глазах рушится миф «официозного старчества»,
созданный МП, и долгие годы поддерживающийся в головах многочисленной
паствы.
Елена
Густоварова рассказала, что ей удалось увидеть о. Иоанна, не встающего
с кресла без посторонней помощи, откровенно впавшего в детство, никого
не узнающего, не понимающего того, с чем к нему обращаются. В монастыре
паника и разброд. Монахам строжайше запрещено общаться с паломниками и
уж тем более обсуждать тему здоровья Иоанна Крестьянкина.
В
самих Печорах среди верующих обстановка также близка к панике, во
Пскове тоже, особенно после того, как недавно во Пскове сгорел дотла
Снетогорский женский монастырь, восстановленный в середине 90-х годов
на деньги американских и немецких экуменистов. До сих пор специалисты
не могут установить причины пожара и понять природу этого необычно
сильного и быстрого возгорания, полностью уничтожившего весь
монастырский комплекс.
Верующие
же псковичи однозначно называют этот пожар карой небесной за
откровенный экуменизм, который практиковался священноначалием монастыря
и его насельницами. В СМИ до сих пор тщательно скрывается факт этого
страшного пожара, – происшествие тщательно стараются
замолчать.
Необходимо
добавить, что вышеупомянутая келейница о. Адриана Елена Густоварова, 35
лет тому назад оставив обеспеченную жизнь в Москве, переехала в Печоры,
чтобы посвятить жизнь церковному служению, во многом прельстившись
авторитетом «знаменитых старцев» о. Иоанна и о.
Адриана. Продав редчайшую коллекцию семейных ценностей, она передала о.
Адриану миллионы советских рублей на монастырь и прочие нужды.
Безропотно и смиренно эта благочестивая женщина взирала на то, как о.
Адриан каждый год покупал в Печорах дома и квартиры для своих
многочисленных чувашских родственников на ee деньги. Можно понять ее
отчаяние и решение покинуть монастырь, когда она поняла окончательно,
каким «старцам» она служила. От о. Адриана побежали
и другие чада. На глазах рушится авторитет еще недавно непререкаемый
«знаменитого псково-печерского старчества», как
собственно и весь миф о «знаменитых старцах» МП.
Кстати сказать, известный своими отчитками псковский иеромонах о.
Пантелеимон, имеющий много духовных чад среди москвичей и питерцев, еще
несколько лет назад запретил приезжающим к нему во Псков посещение
Псково-Печерского монастыря, называя его местом праздным и бесполезным.
Последние
события на Псковщине заставляют местных верующих всё больше задуматься
над тем, что же представляет из себя «блестящая
шоу-группа» под громким названием «Русская
Православная Церковь» в действительности.
Многогрешные
pp. Б. Георгий и Олег Ф.
г.
Печеры Псковские. 1 (14) ноября 2002 г.
P.S.
Фактически выжившего из ума Иоанна Крестьянкина сейчас прячут ото всех
в самом монастыре, придумывая легенды о лечении в Эстонии».
|